Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Брэнд "Русское Православие"


Последние 85 лет две части Русской Церкви - Московская патриархия и Русская Зарубежная Церковь (РПЦЗ) - взаимно не признавали друг друга, проклинали, называли "расколами" и даже "сатанинскими сборищами". Уже эти штампы показывают, как упрощают дело те, кто утверждает, будто "сергиане" и "карловчане" только и делали, что ждали встречи.

На самом деле русские эмигранты ждали "падения безбожной власти", возвращения на "покаявшуюся родину", преодоления трагического разлома - церковного и национального. Они хранили "залог неповрежденного православия", чтобы вернуть его России, очистившейся от морока. Но лишь несколько лет назад стали вырисовываться контуры "воссоединения" - через компромисс и отказ от принципов "Белой Церкви".

Итак, 14 мая в Москву торжественно въезжает делегация РПЦЗ во главе с ее первоиерархом митрополитом Лавром (Шкурлой), которого сопровождают 20 человек. Митрополит, еще не будучи главой РПЦЗ, много раз посещал Россию. Правда, раньше он держался подальше от Московской патриархии, следуя традиции трех своих предшественников - Антония, Анастасия и Филарета, которые запрещали общение с "ложной церковью", созданной Сталиным.

Лавр стал прямым преемником четвертого первоиерарха РПЦЗ - Виталия. Впрочем, сам 94-летний старец, удалившийся в Канаду, так не считает. Митрополит Виталий не признал избрания Лавра и продолжил управлять консервативной частью РПЦЗ. Но, как ни парадоксально, Лавр - во многом детище Виталия. Вспомним ту атмосферу "общественного порицания", которая сложилась вокруг Московской патриархии в 1990-1991 гг., когда приоткрылись архивы КГБ, замелькали в прессе агентурные клички высших иерархов и стали известны неприглядные подробности их "личной жизни". Многие призывали тогда митрополита Виталия приехать в Россию и засвидетельствовать, что он и есть подлинный глава той Русской Церкви, которая была до революции и которую безбожная власть загнала в подполье и эмиграцию. Но он не сделал этого, и инициативу вновь перехватила Московская патриархия.

За рубеж хлынул многомиллионный поток "новых русских эмигрантов", наполнивших поредевшие приходы РПЦЗ. Приходы, где "новые русские" составили абсолютное большинство, переходили в патриархию, в остальных менялся психологический климат. Старые эмигранты ворчали: "Запахло советчиной...". Но высшие иерархи РПЦЗ постепенно стали понимать: "верность неповрежденному православию" скоро оставит их с десятью приходами и двадцатью стариками, которые не смогут содержать духовенство. Начался многолетний сеанс самогипноза: "Все-таки патриархия уже не та, в чем-то она покаялась..." Теоретически требование РПЦЗ о покаянии Московской патриархии еще актуально, но практически РПЦЗ готова "восстановить" общение и не дожидаясь покаяния. Видимо, уже в ходе этого визита Лавра мы станем свидетелями его совместного служения с Алексием II (формально РПЦЗ не признает его законным Патриархом). Не зря же Лавр взял с собой пару диаконов, украшающих службы...

РПЦЗ митрополита Лавра объединяется с Московской патриархией, чтобы вконец не растерять паству и имущество. Но решает ли это объединение проблемы, вызвавшие раскол Русской Церкви в ХХ веке? В РПЦЗ уже произошел раскол, произойдет и еще. Московская патриархия так и не получит полной монополии на брэнд "Русское православие". А значит, по-прежнему будет кому сказать о ее неправдах и былых предательствах.

Александр Солдатов

14 мая 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования