Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": Заложники клипового мышления. В интервью "РГ" диакон Андрей Кураев разобрал подробности трагедии в аквапарке "Трансвааль"


Победа в Великой Отечественной войне, согласно данным соцопросов, по-прежнему воспринимается многими из наших соотечественников как главное событие минувшего века.

Торжество и трагичность этого праздника до сих пор не обесценились.

Торжество у нас сегодня в дефиците, а вот трагичности - хватает.

Наше время вряд ли кем воспринимается как пастораль. Скорее мы живем в момент концентрированных трагедий. Но жить только в горе нельзя: непродуктивно и опасно.

Как жить, чтобы не повредить общественную психику постоянной сосредоточенностью на бедах, чтобы быть способными сказать себе и другим наутро непобедимое "о,кей", но вместе с тем не превратиться в беспамятных, безжалостных людей, готовых организовать дискотеку на месте гибели людей, как это произошло после трагедии "Трансвааля". Как и какие надо брать уроки у трагедии? Об этом мы беседуем с известным богословом, диаконом Андреем Кураевым, разбирая подробности последней неисторической трагедии.

- Дискотеку в "Трансваале" отложили. Но в гостевой книге на сайте аквапарка можно найти сообщения такого рода: "Я был постоянным посетителем "Трансвааля", практически завсегдатаем. Эта трагедия, конечно, большое горе для всех, но жизнь продолжается, а отдыхать нужно. Я как ходил, так и приду снова". "Трансвааль" собирались открыть через несколько месяцев после трагедии. Отец Андрей, как вы к этому относитесь?

- Уже не с изумлением. Удивляться уже поздно.

Но со скорбью, потому что традиция в христианских странах всегда была такая - там, где произошла массовая гибель людей, должен быть памятник, место молитвы, памяти и скорби. А снова продолжать там развлечения - это несколько странно.

По какой философии мы сегодня живем? Иногда мне кажется, по философии песенки, спетой когда-то в мультфильме про Чебурашку. Я очень люблю Чебурашку, люблю сказку о нем. Но в хорошем этом мультфильме была бессовестная песенка: "Если мы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист, к новым приключениям спешим друзья, эй, прибавь-ка ходу машинист".

- Смерть - это не то, от чего надо закрываться?

- Смею вас уверить, что одна из причин негативного отношения к современной России и русским людям в мусульманском мире как раз в том, что большинство населения нашей страны живет в абсолютно антирелигиозном режиме. Я помню: однажды, еще в советские годы, я в ночной, пустой электричке ехал в Загорск в семинарию и по дороге разговорился с не вполне трезвым человеком, по-моему, это был азербайджанец. Он мне сказал: "Ты знаешь, почему мы, мусульмане, вас, русских, не любим?". Он даже сказал "ненавидим, презираем". Для вас нет ничего святого. Для вас слово "мать" ругательное и вы в Бога не верите.

В советской армии семинаристов чаще всего брали в стройбаты, где было много призывников из мусульманских народов. Так вот, все эти семинаристы, прошедшие через советскую армию, рассказывали потом, что, как только инонациональные сослуживцы узнавали, что они Богу намереваются служить, отношение к ним становилось намного лучше.

Если мы хотим, чтобы терактов было меньше, если мы хотим, чтобы эти теракты вызывали меньше сочувствия среди мусульманских этносов Российской Федерации, нам необходимо научиться благоговейно относиться к таинству смерти.

Если мы сами не ценим человеческую жизнь, тогда почему они должны ценить наши жизни? Если нам совершенно наплевать на боль, кровь, слезы своих людей, значит, по отношению к чужим мы еще безжалостнее?

- Мы до сих пор не знаем, кто настоящий хозяин комплекса. Разбираются технические ошибки. Но кто-то, кто заказывал этот проект, прямо или через сто посредников должен дать объяснения, принести гражданские извинения, даже если юридически он ни в чем не виноват.

- Вне всякого сомнения. Общество должно знать, как на самом деле выглядит собственник. Это в секунду ставший "нищим" бизнесмен, для которого аквапарк - единственный источник доходов? И ему хоть милостыню проси, потому что надо возвращать банку взятые на строительство аквапарка кредиты. Это одна ситуация. А если в самом деле это часть разветвленного бизнеса далеко не бедного человека, связанного с политикой, и он считает для себя возможным выжимать не такой уж нужный ему дополнительный доход на месте человеческой скорби, то это совсем другое дело.

- "Трансвааль" - развлечение недешевое. Отдых там могли себе позволить люди с хорошим достатком, то есть те, кого сегодня относят к высшим слоям среднего класса. В России с этим классом связано много упований и надежд, поскольку это люди самостоятельные, свободные, ответственные, с нормальными ценностями. И вот, судя по гостевой книге, им не терпится прийти вновь. Это что, некий изъян в морали этого класса?

- Ну вряд ли можно обо всем среднем классе говорить.

Но тот человек, который идет сознательно развлекаться и берет с собой детей для развлечения на место, политое человеческой кровью, конечно, тем самым демонстрирует, что с его совестным чувством что-то не так.

Я думаю, что это люди, которые воспитаны в клиповом мышлении. Это мышление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция. Вот идут сводки новостей, одна с другой не связаны. Идет концерт, один номер с другим не связан. Вослед рекламные ролики - один с другим не связан. Наконец, есть множество телеканалов, которые ты постоянно переключаешь, и они тоже между собой никак не связаны. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две-три минуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и протечь через твои мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным. Я не сомневаюсь, что те люди, которые сейчас пойдут в аквапарк, когда случилась трагедия, наверняка сочувствовали, сопереживали. Может быть, даже давали зарок - больше туда не будем ходить... Но прошло несколько месяцев и уже совсем другая погода в душе. Другие тонны информации через нее прошли. И человек уже предпочел забыть то, что произошло. Не думать о нем.

- Общество что-то может сделать в этой ситуации? Оценить себя со стороны? Как-то отреагировать?

- Общество, конечно же, это может. Общественную реакцию должна быть готова услышать власть. Например, после взрыва в метро мэрия могла дать элементарное распоряжение: поезда, проходя трагическое место в тоннеле, дают гудок. И это бы значило очень много.

- На ваш взгляд, какова все-таки моральная реакция общества?

- Мне трудно говорить за все общество, я слишком редко бываю в Москве. Живу в поездках. Прошлую неделю провел на Сахалине, эту - в Красноярске. Но впервые я услышал эту реакцию на интернетовском форуме и потом в живом общении. У серьезных людей реакция, конечно, отрицательная. Мне не доводилось много беседовать со светскими гражданами, у них наверняка реакция пестрая. Наверняка найдутся люди, кто спокойно раскупит билеты в аквапарк, особенно если будут скидочки.

- Мы стали циничнее?

- Я думаю, что да. В значительной степени на это влияет телевидение, которое последние пятнадцать лет ставит задачу на понижение: чем ниже планка допустимого, тем лучше. Советское телевидение при всех своих очевидных минусах всегда считало, что планку нужно поднимать выше, чтобы зритель тянулся, мог что-то пережить, понять, более высокое и серьезное.

И, конечно, на ситуацию сильно повлияли не прекращающиеся последние 15 лет разговоры о том, что школа не должна никого воспитывать, она должна просто давать знания.

Татьяна Владыкина

13 мая 2004 г.

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования