Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА": Антисемитизм и европейское самосознание


Мы должны прийти к осознанию двойственности европейской истории, мы должны открыто говорить о наших представлениях об истории, о наших воспоминаниях и, не в последнюю очередь, о наших предрассудках и предубеждениях.

В одном из выступлений в Германии бывший министр иностранных дел Латвии Сандра Калниете подчеркнула, что оба тоталитарных режима – национал-социалистический и коммунистический – были в равной мере преступными, а потому недопустимо делать между ними какие-либо различия. После этого высказывания заместитель председателя Центрального совета еврейских общин Германии Саломон Корн в знак протеста покинул зал. Когда же в одном из выступлений председатель Центрального совета еврейских общин Германии Пауль Шпигель заговорил об опасности "традиционного антисемитизма в странах Восточной Европы", протест против этого высказывания заявил президент Польши Александр Квасьневский.

Ещё до начала торжеств по случаю вступления в Евросоюз 10 новых стран призывы и предостережения, протесты и опровержения следовали одно за другим. В западных странах ЕС бытует мнение, что государства Восточной Европы ещё даже не приступали к попыткам разобраться с историей пособничества режиму национал-социалистов и что там прочно укоренился традиционный антисемитизм. Ну, а восточные европейцы, со своей стороны, упрекают Запад в том, что он закрывал и продолжает закрывать глаза на преступления коммунистических режимов.

Но давайте разберёмся. Имеет ли вообще смысл спорить о том, какая система была страшнее, какой режим, национал-социалистический или коммунистический, принёс больше страданий? Можно ли козырять численностью жертв, противопоставляя их друг другу? Наверное, это так же недопустимо, как и попытки поставить знак равенства между режимами. Оба были тоталитарными, оба были преступными, но они были разными.

В истории стран ЕС немало тёмных страниц. Латышам, например,  ещё только предстоит разбираться с вопросом сотрудничества с нацистской Германией. Не следует забывать, что из 70 тысяч евреев в Латвии выжили только 3 тысячи, остальные были уничтожены немецкими и латышскими нацистами. В Польше нуждается в осмыслении вопрос антисемитизма с католической подоплёкой. Если выйти за рамки ЕС, то и России ещё долго придётся бороться с бытовым антисемитизмом. А любые попытки использовать историю, чтобы отвлечь внимание от собственных проблем и упущений, только затрудняют диалог.

В "старых" странах ЕС катастрофически мало знают о новых членах союза. В прошлом веке народы Восточной Европы по два, а то и по три раза становились жертвами насилия или оккупации со стороны других народов, их лишали свободы и независимости. Они имеют полное право на то, чтобы мы учитывали этот их трагический опыт. И они заслуживают уважения за своё мужественное сопротивление коммунистической диктатуре. Возможно, именно то, что эти воспоминания живы в их памяти, поможет им с большей ответственностью подойти к собственной истории.

Но вот что действительно недопустимо, так это снисходительные поучения со стороны Запада. Вспомним, как много времени понадобилось Германии, чтобы открыто и честно разобраться со своей ответственностью за преступления национал-социализм. Этот процесс ещё не был завершен,  когда распад Советского Союза и объединение с ГДР добавили ещё одну непростую главу к истории. Или возьмём Францию: там дискуссия о пособничестве режиму национал-социализма только началась.

Всё это темы, которые должны широко обсуждаться между старыми и новыми членами Евросоюза. Непременное условие для этого: уважение к чужим страданиям, достойное отношение к памяти всех жертв. Но речь идёт не только о научном, сугубо академическом изучении истории. Эта политическая и историческая дискуссия должна вестись и на эмоциональном уровне. Мы должны прийти к осознанию двойственности европейской истории, мы должны открыто говорить о наших представлениях об истории, о наших воспоминаниях и, не в последнюю очередь, о наших предрассудках и предубеждениях. Открыто говорить о собственных утратах и страданиях и не забывать при этом о трагедиях других народов – вот цель такой публичной дискуссии. А в результате мы, возможно, хотя бы немного приблизимся к тому, что принято именовать общеевропейским самосознанием.

Корнелия Рабитц

"Немецкая волна", 8 мая 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования