Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СТАВРОПОЛЬСКАЯ ПРАВДА": Передать обязаны


Прошло уже более десяти лет, как религиозная организация мусульман г. Ставрополя добивается возвращения здания городской мечети верующим, а местные власти все оттягивают решение этого вопроса.

Зачем, по чьему наущению одна группа горожан, не разобравшись в сути вопроса, усматривает злой умысел в том, что другая группа хочет молиться в своей мечети? Зачем чье-то нежелание выполнить свои должностные обязанности и возвратить мечеть по закону и по совести камуфлируется полуправдой и откровенной ложью об истории этого здания?

Если без митингового угара и пристрастия изложить правду о мечети, то в тезисной форме она заключается в следующем.

Документально известно, что здание по адресу: г. Ставрополь, ул. Морозова, 12, построено в 1913-1915 гг. Здравомыслящий, не кривящий душой человек вряд ли будет утверждать иное. Хотя отдельные лица пытаются этот очевидный факт оспаривать, выдвигая различного рода доводы.

В качестве такого довода порой приводят тот факт, что архитектором здания был русский. Да, действительно, мечеть построена по проекту русского архитектора Г.П. Кускова. Ну и что? Любой цивилизованный человек воспримет подобное явление как нормальное взаимодействие культур. Например, Санкт-Петербург - целый уникальный ансамбль памятников архитектуры – результат творчества выдающихся представителей западной культуры, которые не были ни православными, ни русскими. Хочется спросить: если Исаакиевский собор проектировал француз О. де Монферран, а Смольный монастырь – итальянец В. Растрелли, то разве это что-нибудь меняет?!

Следующий довод оппонентов заключается в том, что на строительство мечети израсходованы средства не только мусульман, но и пожертвования купечества, государства и т.д. Понятно, век тому назад веротерпимость выше ценилась ставропольскими властями, нежели теперь. И в наше время, хотя не принято об этом упоминать, свои щедрые пожертвования на строительство церквей в самом центре городов Черкесска (Карачаево-Черкесия), Каспийска (Дагестан) и во многих других местах мусульмане рассматривают как нравственный, гуманный поступок и выражение на деле религиозной терпимости.

Еще один довод связан с тем, что мечеть находится в городе, недалеко от жилых массивов. Мол, если хотят, пусть строят себе другую, за городом. Во-первых, мечеть, так же, как и церковь, синагога и т.п., бывает не за городом, а в городе. Во-вторых, и построена она была в жилом районе города, рядом с Татарским базаром, на территории усадьбы князя Д. Бибердова – мусульманина, совершившего акт дарения своей усадьбы именно под эту мечеть. В-третьих, незачем пугать неосведомленных жителей соседних домов надуманными неудобствами (призыв муэдзина к молитве и т.п.), якобы ожидаемыми в случае возобновления в мечети молитвенных служб. Следует знать, что забота о благополучии соседа – одна из важнейших обязанностей мусульманина и служба будет организована так, что никто из соседей беспокойства не почувствует.

Противники возвращения мечети выдвигают также версию о том, что якобы там "службы проходить не могли" или "только несколько раз проходили коллективные молитвы" и т.д. – варианты разные, и все они не соответствуют истине. Правда же заключается в том, что религиозные службы в мечети начались еще до завершения в здании отделочных работ в 1915 г. И прекратились они в мае 1930 г. в связи с закрытием ее во исполнение требований Постановления ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. "О религиозных объединениях". Документы об исполнении этого акта представлены в Ставропольский горсовет 29 мая 1930 г.

К слову сказать, приводить все эти аргументы даже излишне. Достаточно того, что мечеть как здание религиозного предназначения, согласно законодательству Российской Федерации, подлежит возврату верующим.

Следует отметить, что в апреле 1994 г. главой администрации города по данному вопросу было принято положительное решение с выделением, одновременно для картинной галереи П.М. Гречишкина достойного помещения в центре города. Однако через некоторое время,без объяснения причины решение было отменено.

В дальнейшем на неоднократные просьбы решить данный вопрос ответы органов местной и краевой властей сводились к тому, что мечеть признана памятником истории и культуры федерального значения, она относится к федеральной собственности и может быть передана в пользование религиозным организациям правительством РФ.

Результатом обращения в правительство России явилось распоряжение возвратить в безвозмездное пользование религиозной организации мусульман г. Ставрополя здание мечети, заключив охранный договор на использование его как памятника федерального значения.

Председатель Совета религиозной организации мусульман и имам Ставрополя неоднократно обращались в органы краевой исполнительной власти с просьбой реализовать это распоряжение, но положительных результатов достигнуто не было. Оставалось одно – обратиться в суд.

Через семь месяцев (20 января 2004 г.) Ставропольский краевой арбитражный суд решил прекратить производство дела по данному иску, аргументировав это тем, что дело неподведомственно арбитражному суду. Не странно ли – для принятия решения о неподведомственности вопроса краевому арбитражному суду понадобилось целых семь месяцев? Поскольку это определение суда можно оценить как отказ в правосудии, оно, естественно, будет обжаловано в вышестоящей судебной инстанции. Будем надеяться, что там восстановят законность.

По поручению Совета религиозной организации мусульман г. Ставрополя – председатель Совета Солтанбий Борлаков

"Ставропольская правда", 30 мая 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования