Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Спорная дорога в храм. Казанская городская администрация закрывает глаза на конфликт между старообрядцами и католиками


Межконфессиональное согласие в Татарстане, которым так гордилась не без основания республиканская власть, дало трещину. Чиновники администрации Казани закрывают глаза на разгорающийся конфликт между старообрядцами и католиками.

В октябре прошлого года на перекрестке улиц Свердлова и Айдинова был установлен большой дубовый крест и освящена земля под строительство католического храма. На торжественном мероприятии Римско-Католическую Церковь представлял посланник Папы, апостольский нунций Антонио Меннини, а городскую администрацию – мэр Камиль Исхаков. Присутствовали на мероприятии старообрядцы и православные, выступающие против начала строительства католического храма именно в этом месте, в двух шагах от старообрядческого храма, возведенного в начале XIX века.

Прослышав, что Римско-Католическая Церковь не собирается ограничиваться строительством одного храма в Казани, заволновались и мусульмане, которые не исключают, что следующая католическая церковь перекроет прихожанам дорогу в мечеть.

В беседе с корреспондентом "НГ" священник Ариэль Альварес, прибывший в Казань полтора года назад в помощь местному настоятелю Диогенису Аргентинесу, подтвердил, что у Римско-Католической Церкви большие планы строительства храмов по всей республике: "Это только начало, будем строить еще храмы здесь, в Казани, и вообще в Татарстане".

Сегодня казанский католический приход составляют около 150 прихожан, которые собираются вместе только по большим праздникам. Постоянно ходят на службу не более ста человек. В основном это русские и татары, а также несколько поляков, украинцев и прибалтов. Католический храм ютится в часовне Арского кладбища. Зимой, когда рано темнеет, многие прихожане опасаются здесь появляться. Однако священники уверены, что с появлением храма в более людном месте число прихожан будет расти.

Надо сказать, что с середины XIX века в Казани существует католический храм в стиле классического польского костела, расположенный на улице Горького, 30. Однако в советские годы в храме разместил аэродинамическую трубу Казанский авиационный институт (КАИ). Выступая на торжественном освящении земли, Камиль Исхаков, памятуя о грядущих муниципальных выборах, слова подбирал осторожно: дескать, католический храм закладываем взамен утраченного.

Казань с давних пор делится на три части, определяющиеся, в частности, и религиозной принадлежностью их обитателей. За озером Кабан раскинулась мусульманская часть с соборной мечетью Марджани, которой начинается ныне возрождаемая Старо-Татарская, дышащая седой историей, слобода. Здесь столько мечетей, возведенных богатыми купцами, медресе, добротных подворий, домов-музеев мусульманских духовных деятелей и татарских просветителей, что этот уголок Казани воспринимаешь не иначе, как музей под открытым небом.

По другую сторону озера Кабан – Рабочая слобода, обживаемая с XVII века трудолюбивыми старообрядцами с их молельными домами. В десятые годы XIX века купец Гребенщиков построил старообрядцам Поморского Согласия церковь Казанской Богородицы со звонницей над входом. А другой известный старообрядец, купец-благотворитель Яков Шамов – больницу для бедных, известную в городе как Шамовская.

Золотые православные купола хранили мир и покой аристократического района Казани, обитель императорского университета, старейшего учительского института и третьего в России ветеринарного института, художественного и музыкального училищ, семинарий, гимназий и театров. В них были заняты и селились поблизости от места работы иностранцы. Для них в этом "дворянском раю" на параллельных улицах с разницей в пять лет в середине XIX века были построены католический храм (1858 г.), здание которого и теперь стоит на улице Горького, и лютеранская церковь Святой Екатерины (1863 г.).

Мэр Исхаков, выступая на церемонии освящения, "забыл" упомянуть, что КАИ переезжает в другой район Казани, уже освободил один памятник архитектуры – Казанское художественное училище, и сейчас ведется разговор о переносе аэродинамической трубы из здания храма на улице Горького.

Почему бы Католической Церкви не поставить вопрос о восстановлении исторической справедливости, возвращении ей здания костела и не заняться его восстановлением? Видимо, потому, что самый малочисленный, меньше ста тысяч жителей, Вахитовский (некогда аристократический) район Казани, ее деловой центр, где стоит старинный костел, вряд ли поможет католикам с их проблемой роста числа прихожан.

Старообрядцы, вот уже полгода пытаясь добиться сохранения своих интересов, прихода и территории, направляли письма президенту РТ Минтимеру Шаймиеву и президенту РФ Владимиру Путину. Однако все послания переадресовывались в городскую администрацию, чиновники которой не устают отписываться: "Закон не запрещает строить католический храм в этой части города".

Вера Постнова, Казань

"Независимая газета", 26 апреля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования