Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Сергей Иванов уточнил разницу между у-шу и кунг-фу


В военных училищах вряд ли будут преподавать кунг-фу, но министр обороны Сергей Иванов, посетив в четверг знаменитый китайский монастырь Шаолинь, выглядел очень вдохновленным увиденным. Высокопоставленных российских делегаций здесь никогда не было. Хотя, как сообщил министру настоятель Шаолиня, иногда приезжают некоторые русские - чтобы хоть немного побыть похожими на героев боевиков. Оказывается, все просто: в Шаолинь берут на учебу не монахов, а всех, кто в состоянии за это заплатить.

Завершить визит в Китай столь неординарным образом Иванову предложил его коллега - генерал-полковник Цао Ганчуань, министр обороны КНР. Ранним китайским утром (и глубокой московской ночью) оба министра вышли на берег реки И, что течет близ города Лояна и впадает в великую Хуанхэ. Пещера "Ворота Дракона" ждала их. Пещер, впрочем, много - около двух тысяч на относительно небольшой (длиной в километр) поверхности горы. И не совсем пещер - скорее разного размера выдолбленных ниш с неизменным выдолбленным же Буддой внутри. Самый большой - 17-метровый Будда - красуется посередине. Особо склонные к аскезе монахи в этих нишах и жили. Хотя история "Ворот Дракона" говорит и о монахах-сибаритах, замеченных в середине IX века (группа "Девять старцев горы Саншянь"). Они, как говорится в предложенной справке, "по утрам и вечерам пили в монастыре ароматное вино и декламировали стихи".

А затем - к Шаолиню. Кортеж часа полтора мчался дорогой, по обилию колдобин предназначенной скорее для грузовиков и велосипедов, чем для скоростных представительских машин. Деревенские жители искренне радовались - событий в провинции никаких, министру же тем самым показали, что еще не весь Китай состоит из небоскребов. Когда кортеж въехал в небольшой городок, где чуть ли не каждое второе здание является школой восточных единоборств, стало ясно: Шаолинь рядом. В этот город приезжают сами или отправляют своих детей все китайцы, желающие постичь премудрости кунг-фу. В школах же ничего монастырского не просматривается: с виду вполне комфортабельные новые дома, перед каждым - огромный плац, на плацу - человек по 150 подростков в одинаковых футболках. Все поделены на группки, каждая из них отрабатывает какое-либо отдельное движение, подолгу застывая то с шестом в руке, то в какой-нибудь чрезвычайно неустойчивой позе. Знающие люди говорят: местные школы, в названии которых есть слово "Шаолинь", в Китае особым спросом не пользуются - мол, живут за счет чужой репутации. Но плацы целыми днями заполнены перед всеми школами. Иностранцев здесь нет: для них это дорого (для неграждан - особая цена) и долго (учиться нужно несколько лет).

У монастырских ворот двух министров обороны встречал настоятель Шаолиня - с бритой головой и умиротворенно поблескивающей улыбкой. Иванов на всякий случай решил уточнить разницу между ушу и кунг-фу.

- Ушу - это просто набор приемов, а кунг-фу... это гораздо больше, - последовал мудрый ответ настоятеля.

Распорядок дня шаолиньских монахов главам оборонных ведомств показался чем-то близок. Много тренировок, ранний всеобщий отбой (в 10 вечера о нем возвещает барабан), ранний подъем (он звучит голосом колокола). На сон остается ровно шесть часов.

- Они же - монахи, жен у них нет, поэтому и спать им долго не надо, - улыбка настоятеля стала еще приветливее и еще шире.

"Ну прямо как военным", - как-то почти обрадованно сказал Иванов. Но у настоятеля оказался козырь, припрятанный не в рукаве оранжевого балахона, а в монастырском распорядке дня.

- А у нас еще есть обязательный тихий час, - смиренно сообщил он и пригласил министров на показательные выступления по кунг-фу.

Сердца членов российской делегации сразу же окончательно и бесповоротно покорил 9-летний мальчик, вышедший на арену первым. Уменьшенная копия героев боевиков: бритая голова, сосредоточенное выражение лица, углубленный во что-то далекое взгляд. Заохали даже генералы: мальчик сделал серию сальто без помощи рук, при переворотах аккуратно приземляясь макушкой на каменные плиты монастырского двора. "О, какой боец растет", - сообщили друг другу военные. Шаолиньцы постарше бились: в стиле обезьяны, учебными мячами, цепями и деревянными палками. Кроме того, об их головы, руки и ноги эффектно ломались разнообразные увесистые предметы. Но повторный "ох" среди публики вызвало лишь финальное выступление: боец с невозмутимым видом выдерживал удары между ног.

Чуть ли не больше, чем единоборства, в Шаолине чтут слово. Причем одно-единственное: "Шаолинь". Монастырь недавно зарегистрировал его как торговую марку и теперь с присущим буддистским монахам упорством борется со всеми, кто выпускает футболки, брелоки и прочую дребедень без санкции. Сколько точно от этой дребедени набегает за год - сказать сложно, но по мелочам, как известно, кунгфуисты в бой не вступают. Шесть незаконных брендов уже насчитали в США, несколько - в Японии, сейчас подбираются к Европе. Торговать Шаолинь хочет только сам, хотя он и так считается одним из самых успешных коммерческих проектов в Китае: толпы туристов, масса сувениров плюс обучение. Одна из главных шаолиньских легенд рассказывает о монахе Бото, который 9 лет просидел в медитации перед каменной стеной, за что его и сочли героем. Сейчас бы он так не просидел и часа - сбили бы с ног туристы. Впрочем, и монахов в монастыре осталось всего сотня - остальные решили поискать более спокойное место.

Екатерина Григорьева, Шаолинь-Пекин

"Известия", 23 апреля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования