Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА": "Вспомнить добрые советские времена"


Заместитель главы Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ, Уфа) Мухаммедгали Хузин, являющийся муфтием Пермской области, выступил с инициативой введения наказания родственников террористов и уголовников, а также законодательного запрещения в России ваххабизма. Между тем подобной практики - ответственности по линии родства - не знает ни одна ныне действующая в мире юридическая система. Законодательный же запрет ваххабизма, в 1999 году уже вводившийся в Дагестане, но затем отмененный по иску прокуратуры, вообще чреват дипломатическим скандалом, поскольку данная форма ислама совершенно официально является господствующей религией в таких странах, как Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Оман.

Вчера в интервью 'Интерфаксу' муфтий Хузин предложил законодательно распространить ответственность за убийство и терроризм на ближайших родственников преступников, осужденных или мертвых. Преступник, по его мнению, "должен знать, что изгоями всего общества станут его близкие, единокровные люди". Хузин уверен, что и многодетные матери, и герои труда, и прочие заслуженные люди, воспитавшие грабителей и убийц, "должны быть поражены во всех правах и привилегиях в части социального, пенсионного и иного обеспечения". Также он предложил законодательно запретить ваххабизм, назвав его псевдорелигиозным радикальным и экстремистским течением, близким к тоталитарным сектам. Корреспонденту ГАЗЕТЫ, обратившемуся к Хузину за разъяснением его позиции, он заявил, что своим выступлением всего лишь поддержал и развил недавний призыв заместителя генпрокурора РФ Владимира Колесникова о запрете ваххабизма. Что же до кампании по 'осуждению родственников террористов', то она, по мнению духовного лица, не должна иметь ничего общего с уголовным преследованием. В связи с этим Хузин предложил 'вспомнить добрые советские времена и институты товарищеских судов' или воспользоваться недавним опытом соседей: например, по его словам, совсем недавно в Таджикистане имел место случай, когда всю семью пойманного в Москве наркокурьера изгнали из родного села. Кроме того, муфтий заявил, что лично знаком с матерями-героинями, чьи пять или шесть детей отбывали многолетние сроки за убийства. "Таких по всей стране тысячи и тысячи наберется", - заверил он корреспондента ГАЗЕТЫ, присовокупив, что, по его мнению, подобные лица должны лишаться всех льгот, социальных поощрений, пособий, пенсий, орденов и наград. Круг подлежащих подобному наказанию Хузин предложил определять "понятием близкие родственники, которое есть в законе: мать, отец, братья, сестры, жены и мужья". "Все общество должно знать, из каких семей происходят убийцы. Ведь наверняка и его родственники придерживаются таких же убеждений, поэтому они должны разделить ответственность и участь человека, которого они воспитали", - заявил муфтий.

При этом он считает, что родственников недавно осужденной на 20 лет Заремы Мужахоевой, раскаявшейся в своих действиях и никого не убившей, трогать не надо. "А вот родственников тех, кто взорвал Тушино, как раз следовало бы".

Сенсационное заявление пермского муфтия ГАЗЕТЕ прокомментировал заместитель председателя Совета муфтиев РФ по богословию, имам-хатыб Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов. "Согласно Корану (сура 35, аят 18), - отметил он, - ни одна душа не несет на себе грехов другой души". Аляутдинов считает, что одобряемые Хузиным обычаи, имеющие доисламскую природу и до сих пор встречающиеся, в частности, на Кавказе, "разумной властью никогда востребованы не будут", тем более что "в российской практике иногда осуждают и совершенно невинных людей'. 'Что же, шельмовать еще и их родственников?' - недоумевает Аляутдинов.

"Рано или поздно до этого дойдет"
Комментарий Алексея Малашенко, члена научного совета Московского центра Карнеги:
"Как ни печально, но прогноз неутешительный – к подобным мерам все идет, и это естественный процесс. Если в Англии уже призывают публично вешать террористов, то рано или поздно дойдет до того, что в заложники будут брать и членов их семей. Такова уже практика Израиля, разрушающего дома родственников террористов.
Разумеется, закреплять подобные положения в законодательстве ни одно цивилизованное государство, включая и Россию, не станет. Однако кампания с требованиями привлекать к ответственности родственников террористов будет нарастать, и прежде всего усилиями определенной части исламского духовенства, которое подобными заявлениями стремится набрать авторитет в глазах власти. Впрочем, власть, похоже, сама ждет от них таких заявлений".

Как осуществлялась месть семьям преступников в разные времена и у разных народов
Русские генералы, замирявшие Северный Кавказ в XIX веке, широко практиковали круговую поруку и наказания родственников тех горцев, что участвовали в боевых действиях против русских войск. Семьи вождей кланов, тейпов и племен не брал в заложники только генерал князь Барятинский, прочие же следовали заветам первого царского наместника на Кавказе Ермолова. Например, известнейший 'линейный' командир, казачий генерал-майор Яков Бакланов прославился не только богатырской силой, храбростью и искусством владеть оружием, но и наставлением всем, кто воюет с племенами Кавказа, вести войну не по европейским, а по местным обычаям, что означало кровную месть, тактику 'выжженной земли', уничтожение семей убийц русских солдат и удерживание заложников. После того как имам Шамиль сдался русским войскам у аула Гуниб, его привезли в Калугу, провозгласив 'почетным гостем русского императора'. На деле это означало, что все жены и сыновья имама - Гази-Магомед, Мохаммедшафи и Джемалдин - превратились в заложников. Уже в советские времена практику воздаяния родственникам за преступление, совершенное одним из членов семьи, ввел сталинский нарком Ежов: один из 'литерных' пунктов 58-й статьи УК предусматривал 5 лет лагерей и 5 лет поражения в правах для ЧСИР - 'членов семей изменников Родины'. Дети 'изменников' направлялись в специнтернаты, фактически являвшиеся колониями для малолетних политзаключенных. Уголовные кодексы РСФСР и других советских республик предусматривали также уголовное наказание для близких родственников преступника за недоносительство (до 10 лет лагерей). Начиная с 1944 года спецчасти НКВД, действовавшие на территории Литвы, арестовывали и выборочно расстреливали семьи 'лесных братьев', которых литовцы именовали 'резистантами', а советские генералы - 'членами националистических бандформирований'.

Что же до опыта в этой области зарубежных стран, то он достаточно скромен. Власти Турции, Ирана, Ирака и Сирии, ведя борьбу против курдов, брали в заложники и убивали родственников партизан. В годы Второй мировой войны в Палестине британцы обезопасили трансиорданский нефтепровод, разбив его на зоны ответственности арабских деревень. После первой диверсии на нефтепроводе они взрывали дом мухтара (старосты) повинной деревни, после второй - вешали самого мухтара, после третьей - казнили его семью. Начиная с 1951 года и по сегодняшний день карательные операции против семей федаинов (партизан) и террористов осуществляют израильтяне. Дом преступника, уличенного в подрывной деятельности, разрушают бульдозерами, а его семью выставляют на улицу, зачастую перемещая в другую местность (например, из Газы в Самарию). Разумеется, ни на какую юридическую базу подобные действия армии не опираются.

Надежда Кеворкова

"Газета", 22 апреля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования