Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МЕЧ И ТРОСТЬ": Иеромонах Тихон (Козушин). Сказка о том, как два сына с внучком царства лишились...


Жили-были два Брата (звали их, предположим, Рпцмп, Рпцз(лавра), но это не так важно).

Старшим из них был Рпцмп, хотя старшинство свое он приобрел обманом, как некогда Иаков обманом обошел Исава, старшего брата своего; однако благословение-то ему дал не Отец (как Иакову), а отчим (в семействе того звали Гпу). Не успел старший брат опыта жизненного набраться, как стал на него отчим наседать: говори, мол, всем, что мой ты сын, родной, и радости у нас общие должны быть и горести. Взмолился пасынок тогда: "Ведь грех это – врать, папаша!" Не совсем понял проблему отчим и пошел советоваться к своему отцу, самому что ни на есть родному – тот еще жив был, хотя уже готовился свое 8-митысячелетие праздновать.

Для старца нестареющего вопрос этот – семечки, и вот возвращается уже отчим с улыбочкой, сияющий, и говорит Рпцмпу: "Сынку, (почему-то перейдя на восточно-украинську мову), а по якому случаю ты греха-то испужался? Грех сам Бог попущает, шоб избегнуть большего греха. Сказано же, что надлежит быть соблазнам в мире!" Не готов был "сынку" к такому повороту по простоте душевной, и годков-то ему еще мало было, и продолжал задавать отчиму преглупые, просто детские вопросы. "А как же с совестью? - тогда еще знали такое слово. - Обличать будет; так ведь и запить можно!". Отчима чуть кондрашка не хватила. Очень на нервы ему это слово подействовало – даже сынок не ожидал такой реакции.

Опять отчим побежал к отцу своему – сначала поправить нервную систему, а потом уже и совета просить. Ну, уж старца и тут не проведешь. "Вот, - говорит, – друзья у меня недавно, лет 400 назад, появились, "езуитами" их некоторые зовут, так те хорошую штуку придумали, – когда им про совесть пытаются мозги морочить, они как мечем одним словом отмахиваются: дисциплина! И все тут! На козе не объедешь. Я, правда, сам с ней не дружу, я лицо пока свободное. Но внучку ты подскажи, а он уж сам ее к делу приладит". И приладил внучок, уже окончательно сбитый с толку. Только украсил слово эпитетом "церковная", да и на русский перевел, чтобы народу понятнее было. И получилось – "церковное послушание". С такой косметикой от выражения уже не несло тухлой казармой, а совсем наоборот – ладанком попахивало, сладко так.

И пошло-поехало. Если кто говорил, что сотрудничество с Гпу – грех, потому что контора эта сразу провозгласила себя богоборской, сынку резонно и солидно-презентабельно так отвечал: "И что с того? А разве не больший грех оставлять народонаселение наше без причастия? Ведь отчим у меня буйный бывает, особенно когда переберет… кровушки, может при случае кого хочешь замочить, и церкви взрывать может. А также написано: почитай отца и мать своих".

Тут ему из-за кордона младший Брат (который вовремя, хоть и не без риска для жизни, от папаши такого смылся) напомнил, что "Дух Святый взорвать нельзя, да и грехи взвешивать - дело Божие, а не человеческое. А то уже слухи пошли, что на будущем соборе вопрос хотят поднять, чтобы на Литургии вместо "Святая святым" вставлять "Святая - менее грешным!", а если что святого останется, то можно из икономии и более грешным, например, католикам, п(р)одавать. И вовсе не отец он нам, а отчим".

В общем, небесталанный оказался "старший" Брат, вполне творчески осуществлял заветы отчима, особенно, что касалось послушания.

Все бы хорошо, но старые люди, и в их числе наш митрополит Виталий, говорят, что таковые Царство не наследуют…..

2. С младшим (на самом деле – старшим) Братом Рпцз(л) история попечальнее случилась. Поначалу не знал и не хотел знать он никого, кроме родного Отца своего, а с Братом старшим и отчимом-папашей он практически на первых порах не общался, так что, Гпу даже обижаться стал, чуть не плачет. А батя отчима успокаивает его: "Мытьем не проходит, так ты его катаньем усмири! Так ему скажи: "Мы же с братом твоим старшим тебя в детстве на руках носили, отца и матерь заменили. В принципе, можешь меня и матерью называть – не погрешишь. Вот мы с католиками в Баламанде "сестринское" богословие развили, а тебе неплохо бы и с "матерным" жилось!"

Все это передал старший младшенькому, а от себя еще вот что добавил: "Библию-то читал, небось. Помнишь, там змей Еву уговаривал вкусить от древа добра и зла? Паршивец змей! С тех пор человек только зло и видит во всем, а добра почти не замечает. А ты один глаз закрой, который видит злое, а смотри на все другим, который видит только хорошее. Можешь даже моноклем пользоваться – так аристократичнее будет!И на Брата старшего так смотри – ведь в нем хорошего не меряно, а критиковать его брось". Робко возражать стал младшенький: "Но уж раз вкусили мы и стали видеть злое и доброе, так ведь это поможет и выбирать между ними, и не грешить. Дал ведь Бог нам два глаза для этого"."Опять ты нам про выбор и про грех какой-то долдонишь, - отвечали Рпцмп с Гпу – ушло все это в прошлое. Время-то лихое было, все различия стерлись. Нечего рефлектировать, вперед надо двигаться – заре навстречу!".

"Заре навстречу" показалось Рпцз(л)у очень поэтичным выражением, даже в глазах зарябило от такой перспективы: Россия, кони белые кругом, за алтын можно полгода борщом с кулебякой питаться, людей почти нет – одни патриархийные православные, а закаты и зори какие! Такие радости, конечно, должны быть общими! Голова немного закружилась. К этой заре и рванули, вперед, вперед – а почему-то там то ли Рпцмп на фоне зари образовалось, то ли заря на фоне Рпцмпа. Все спуталось. (Тут крутится у меня в мозгах перефразированный стишок известного советского писателя, никак не отлипнет:

В горах рассеялся туман,

Все видно впереди,

Своих баранов, о, чабан,

Ты в Рпцмп веди!)

Куда-то в светлое прошлое ушли понятия и заветы младшебратских старцев – не ходить к этой заре навстречу, а наоборот, бежать от нее подальше. Слишком духовными они были, до современных капиталистических батюшек они уже не доходят. В этом, как ни странно, капиталистические от социалистических недалеко друг от друга ушли; видимо, общественная формация не столь много значит (а что значит – мы в следующей сказке расскажем).

Так что, вместо зари один мрак остался младшему, или марк. Опять я запутался.

А старцы, и с ними наш митрополит Виталий, говорят, что и такие Царство не наследуют. А могли бы…

3. Недавно у братьев внучок родился. Шалун такой. Он, правда, хотя еще маленький, но родство свое отрицает и по гордости наивной себя Рипц всем велит называть. Но нынче наука генетика далеко ушла, по одной клеточке может отцовство установить. Ее не обманешь! Да внучок еще кричит: "Мы витальевские, мы витальевские", – прямо как в кино: "Мы псковские, мы псковские". А Виталий-старец его и знать не хочет. "Обманул ты меня", - говорит старец, - "надел овечью маску, а дела делаешь не овечьи, в лучшем случае – бараньи. Как в Евангелии сказано?

"Мы играли вам на свирели, и вы не плясали;

мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали".

Вот когда я благословлял тебе рукополагать епископов, ты испугался, а когда запретил, ты нарукополагал невесть сколько! Что за упрямство баранье! Один твой вообще стал у меня каноническую справку требовать, а то, мол, сомнения гложут. Надо ему каноническую кузькину мать показать в качестве справки. Нет тебе моего благословения отныне и до…"

А старцы наши говорят, что вообще этому младенцу рано о Царстве-то думать: на земле столько дел надо переделать - епископов, к примеру, еще нарукополагать. Ростом уже большой, а вот нос еще не дорос.

Сказка эта не ложь, и намеков здесь никаких нет.

Конец и Богу слава!

Апрель, 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования