Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МЕРИДИАН", БЕЛГОРОД: Ссылка для ведьм


Корреспондент "Меридиана" нашел в церковных архивах документы, подтверждающие, что в наш край раньше сcылали ведьм и колдунов

Обычная женщина, как считалось, могла стать ведьмой по наследству от матери-ведьмы, либо через союз со злым духом, вселившимся в нее или вступившим в любовную связь. Ведовские способности женщине могла передать умирающая ведьма, стремящаяся избавиться от сидящего в ней "не своего духа".

Врожденными способностями к колдовству обладали те, кто проклят матерью во чреве.

Колдун, чтобы обрести свою власть, должен отречься от Бога и заключить договор с нечистой силой. Делалось это, по народным представлениям, ночью на перекрестке дорог или в бане, колдуну нужно было отречься от родителей, стоя на иконе, положенной вниз ликом, или своей кровью подписать хартию, составленную нечистым. Колдун имел большую власть, чем ведьма: он мог насылать на людей бесов, превращать людей в животных, повелевать погодой и понимать язык всех тварей земных, наводить порчу и болезнь до смерти.

Нет ничего особенного, что такие свидетельства сохранились в церковных архивах, ведь именно Православная церковь вела особо упорную борьбу с чародеями и вообще с народными поверьями и суевериями. Однако первые "антиколдовские" документы датированы XVII веком и составлены светской властью.

В частности, есть приговоры о высылке виновных "на вечное житье" в "украинные" (то есть окраинные) города, в числе которых в те времена были и Белгород, и другие города Белгородчины. В 1684 году к нам сослали "стрельца Ваську Баранникова и отставного стрельца Левку Барана с женою", "за воровство и волшебство". В 1648 году белгородскому воеводе Тимофею Бутурлину была послана царская грамота, где говорилось, что "иные прелестники… в городах и уездах бывают со многим чародейством и волхвованием, и многих людей тем своим чародейством прельщают", для лечения приглашают домой "чародеев и волхвов и богомерзких баб-вдов". Царь Алексей Михайлович распорядился провинившихся в подобных делах бить батогами. Скорее всего, телесные наказания помогли мало, поскольку в феврале и апреле 1653 года последовали новые грозные указы на имя воевод в Карпове (этот город располагался в районе современной Томаровки) и на Осколе (ныне Старый Оскол). Уличенных в колдовстве в третий раз "злых людей и врагов Божиих" было велено сжигать в срубах "безо всякой пощады", а дома их разорять до основания. К счастью, народная память не сохранила частых случаев подобных расправ, а значит, ничего похожего на массовые костры западной инквизиции.

Хотя, судя по всему, ведьмы и колдуны вовсе не ушли в подполье. Один из митрополитов, Мисаил (время правления 1672-1684гг.), в пику их активности составил "Окружное послание" своей пастве, в котором обличал "хождение к чародеям и волхвам и призывание их к себе на дом к малым детям и больным младенцам", отчего "многие люди, забыв Бога и православную христианскую веру, тем прелестникам последствуя, внезапною смертию помирают".

Следующий сохранившийся документ, появился примерно через полвека и принадлежит архиепископу Досифею Богданович-Любимскому. Он обличает "неведомо откуду" вошедший в народ обычай, что, "не довольствуясь благословением Божиим, еще своими бабьими, паче же дьявольскими забобонами оное (брачный обряд – прим. ред.) довершают, теща бо выедет в встречу на вилах, кожух вывернет, нарядившись в шапку…да еще некоторые и огонь на воротах зажигают и чрез тот огонь нововенчанные идут, и Бог весть, нет ли тут каких приговоров бабьих или чародеяний дьявольских, что весьма для православных христиан срамно…"

В 1750 году у каптенармуса Белгородского полка Карпа Булавина оказалась пришитая к печатному букварю "заговорная волшебная тетрадь", которую, как он объяснил, дал ему ротный писарь Амос Грезный, за что им обоим, как людям военным, "дабы вперед таких волшебств и безумных суеверств чинить не дерзали, при собрании полка, прочим в страх, учинить телесное наказание".

Наиболее полное представление о понятии колдовства в то время дает "Дело о знахаре", состоявшееся в 1751 году. 15-летний житель села Люботино Валковского уезда Нестор показал, что в Петров пост живущая в том же селе вдова Евдокия Пятернева прислала за ним и спросила, "хочет ли выучиться смотреть на звезды и оттого угадывать – о пропаже какой и у кого сыскать? И стала его научать… В полночь выводила его к мельничному ставу и пускала плыть против воды, и плыл, а потом, взяв его из воды, воткнула веретено тонким концом в землю, а на другом конце веретена, на котором прядывала в Георгиев день для волшебства, пускалась под небеса и сняла звезду, и дала ему в руки подержать, а потом пошла с ним в дом и ту звезду положила в сенях под кадушку. Поутру налила горелки в чарку и наговорила и дала выпить. На другую ночь вывела его, Нестора, на двор и велела смотреть на звезды. И показывались ему человеческие имена, у кого пропало и кем украдено".

Между тем розыски упомянутой бабки ничего не дали, и Нестора сослали в Святогорский монастырь, чтобы "он никому суеверных бредней не объявлял и действия никакого не чинил, а ходил бы в церковь Божию".

Всего через год, в 1752 году, некая дворовая женка Марфа Королева была взята в Курскую воеводскую канцелярию по обвинению ее в том, что портила господина и госпожу свою волшебством. Марфа показала, что "дочь ее с дворовым человеком онаго бригадира блудно жила, а бригадира жена била ее дочь батожьем за оное падение, и за то злясь она, Марфа, чинила волшебство и вынимала у господина своего след на земле с приговором, чтоб он был всегда болен, от которого волшебства бригадир и поныне находится в болезни… С этой ведьмой, признавшейся в своих деяниях, в то время надлежало поступить по довольно строгому указу императрицы Анны Иоанновны от 1731 года: "Ежели какие волшебники учнут собою на вред или мняще якобы на пользу кому волшебства чинить, и за то оные обманщики казнены будут смертию, созжены".

В Государственном архиве Белгородской области (ГАБО) хранится два документа, содержащие указы императрицы Екатерины II по ведьминому вопросу. Это рапорт 26 ноября 1770 года, в котором указом императрицы "велено… всемерно истинно наблюдать, не делается ли где какия суеверия, не проявляет ли кто для скверноприбытчества каких при иконах святых или при кладезях, источниках ложных чудес… и ежели таковые где-либо явятся, то лживые чудеса проповедающих брать для распросов, а кликушей, кои в церквах и монастырях безобразье и соблазны чинят, их за то по указам отсылась в светский суд без всякого отлагательства". Далее в архивной папке содержатся документы-рапорты из Нового Оскола, из Ахтырского монастыря, Курского Троицкого девичьего монастыря, от священников духовного правления Белгородского уезда, из Суджанской Предтечевой пустыни и Святогорского Успенского монастыря о том, что на всех этих территориях Белоградской епархии "все состоит добре и благополучно" и "никаких чудес ложных и суеверий не явилось".

В XIX веке, когда Белгород стал уездным, а не губернским городом, внимание духовной и светской властей к народным суевериям ослабело. Одни лишь земские врачи пытались бороться со знахарями, которые составляли им конкуренцию.


Татьяна Черных

14 апреля 2004 г


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования