Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СЕДМИЦА.РУ": "Страсти Христовы": фильм-убийца или фильм-проповедь?


Телепрограмма "Православная энциклопедия"
Эфир на канале ТВЦ 17.04.04

Ведущий священник Алексий Уминский: – Здравствуйте. Христос Воскресе! В эфире – "Православная энциклопедия".
...

Священник Алексий Уминский: – У нас в студии – известный кинокритик Виктор Матизен и иеромонах Питирим, занимающийся христианским искусству. Здравствуйте, батюшка. Здравствуйте, Виктор Эдуардович. Спасибо за то, что вы пришли к нам в студию. Мы будем говорить о фильме, который вызвал огромный резонанс в обществе, - о картине Мэла Гиббсона "Страсти Христовы". Сразу спрошу – ваше мнение об этом фильме.

Крестный путь в фильме

Крестный путь в фильме "Страсти Христовы"

В.Э.Матизен: – С моей точки зрения, этот фильм – самое яркое и впечатляющее событие нынешнего кино-года. Рискуя впасть в пафос, скажу: наконец-то я увидел, как происходили события, описанные в Евангелии. Я читал достаточно много отзывов об этом фильме, и могу сказать, что этот фильм никого не оставляет равнодушным: он или сильно впечатляет, или вызывает резкое отторжение.

Иеромонах Питирим: – Должен сказать, что сам этот фильм не является таким уж важным событием на фоне истинных Страстей Христовых и Пасхи Господней. С моей точки зрения этот фильм, скорее, наводит на грустные размышления о том, что общество может соприкоснутся с Евангелием только таким образом.

Священник Алексий Уминский: – Спасибо. А теперь давайте посмотрим, какой была реакция на этот фильм у наших соотечественников.

Сюжет: "Опрос зрителей фильма "Страсти Христовы"

Фильм Мэла Гибсона "Страсти Христовы" вышел на экраны США и сразу побил все рекорды кассовых сборов.

7 апреля, в Страстную Среду, премьера фильма состоялась в Москве. Сейчас он идет уже в сорока регионах России, его посмотрели 30 миллионов зрителей.

Фильм, рассказывающий о Страстях Христовых, вызвал страсти и среди зрителей: верующих и неверующих, мирян и священнослужителей. Официальный Ватикан поддержал его показ, и в то же время некоторые американские и французские кинотеатры объявили ему бойкот.

В Америке после просмотра фильма в полицию пришел с повинной опасный преступник, другой американец признался в шести кражах.

Мэла Гибсона обвиняют в антисемитизме и жестокости. Кто-то даже назвал "Страсти Христовы" фильмом-убийцей, потому что у него уже есть жертвы: во время просмотра умерли 57-летняя американка и бразильский пастор.

Одни считают этот фильм кощунственным, другие – истинной проповедью Евангелия.

Протоиерей Всеволод Чаплин: – Конечно, фильм очень жестокий, и Страсти Христовы изображены в нем очень натуралистично, но для человека, чья совесть спит, этот фильм может оказаться полезен как пробуждающий совесть. Этот фильм может натолкнуть на размышления о смысле жизни, о том, ради чего страдал Христос, о том, какое отношение Страдания Христовы имеют к каждому человеку.

Игумен Ермоген: – Об этом фильме считаю, что не надо его смотреть. Это – подделка.

Игумен Петр: – По учению Святых Отцов, человек должен содержать ум свой безобразным и бессуетным. Этому помогают Церкви иконы. Только языком иконы возможно символически выразить святость. А язык кинематографа может лишь подвести человека к святости, но не выразить ее.

Зрители: – Этот фильм – открытое, искреннее исповедание христианской веры, что очень важно в наше время.

– Все замечательно, но только не для верующих.

– Хороший фильм. Мне понравился.

– Сильный фильм.

– Очень классный фильм.

– Без комментариев.

– Жестокий фильм.

– Чистая правда. Надо всем смотреть.

– Тяжелый фильм.

– Я увидел только жестокость.

– Очень кровожадный фильм.

* * *

Священник Алексий Уминский: – Да, не часто приходится видеть такую реакцию на фильм… Так что же это все-таки – фильм-убийца или фильм-проповедь?

В.Э.Матизен: – Называть этот фильм фильмом-убийцей в высшей степени нелепо. Дело в том, что обычно никто не сообщает СМИ данные о том, сколько людей умерло во время просмотра того или иного фильма, тогда как каждые 2 часа на Земле умирает приблизительно 1/300000 часть человечества. Стало быть, на фильме с аудиторией в 60 млн человек, в том числе, больные и престарелые, должно умереть, как минимум, человек 200. Что же касается вопроса: является ли этот фильм проповедью?.. Я – человек нецерковный и даже неверующий, и поэтому не могу об этом судить. Но при этом я уверен, что этот фильм, как самым жестким образом протестующий против нетерпимости, – глубоко христианский.

Иеромонах Питирим: – Конечно, это – не фильм-убийца. Но с другой стороны, в нем Евангельское повествование разбавлено пейзажами, декорациями, актерским гримом. В какой-то момент сквозь грим четко проступают черты актера Джеймса Кевизела, исполняющего роль Христа-Спасителя,. Если бы фильм был посвящен какому-либо простому жителю восточной провинции Римской империи времен императора Тиберия, он был бы вполне уместен, но ведь главный герой фильма утвердительно отвечает на вопрос: "Ты ли Христос, Сын Божий?" Мне кажется, это не допустимо.

Священник Алексий Уминский: – К нам в студию поступил звонок. Давайте послушаем мнение нашего телезрителя.

Телезритель: – Доброе утро. Мне кажется, дело не в том, кто и как играет роли. Этот фильм надо смотреть подготовленным: знать Евангелие и Библию.

Священник Алексий Уминский: – Скажите, а как, по-вашему, этот фильм соотносится с Евангелием?

В.Э.Матизен: – Он соотносится, но довольно сложным образом. У нас есть 4 Евангелия – 4 взгляда разных людей на одну и ту же историю. В фильме, естественно. представлен только один взгляд. К тому же фильм очень сильно распространяет евангельский лаконизм: в Еванеглии сказано "бив, предал на распятие" (Мф. 27:26), а фильм это "бив" растягивает в очень длинную, мучительную и исключительно невыносимую сцену. То есть считать "Страсти Христовы" прямой экранизацией Евангелия невозможно.

Иеромонах Питирим: – В фильме есть все: хорошая работа оператора, хорошая игра актеров, хорошие декорации, впечатляющий сценарий и, конечно, отличная режиссура. Но не хватает главного – любви истинного Христа, и поэтому я не могу соотносить фильм с Евангелием. Ведь кинематограф, называвшийся еще на самой заре своего развития иллюзионом, создает иллюзии. И мы так и должны воспринимать этот фильм, как рассказ о страданиях, которые иллюзорны.

Священник Алексий Уминский: – Спасибо, отец Питирим. У нас еще один звонок. Алло, мы слушаем Вас!

Телезритель: – Христос Воскресе! В этом фильме, на мой взгляд, есть три неточности в отношении к Евангелию. Как к этому относиться?

Священник Алексий Уминский: – На самом деле. там гораздо больше неточностей, но, на мой взгляд, относится к ним надо так же, как и ко всякому художественному произведению, ведь Мэл Гибсон, прежде всего, режиссер.

В.Э.Матизен: – Никакая экранизация не может обойтись без отступлений от первоисточника. На эту тему даже и рассуждать не следует.

Иеромонах Питирим: – Дело в том, что настроение этого фильма более свойственно западному восприятию Евангелия, когда акцентируется внимание именно на внешней стороне Страстей Господних и даже то, что нельзя увидеть, пытаются сделать видимым и даже осязаемым. Мне кажется, именно такое восприятие и обусловило те неточности, о которых мы сейчас говорим.

Священник Алексий Уминский: – Отец Питирим, как Вы считаете, может ли этот фильм быть полезен, как возможность привлечь людей ко Христу? Или от этого фильма, по словам Достоевского, можно веру потерять?

Иеромонах Питирим: – Вы сейчас, наверное, вспоминаете, как Федор Михайлович Достоевский увидел в Базельском музее картину Ганса Мольбейна "Мертвый Христос" и пришел в ужас: писатель увидел на картине не Спасителя, а лишь мертвого человека со следами тления на теле. Но ведь никакое художественное изображение не способно изобразить то, о чем говорит Слово Божие, духовный смысл Евангелия.

Священник Алексий Уминский: – В студию поступил еще один звонок. Алло!

Телезрительница: – Христос Воскресе!
Священник Алексий Уминский: – Воистину Воскресе!
Телезрительница: – Я вчера посмотрела этот фильм, и, мне кажется, что этот фильм был бы полезен для людей невоцерковленных и не знающих Евангелия, но уже склоняющихся к вере. Но, с точки зрения верующего, фильм лишен духовного начала. Я в нем увидела только страдания человека, а Богочеловека в фильме нет.

Священник Алексий Уминский: – Виктор Эдуардович, Вы человек, далекий от Церкви. Как, по-Вашему, повлиял ли на Вас этот фильм: открыли ли Вы что-то новое для себя или, может быть, о себе, приблизил ли он Вас к Самому Хористу? Или Вы рассматриваете фильм Гибсона только с профессиональных позиций?

Джеймс Кевизел в роли Иисуса

Джеймс Кевизел в роли Иисуса

В.Э.Матизен: – Безусловно, фильм приблизил меня ко Христу. Я, как говорится, на своей шкуре впервые почувствовал ту глубину страданий, которые Он перенес, по слову Церкви, "нас ради человек". Я думаю, что этого достаточно.

Священник Алексий Уминский: – Отец Питирим, теперь к Вам вопрос. Наиболее сильное впечатление на людей производят кровавые сцены. С другой стороны, эти сцены издевательства над Христом практически документально воспроизводят отпечатки страданий Спасителя на Туринской плащанице. Может быть, это все-таки оправдано?

Иеромонах Питирим: – Позвольте ответить Вам словами Апостола Павла, который говорил, что вера от слышания, а слышим мы Слово Божие. Нам и большинству апостолов не дано увидеть то, что видел апостол Иоанн Богослов. Господь, по Своему милосердию, сокрыл это от всех, кроме апостола Иоанна, дабы они не соблазнились о нем, когда Он примет Крестные Страдания. Но апостол Иоанн описал потом все увиденное им в Евангелии, которое стало для всех христиан проповедью любви. Туринская плащаница рассказывает нам о Страстях Господних, но надо ли это еще и показывать?

Священник Алексий Уминский: – Примерно 25 лет назад молодые люди узнавали о Христе не через Церковь, не через Евангелие (достать его тогда было просто невозможно), а через рок-оперу "Jesus Christ Super Star", распространяемую тогда на подпольно изготовленных пластинках и магнитофонных пленках. Впервые я, тогда некрещеный и неверующий человек, услышал о Христе именно через эту рок-оперу. Помню, как купил за огромные деньги у фарцовщика и надел на себя майку с надписью "Jesus Christ Super Star" и с изображением Христа в терновом венке. Я был горд и счастлив, мне казалось, что я иду по городу и проповедую Христа. И тут ко мне подходит одна бабушка и говорит: "Милок, а тебе не стыдно? Это – святотатство". И многие верующие считают эту рок-оперу просто кощунством. Вы согласны с этим?

В.Э.Матизен: – Мне кажется, отношение к этой рок-опере зависит от личной позиции каждого христианина.

Иеромонах Питирим: – Еще раз повторю свою мысль: языком грима и актерской игры не следует говорить о Страданиях Богочеловека. Если Мэл Гибсон пытался показать нам Христа Страдающего, но рок-опера – бунтаря и революционера. Не стоит так искажать Святое Писание и при этом опускаться до вульгарного следования музыкальной моде, и в этом смысле, рок-опера вообще не заслуживает того, чтобы о ней говорить.

В.Э.Матизен: – С другой стороны, я думаю, все прекрасно понимают, что главный герой рок-оперы – не Христос Спаситель Евангелия. Обращайтесь к Евангелию, в конце концов, в чем проблема?

Священник Алексий Уминский: – Спасибо большое, за это замечательное наставление, Виктор Эдуардович.

Я тоже хочу высказаться о фильме "Страсти Христовы". Мне этот фильм показался пустым, и вот, почему: сцены насилия и истязаний затмевают личность Самого Христа и смысл Его Искупительных Страданий. Излишний натурализм затмил дух и смысл Евангелия. Ведь основное апостольское Благовестие – это Воскресение Христово.

Но то, что фильм вызвал такую бурную реакцию в обществе и даже внутри самой Церкви, говорит о том, что человечество жаждет Христа, истосковалось по Евангельскому слову истины. И если этот фильм кого-то заставит по-другому взглянуть на мир, или внутрь себя, или подобно сомневающемуся апостолу Фоме коснуться Христовых ран и обрести веру, это означает, что он достиг своей цели.

Я желаю Вам, дорогой Виктор Эдуардович, по-настоящему в своей жизни встретить воскресшего Христа.

В.Э.Матизен: – Спасибо.

Священник Алексий Уминский: – А нам с Вами, отец Питирим, да и для всей нашей Церкви предстоит ответить на эту духовную жажду, которая заставляет людей вглядываться в фильм "Страсти Христовы".

...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования