Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Путин провел пасхальную ночь в храме


Ночь с субботы на воскресенье высшие должностные лица страны провели в храме Христа Спасителя. На торжественной службе по случаю Пасхи побывали Владимир Путин, Михаил Фрадков, глава президентской администрации Дмитрий Медведев. Для Фрадкова, Медведева, а также министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова это было первое богослужение в их новом качестве.

Первым в храм Христа Спасителя прибыл полпред президента в Центральном округе Георгий Полтавченко с женой и сыном. Около 23 часов его встретил патриарх Алексий II, который еще был в черном одеянии. Полтавченко поцеловал патриарху руку, после чего владыка удалился переодеваться и готовиться к службе.

Вслед за Полтавченко, уже ближе к полуночи, в храм приехали мэр Москвы Юрий Лужков и Дмитрий Медведев, чуть позже - Михаил Фрадков. Они были без жен и детей. А среди других присутствующих можно было узнать руководителя Мосгордумы Владимира Платонова, скульптора Зураба Церетели, совладельца ТНК-ВР Виктора Вексельберга. В храм пускали только по приглашениям - соответственно случайных людей не наблюдалось. Всего в храме собралось около пяти тысяч приглашенных. Храм был убран цветами, зажжены все светильники и свечи.

Путин появился к самому началу службы - в полночь. Присутствующим бросилось в глаза, что не все руководители одинаково целуются с патриархом. Одни из должностных лиц делали один поцелуй, другие - старались поцеловать патриарху руку, третьи - расцеловаться дважды.

Всем руководителям еще при входе служители давали зажженные свечи. Путину почему-то не дали. Церковные песнопения много-много раз прерывались возгласами "Христос воскресе!".

Какое-то время президент просто крестился, а потом патриарх предложил ему свечку от Благодатного огня, который незадолго до начала ночного пасхального богослужения был специально доставлен в Москву из Иерусалима. Свечи с Благодатным огнем патриарх зажег и другим руководителям. На короткое время возникло замешательство - у Фрадкова, Лужкова и Медведева оказалось по две свечки. Впрочем, служители храма быстро забрали у них лишние свечки.

Ближе к финалу Путин, подойдя под благословение патриарха Алексия II, просил его помолиться за шахтеров, погибших на шахте "Тайжина". Патриарх, обращаясь к верующим, отметил, что президент сообщил ему о 28 погибших в Кузбассе шахтерах.

- Президент попросил нас помолиться за тех, кто находится под землей. Мы надеемся, что обретем их живыми, а семьям погибших пусть Господь даст мужества пережить тяжесть утраты, - сказал патриарх. Он отметил, что "сегодня во время литургии мы будем особенно вспоминать тех, кто находится под землей, погибших или находящихся в безвестии".

Патриарх Алексий II поздравил президента с переизбранием на новый президентский срок.

- Народ верит вам и вручил вам управление нашим государством на четыре грядущих года, - сказал глава РПЦ.

- Я также поздравляю нового председателя правительства, главу администрации, полномочного представителя президента в Центральном округе, мэра Москвы со светлым праздником Пасхи, -добавил Алексий II.


Где Владимир Путин встречал религиозные праздники

За время пребывания на посту главы государства Путин не пропустил ни одной пасхальной службы. В прошлом году, находясь с визитом в Таджикистане, президент отстоял пасхальное богослужение в православном храме Николая Святителя в Душанбе. В 2000 году пасхальные торжества застали Путина в Санкт-Петербурге. Тогда еще в качестве избранного президента он присутствовал на пасхальном богослужении в Исаакиевском соборе. В 2001 и 2002 годах он встречал Пасху в храме Христа Спасителя. Столь же регулярно президент присутствует на богослужениях по случаю другого крупного праздника - Рождества Христова. В последние четыре года в ночь с 6 на 7 января Владимир Путин приезжал на праздничные молебны. В 2000-м в качестве исполняющего обязанности президента он встретил Рождество в Москве в храме Христа Спасителя, а на службу отправился в храм Троицы Животворящей на Воробьевых горах. В 2001-м уже в качестве полноправного главы государства Владимир Путин вместе с канцлером ФРГ Герхардом Шредером и супругами присутствовали на богослужении в храме Христа Спасителя. Годом спустя Путин принял участие в рождественской службе в Успенском кафедральном соборе города Владимира, а в 2003 году приехал на праздничное богослужение в храм Владимирской иконы Божьей Матери в поселке Агаповка Челябинской области. В этом году президент провел около полутора часов на рождественском богослужении в Знаменской церкви в Суздале.


Зачем целуются на Пасху

Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня начинается в полночь крестным ходом. Под звон колоколов, с хоругвями, Евангелием и крестом, с зажженными свечами народ выходит навстречу Спасителю. Обойдя храм, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями, как бы у входа ко гробу Господню. Раздается радостная весть: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Раскрываются двери, начинается пение пасхального канона. После происходит обряд христосования - троекратное целование друг друга со словами "Христос воскресе" - "Воистину воскресе".

Согласно Ветхому Завету, евреи целовали друг друга при встрече, выражая этим дружеские чувства. Поцелуй приветствия был усвоен и первыми последователями Христа, причем они вложили в него новый смысл. Поцелуй стал рассматриваться христианами как символ взаимной любви и единения последователей Христа. В то же время поцелуй приобрел семантическую двойственность, характерную в целом для основных символов христианства: Иуда указал на Христа римским воинам, поцеловав его в губы, в связи с чем поцелуй стал не только символом духовной любви и братства, но и их прямой противоположности - предательства и коварства.

Поцелуи включались в различные церковные обряды: бракосочетание, погребение, крещение, исповедь и др. Священник давал поцелуй как символ мира и в знак отпущения грехов причащающимся; в римско-католической церкви это делалось после службы, в греко-православной - перед ней. В православной церкви "святое целование" совершается до сих пор в пасхальную утреню, при этом произносятся приветствия, подобные тем, которыми приветствовали друг друга ученики Христа в день его воскресения. Этот церковный по своему происхождению ритуал давно вошел в быт и воспринимался в прошлом как общенародный обычай.

В XVII веке приветствовать друг друга поцелуем полагалось не только в пасхальное воскресенье, но и в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения. Такого установления не было в Западной Европе, и иностранцы рассматривали его как специфически русский православный обычай. При этом ритуальный поцелуй устойчиво воспринимался ими как любовный, и поэтому весь обряд в целом вызывал изумление и замешательство. Вот как описывал обряд Павел Алеппский, наблюдавший его в церкви: "Все присутствовавшие стали подходить, по обычаю, и прикладывались к кресту, и, прикладываясь затем к Евангелию и к иконе в руках священников, они целовали также последних в уста, причем давали им, каждый, красное яйцо. Так делали мальчики и взрослые мужчины. После них подходили женщины и девушки всех сословий, от высших до низших. Мы горели от стыда, когда женщины и девицы целовали священников в уста, а священники целовали их, говоря: "Христос воскресе", на что миряне и женщины отвечали: "Воистину воскресе", и последние в то же время целовали в уста священников, без всякого стыда. Видя это, мы сильно изумлялись, в особенности греки, бывшие этому свидетелями, но таков обычай у московитов".

Обычай пасхального целования имел всесословный характер и утверждал равенство людей перед лицом всечеловеческой радости - воскресения Христа. "Этот обычай приветствия и поцелуя не допускает не только никакого различия в сословии или положении, но даже никакого воспоминания об этих различиях. Ни один вельможа не откажет в просимом у него поцелуе самому простому мужику, лишь бы только тот предлагал ему красное яйцо. Никакая скромность не может извинить замужнюю женщину, никакая стыдливость - незамужнюю, было бы равносильно преступлению или отвергнуть предложенное яйцо, или уклониться от поцелуя; с самой низкой черни снято всякое к ней презрение; не существует никакого опасения за безрассудство".

Анатолий Шведов

"Известия", 12 апреля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования