Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"CHRISTIAN SCIENCE MONITOR": Религиозное гражданское общество - альтернатива развитию анархии в Ираке и Афганистане


Когда освобождаются от религиозной или светской тирании такие страны, как Афганистан и Ирак, или распадаются режимы подобные Советскому Союзу, за этим как правило следует огромный всплеск антиобщественной и противоправной деятельности. Это как если бы кто-то снял тяжелую крышку с кипящего котла, и все его содержимое разом выплескивается наружу в виде взрывного всплеска насилия, наркомании, СПИДа, алкоголизма, беспризорности и тому подобного.

США и их союзники настолько привержены идеалам свободы, что стараются не акцентировать внимание на темных сторонах, характерных для ранней стадии демократизации общества. Хотя редко когда события трактуются в подобном ключе, можно констатировать, что политика Запада в этом вопросе, похоже, основывается на предположении о том, что подобный разгул беззакония является ценой, которую страна должна заплатить, чтобы стать свободной, и при этом должна пройти этот путь самостоятельно. Но это далеко не так, когда речь идет о таких несхожих странах как Россия и Ирак. События последнего времени тому убедительное доказательство.

Нарушения социального порядка, повсеместно наблюдаемые в этих странах, настолько серьезны, что значительная часть населения требует введения правления твердой руки, существовавшего в эпоху тирании. Подобные чаяния лишний раз демонстрируют, насколько опасна угроза общественной анархии, и как трудно с ней справиться.

Россия, поскольку она потратила больше времени на завоевание своего освобождения, наглядный тому пример. За четыре года, последовавшие за развалом в 1991 г. Советского Союза, уровень преступности в Российской Федерации вырос на 73%, количество убийств возросло на 116%. Показателем того, насколько истончилась ткань социальных отношений в стране, служит тот факт, что жертвами при нанесении тяжких телесных повреждений в 63% случаев были родственники и друзья нападавших. В период с 1989 по 1997 гг. уровень злоупотребления алкоголем увеличился на 39%. Показатель смертности от алкогольного отравления в 2002 г. составил 30 тыс. чел. - рост на 155% в сравнении с показателем за 1991 года. К 2000 г. количество наркоманов в стране составило 3 млн. чел., а ВИЧ-инфицированных - около 2 млн. В период с 1989 по 2000 гг. число самоубийств в России возросло на 60%, и по этому показателю страна вышла на второе место в мире.

В Афганистане и Ираке происходят схожие процессы. Многие граждане, проживающие вне иракского суннитского треугольника, жалуются на то, что боятся выходить ночью на улицу. Похищение людей и различные формы мелкой - и не столь мелкой - преступности стали обыденным явлением в обеих этих странах.

Обычный ответ Запада на все это сводится к тому, что главный акцент должен быть сделан на уважении закона и поддержании правопорядка, усилении сил правопорядка, переподготовке и переподчинении правоохранительных органов. В тех случаях, когда для выполнения поставленных задач сил правопорядка не хватает, их необходимо укреплять вооруженными силами. Все эти меры, безусловно, необходимы. Но в долгосрочной перспективе нужно подумать и о совсем другом, - о том, что не включено в программу многочисленных организаций по оказанию гуманитарной или иной помощи или устав Всемирного Банка. Речь идет о создании обновленной социальной структуры общества, благодаря которой в обществе создались бы такие условия, при которых большая часть населения в большинстве случаев отказалась бы от антиобщественного поведения и отнюдь не из-за страха перед стражами порядка.

Защитники идей свободы исходят из постулата, что люди по своей природе все суть добрые и хорошие, но их портят тоталитарные режимы. Когда режим свергнут, люди смогут делать лишь праведные вещи. Но при подобном подходе требуется, чтобы кодекс подобного высоко морального поведения был бы распространен на все страны. В каждой стране общество должно наставлять на путь истинный тех, кто свернул с пути праведного, и чтить тех, кто выполняет свои социальные обязанности перед обществом.

В конечном счете, каждое освободившееся от тоталитарного гнета общество может сформулировать свой собственный моральный кодекс и создать свои собственные инструменты контроля за его соблюдением. В краткосрочном же плане, оно должно опираться на то, что уже имеется. Во многих регионах такой опорой может служить религия. Я имею в виду не исламских фундаменталистов, а религиозные течения умеренного толка, которые существуют во всех мировых религиях, включая и ислам. Разница между тем и другим заключается в том, что фундаментализм служит опорой для тоталитарных режимов, тогда как в основе умеренных религиозных течений лежат постулаты морального убеждения.

Находясь в Иране в 2001 г. по приглашению тамошних реформаторов, я понял, что их главной целью является создание 'религиозного гражданского общества', в котором люди по своей воле, а не по принуждению захотят идти по стопам пророка Магомета. Сам тот факт, что для западного уха понятие 'религиозное гражданское общество' звучит как некое взаимоисключающее понятие, как раз и является доказательством ошибочности западного подхода.

Запад должен заниматься не экспортом французской или американской модели идеологии отделения религии от государства, а вместо этого активнее вовлекать в социальное переустройство умеренных мулл и других религиозных деятелей, поскольку это и есть наиболее оптимальный путь создания социального порядка, подобно тому, как это произошло в Южном Ираке. Какими бы ни были другие социальные группировки - этнические или родоплеменные - подобная политика сможет обеспечить внедрение неформальных моральных кодексов и убедить людей жить сообразно своим обязанностям перед обществом, а не предаваться нарушениям основополагающих прав человека и другим столь же неприглядным занятиям.

Надо не закрывать религиозные школы (медресе), повсеместно заменяя их на светские, а сохранять их до тех пор, пока они дают базовые знания в таких областях знаний, как наука и математика, а их преподаватели уполномочены вести педагогическую деятельность местными органами народного образования, и при этом сам предмет религии является скорее умеренным, а не непримиримым вариантом ислама. Система социальных услуг, предоставляемых населению религиозными или племенными сообществами, должна обществом поощряться, а не подмененяться государственными учреждениями социального обеспечения. Конституция этих стран должна не насильственным образом лишаться своего религиозного содержания, как это в свое время произошло по повелению первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, а, наоборот, - содержать необходимый набор догматов умеренного исламизма.

Со временем сохраняющиеся основы социального порядка - религиозного и племенного - будут подвергнуты изменениям под воздействием экономического развития, распространения образования, и все большей открытости по отношению к всемирной информационной сети, свободе передвижений и туризма. Что касается настоящего момента, то преодоление антиобщественного поведения и создание предпосылок для установления социального порядка, - первоочередные задачи, стоящие на повестке дня.

Эмитай Этциони

Эмитай Этциони (Amitai Etzioni) является основателем движения нового подхода к проблемам общества. Его последняя книга 'От империи к свободному обществу: Новый подход к международным отношениям' выйдет в мае текущего года.

"Christian Science Monitor", from the April 01, 2004 edition (перевод inosmi.ru)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования