Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"Время МН": Боеприпасы иконописца


БОЕПРИПАСЫ ИКОНОПИСЦА

Волгоградский иконописец Виталий Илюшкин ведет свою персональную миротворческую акцию — два года ездит в Чечню, собирает рисунки детей из горных селений и показывает их в России на выставках

Дети рисуют войну такой, какой видят. Больше всего Виталий Николаевич мечтает научить их рисовать мир. Кисточками и красками войну не остановить, но зато Виталий Николаевич не отягощен грехом равнодушия.

На смиренного иконописца он не похож. Бородой и "габаритами" напоминает, скорее, Добрыню Никитича. Дома, в Березовской, его можно застать раз в год, когда отцу нужно помочь с огородными посадками. Сидя в солнечном саду под яблонями, Илюшкин рассказывает историю своего рода за два столетия. Бабушка была чистокровной казачкой. Дед — знаменитым плотником-краснодеревщиком.

— Ошибка целого поколения в том, что наши бабушки и дедушки стеснялись своего прошлого, веры, принадлежности к казачеству, ремесел, — говорит Виталий Николаевич. — Считали, что в "светлом будущем" этот "багаж" не понадобится, и не передавали его детям. Дед постеснялся учить отца плотничать. Бабушка мечтала, чтобы я уехал из деревни и стал секретарем в конторе. Мне повезло: отец сказал, что все добрые люди начинали с низов, с ремесла, и после школы отправил в ПТУ учиться на маляра.

Рядовой новомученик

Отработав год на стройке, Виталий поступил в художественное училище. В качестве художника-оформителя вдохновлял на трудовые подвиги рабочих газоперерабатывающего комбината. Когда рисовать гаечные ключи надоело, помог отцу собрать казачий музей родной станицы, которой минуло 400 лет. А потом поступил в иконописную школу при Троице-Сергиевой лавре.

— В юности я был комсомольским активистом, политинформатором и иначе как "опиумом" религию не называл, — вспоминает Илюшкин. — Верующей была мама, она 30 лет поет в церкви, реставрирует иконы для окрестных бабушек. Она искру Божью и заронила. Но понадобилось время, чтобы я эту искру прочувствовал.

Виталий Николаевич не любит говорить, что у него был врожденный порок сердца. Перенеся три операции, он выжил чудом.

— В иконописи очень важны каноны, для личного творчества места довольно мало, — продолжает мой собеседник. — Меня привлекал образ воина, я хотел показать солдата. Как говорят богословы, "для грамотных — Библия, для неграмотных — икона".

Свою первую икону, Спаса Нерукотворного, Виталий Николаевич написал по заказу казаков из Березовской. Писал Рождество Богородицы — когда-то такой образ украшал взорванную церковь в родной станице. В храме Христа Спасителя написал Александра Невского. Работал над образами под бомбежкой в Белграде и в Чечне, где, признается, было еще страшнее.

Рожденные на войне суровые лики одновременно могут быть боевой хоругвью. Илюшкину поручили написать икону новомученика Евгения Родионова — 19-летнего пограничника, зверски убитого боевиками под Бамутом. Это было первое религиозное изображение современного солдата. Мама Жени дала иконописцу детский шарфик сына и фото в военной форме. Икону в патриархии приняли, но от канонизации юного святого церковь позже отказалась.

Вера и дело

В 1999 году Илюшкин преподавал в православном университете Волгограда византийскую архитектуру. Бомбежки Югославии и особенно древнего монастыря Грачаницы задели художника за живое. Вместе со студентами он разослал гневные электронные письма в администрацию Клинтона и сочувственные — в сербское правительство, организовал в Волгограде сбор антивоенных подписей и решил отвезти в подарок сербскому патриарху свою икону Николая Второго. За несанкционированную активность волгоградские иерархи выгнали иконописца из его кельи в монастыре.

— Но я не мог остановиться на полпути. Тогда мои студенты потеряли бы доверие ко мне и подумали, что наше дело — шуршать кисточками, — говорит Виталий Николаевич. — "Вера без дела мертва есть", — сказал апостол Павел. Когда-то за незнание этих слов я получил 3 по катехизису и с тех пор запомнил их надолго.

Получив 100 долларов от жертвователя, Илюшкин отправился в Сербию. Был принят патриархом, крестным ходом обошел Косово и Боснию, в знак поддержки сербского народа написал в Белграде икону Спаса. В больнице по соседству жили беженцы. Виталий Николаевич познакомился с их детьми и решил вывезти 100 ребят на отдых в Волгоград. Месяц сидел на телефонах, дозвонился аж до Матвиенко и министра обороны, "терроризировал" волгоградские заводы-спонсоры. И, как ни удивительно, получилось: "Я не мог отступиться, хотел хоть в этом малом восстановить доверие сербов к России, ведь и по одному человеку можно судить о целом народе".

Написанного в Белграде Спаса волгоградец оставил в сербском храме св. Саввы. А копию этой иконы сербы попросили отвезти в Россию. "Хотим, чтобы сей образ прошел по русской земле до Чечни и был доставлен в солдатскую часовню", — говорится в сопроводительной грамоте сербской патриархии.

— Когда пишешь образ, обычно хочется получить заказ еще и еще. Но когда я работал над образом Жени Родионова, понял, что не хочу повторения подобного заказа.

По обе стороны войны

При волгоградском отделении фонда культуры Илюшкин открыл свой комитет "Мир в Чечне", договорился с братом — офицером погранвойск, собрал 8 тонн гуманитарной помощи и полетел по заставам Итум-Калинского района. Подарки раздавал солдатам и детям из окрестных сел. Три школы района сожжены, и дети учатся в армейских палатках. Присланные "гуманитарные" рисунки волгоградских школьников сразу развесили по стенам, чтобы закрыть дыры от пуль. На весь Аргун нет ни одного глобуса. По одному букварю учатся 10-15 детей. На весь Итум-Калинский район в нынешнем году выделили пять прописей. Дети практически разучились говорить по-русски. Из восьми учителей школы села Ведучи педагогическое образование имеет только директор. Учителя получают зарплату раз в год. При этом директор школы в селе Шарой уже десять лет добирается на работу из соседней деревни, проходя через перевал по 20 км.

В Шарое к иконописцу женщина подвела своего сына: "Его зовут Иса, ему 7 лет. Он не говорит и не слышит с рождения. Ходит в школу вместе с братом Адамом, сидит и ничего не понимает. Ему бы книжку для глухонемых".

Местная учительницы Фатимат Абубакарова одна воспитывает восемь детей. Ее дом разрушен. Семья живет в землянке. Фатимат мечтает, во-первых, о рулоне рубероида, чтобы покрыть земляной пол, на котором спят ее дети, а во-вторых — о детских книжках с картинками.

Уже два года Виталий Николаевич из Чечни не вылезает. На свои деньги покупает и возит туда краски и бумагу: "Это боеприпасы, которые будут уничтожать ненависть в детях". Илюшкин выбрал больше 100 рисунков чеченских детей и организовал передвижную выставку, которая экспонировалась в Волгограде и Москве. 13-летний Беслан Мишиев хочет стать художником и старательно рисует иллюстрации к Корану (хотя это и противоречит мусульманскому канону). Глухонемой Иса Шауков и его ровесники рисуют то, что видят, — горящие дома, "вертушки", убитых коров. Изображения лежащих на земле людей лаконично подписывают словом "умер". Среди чиновников, генералов и высших иерархов выставка успеха не имеет: "Как вы можете помогать детям наших врагов?!" У простых посетителей другое мнение. Московская третьеклассница оставила в книге отзывов послание: "Чеченские дети! Я хочу, чтобы на Новый год у вас наступил мир". Местные школьники отправляют в Чечню свои рисунки. Посылки собирают и в православном, и в мусульманском приходах.

Недавно Виталий Николаевич свозил на гастроли в Чечню кукольный театр из Волжского. Спектакли смотрели солдаты и 1500 детей из палаточных лагерей. Сейчас Илюшкин мечтает открыть в Чечне художественный кружок.

— Чеченские дети сегодня на распутье, кем они станут — нашими врагами или друзьями? Для одаренных детей эта грань особенно остра, — рассуждает Виталий Николаевич. — Они станут новой интеллигенцией Чечни. Я понимаю, один в поле не воин. Но со мной согласны хоть несколько десятков человек по обе стороны войны.

Надежда Андреева

Источник: Время МН


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования