Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Осуждение Свидетелей. Религиозная деятельность "Свидетелей Иеговы" после разбирательства длиною в шесть лет запрещена московским судом. Стерто еще одно отличие между новой Россией и сталинским СССР


В религиозной организации "Свидетели Иеговы" осуществляется "формирование идеалистических взглядов, отличных от принятых в нашем государстве и обществе". Как вы думаете, какой суд и когда вынес этот приговор? Советский, опирающийся на "единственно верное" учение?

Почти. Это 1998 год. Люберецкий суд Московской области лишает мать-иеговистку права на воспитание своего единственного ребенка. В тот самый момент, когда люберецкая судья скороговоркой определяла судьбу людей с непонятными ей "идеалистическими взглядами", на противоположном конце Москвы - в Головинском суде - начиналось слушание исторического дела о ликвидации иеговистов и запрете любой их "сектантской" деятельности на московской земле.

В Головинском суде не было ребенка-несмышленыша и матери-изуверки, "навязывающей" ему "отличные от принятых" взгляды. Более того, там не было вообще ни одного потерпевшего и пострадавшего. А были абстрактные "интересы государства", защищаемые прокуратурой Северного административного округа (САО) Москвы. И была вера, якобы несовместимая с этими интересами.

Еще цитата: "Чтобы противостоять подрывной деятельности и поддержать общественный порядок и безопасность, необходимо ликвидировать Ассоциацию в целях защиты граждан и государства". Это - первый антииеговистский документ Третьего рейха (1933 г.), ненавидевшего иеговистов не меньше, чем евреев. Формулировка не сильно отличается от искового требования прокурора САО, поступившего в Головинский суд 65 лет спустя.

Процесс шел долго и мучительно - почти шесть лет. Суд почтительно выслушивал "свидетельства" православных священников о том, что любое другое учение - ересь, разжигающая рознь и разрушающая государство. Эксперты с компьютерами высчитывали доли "светлой" и "темной" лексики в журналах иеговистов. Той и другой лексики, как назло, оказывалось поровну, и суд снова заходил в тупик.

Прокуратура иногда приводила в суд свидетелей - своих, не Иеговы. В основном это были пенсионерки, которые охотно рассказывали драматичные истории своей жизни. Многие из них были матерями-одиночками, работавшими всю жизнь на советскую власть, но получившими в результате грошовые пенсии. Подросшие дети - все, что осталось у них от прежней мечты, - начинали жить своей жизнью, зачем-то покидая родительский дом. В своем одиночестве бабушки винили неправильный религиозный выбор давно подросших детей. В ходе допросов выяснялось, что дети, которым уже по 30 лет, все же заботятся о родителях, помогают им. Но раньше-то они всегда были рядом. А теперь - работа, эти церковные собрания, да еще и "жену себе привел из иеговисток"!

Почти 10 страниц приговора Головинского суда заполнено однотипными рассказами свидетелей, в которых нет ни одного признака "разрушения семьи", "межрелигиозной розни", "доведения до самоубийства". В 2001 году суд признал, что пару лет работал вхолостую, и отклонил иррациональные домогательства прокуратуры. Иеговисты торжествовали победу - как оказалось, не окончательную:

ЧЕСТЬ В МУНДИРЕ

Зачинатели антииеговистской кампании к 2001 году изрядно выдохлись и растеряли сторонников. Гремевший в середине 90-х "Комитет по спасению молодежи от тоталитарных сект", похоже, исчез вообще. Пока шел процесс против Свидетелей, религиозный ландшафт России серьезно изменился. Новоявленные - а посему исполненные энтузиазма и опасности для РПЦ - общины "нетрадиционных конфессий" либо исчезли (как "АУМ Синрикё" и "Белое братство"), либо стали "респектабельными" и безопасными (как кришнаиты и мормоны). Эпоха религиозного бума закончилась при "позднем" Ельцине: большинство населения России "привыкло" к религии, численность общин стабилизировалась, а социальных предпосылок для религиозного радикализма (в том числе "нетрадиционного") почти не осталось.

...Однако прокуратура САО не смирилась со своим проигрышем: вопрос встал о защите чести мундира. И - на счастье - в этот момент и высшая государственная власть озаботилась упомянутой честью, начав строительство "вертикали" с опорой на силовиков. И вот Мосгорсуд отменяет оправдательный приговор и направляет дело на новое рассмотрение в тот же Головинский суд, но другому судье - Вере Дубинской. Прокурор Татьяна Кондратьева в духе контртеррора формулирует свои претензии к иеговистам. Они обвиняются в разжигании религиозной розни через распространение экстремистской литературы, в разрушении семьи через отказ от традиционного образа жизни, в вовлечении в общину малолетних и в навязывании своим адептам отказа от медицинской помощи, что может привести к их смерти. Недальновидны, в общем, Свидетели: искусственно повышают смертность среди своих адептов...

Новый судья начинает вести дело с четко "обвинительным уклоном": назначаются новые экспертизы силами сочувствующих православию экспертов, отклоняются практически все ходатайства защиты. Дошло до того, что почти перед самым вынесением приговора Дубинская отказалась выслушивать - в порядке знакомства с прецедентом - решение о реабилитации иеговистов в постнацистской Германии и решения Европейского суда по правам человека, защищавшего права Свидетелей. Наконец, 26 марта выносится разгромный приговор: московская организация "Свидетелей Иеговы" подлежит ликвидации, ее деятельность - запрету. С религиозной организацией в РФ такое произошло всего второй раз: первый вердикт был вынесен "АУМ Синрикё" в 1994 году, вскоре после газовой атаки в токийском метро.

Лидер российских иеговистов Василий Калин констатирует: "Ничего не изменилось. Нас осудили за то же самое, за что осуждали при Гитлере и Сталине".

ИНДИКАТОР ТОТАЛИТАРИЗМА

Гонения на "Свидетелей Иеговы" считаются на Западе идеальным индикатором положения дел с правами человека и веротерпимостью. Отношение к иеговистам хорошо показывает градус тоталитарности обществ и государств. Социальные принципы Свидетелей очень жестко сталкивают их с идеологизированными режимами - и, напротив, позволяют им комфортно себя чувствовать в условиях развитой демократии.

Во-первых, иеговисты никогда и ни под каким видом не участвуют в войнах, не служат в армии и не берут в руки оружие. Во-вторых, Свидетели никому не присягают, не приносят клятв, не почитают государственных символов и не отмечают официальных праздников. В-третьих, они отказываются от переливания крови, буквально понимая библейские фразы о том, что душа живет в крови. Лечение в общем-то частное дело, особенно в стране, которая отходит от бесплатной медицины. Российские законы допускают принудительное лечение только по решению суда. Особенно трудно поверить в искренность заботы прокуратуры о здоровье иеговистов в стране, где миллионы людей, желающих лечиться, лишены такой возможности.

...Представитель Госдепартамента США Ричард Баучер уже официально выразил беспокойство американских властей по поводу гонений на "Свидетелей" в России. Что стоит за этим беспокойством? Многотысячные списки иеговистов, в том числе младенцев, брошенных в сталинские лагеря и брежневские психушки. В их числе, кстати, был и Василий Калин: в 4-летнем возрасте он оказался в сибирской ссылке. И этих людей сейчас хотят напугать лишением статуса юридического лица?

ЧТО ПОЗВОЛЕНО ПРАВОСЛАВНЫМ...

В литературе иеговистов, особенно в знаменитом журнале "Сторожевая башня", много критикуется "историческое христианство" и даются прогнозы скорой смены "нынешней системы вещей". Более того - о, ужас! - в этой литературе утверждается, что только вера Свидетелей является "единственной истинной верой". Почитав эту критику и не согласившись с истинностью веры иеговистов, суд и признал, что они разжигают рознь. Суду показывали православный катехизис, в котором то же самое ("единственная истинная") сказано про веру православных; показывали православные брошюры и журналы, в которых напечатано множество обличений (довольно резких) и против "западных еретиков" - католиков и протестантов, и против своих же соседей-старообрядцев. Двое экспертов-религиоведов сообщили суду, что убежденность в исключительной истинности своей веры - непременный признак любой религии, где-то даже ее суть. Наконец, суду привели правовой аргумент: если утверждение своей религиозной исключительности и критика других вер есть разжигание розни, то почему тогда закон вообще разрешает существование религии?

Вот какой философско-юридический вопрос всемирно-исторического масштаба встал перед Головинским судом. Но его позиция осталась непробиваемой: то, что позволено православным, не позволено иеговистам.

* * *

Адвокаты московской организации "Свидетелей Иеговы" немедленно обжаловали решение Головинского суда в Московский городской суд. Мосгорсуд известен как один из самых политически ангажированных в России, поэтому его решение по этому делу покажет нынешнее направление конфессиональной политики российских властей. В любом случае дело получает международный резонанс. У иеговистов появляется возможность заработать на Западе статус уважаемых политических беженцев; а России, вероятно, грозит новая поправка Джексона - Вэника. Во втором, исправленном и дополненном издании.

Досье МН

Религиозная организация "Свидетели Иеговы" (первоначальное название - "Общество Сторожевой башни") насчитывает около 6,5 млн. последователей почти во всех странах мира. В России принявших крещение Свидетелей более 133 тысяч, в том числе в Москве - около 11 тысяч.

После принятия нового закона о свободе совести в 1998-2000 гг. зарегистрировано более 350 общин иеговистов в большинстве регионов России. Управленческий центр российских Свидетелей находится в Санкт-Петербурге; его возглавляют 18 старейшин во главе с Василием Калиным. Почти всю свою историю российские иеговисты провели в подполье.

Александр Солдатов

2 апреля 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования