Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СОЛИДАРНОСТЬ: В либеральных газетах нашли ксенофобию


Cоюз журналистов России обвинил отечественную прессу в разжигании межнациональной и религиозной розни. Руководители Ассоциации этнопроблематики при Союзе журналистов год вели мониторинг крупнейших газет, выходящих в Москве. И по итогам исследования инкриминировали почти всем центральным СМИ (кроме "Новой газеты") провоцирование ксенофобских настроений и создание негативного, ложного образа инородца и иноверца. Особенно это касается ислама, мусульман и кавказцев. Больше других провинилась газета "Известия"...

Секретарь Союза журналистов России Павел Гутионтов рассказал, что целью работы экспертов ассоциации было "проследить публикации, которые провоцируют межнациональную, религиозную рознь". По его словам, в Москве нет газет, свободных от публикаций ксенофобского, расистского и даже фашистского толка". Сказав это, секретарь передал слово президенту Ассоциации этнопроблематики Сулете Кусовой, черкеске по национальности. По итогам "почти двухлетней работы" эксперты пришли к удручающим выводам: "Именно в солидных, известных, респектабельных московских СМИ потоком льются те самые межнациональная ненависть, расизм, шовинизм, которые на словах и осуждают!" - сообщила Кусова.

Эксперты заключили, что в СМИ сложилась некая очень тонкая система "нанесения точечных ударов по созданию негативного образа "лиц кавказской национальности" и людей, исповедующих ислам". Оказалось, Кусова начала с того, что стала смотреть кроссворды в газетах, потому как "это - показатель популярности издания". (То есть, по мнению Кусовой, популярность газеты зависит от наличия в ней кроссворда.) И в вопросах к этим кроссвордам обнаружились просто патологическая исламофобия и презрение к кавказцам и вообще азиатам. Кусова привела примеры. Вопрос: "Религия, часто дышащая на Бен Ладена", - ответ: "Ислам". Вопрос: "Кавказский террорист", - ответ: "Абрек". "А ведь абрек для кавказца - это тот же герой, богатырь, Илья Муромец, Стенька Разин!" - с гневом воскликнула Кусова. (Если быть точными, абрек - это горец, участвовавший в борьбе против царских войск и администрации в период присоединения Кавказа к России, и в России, соответственно, абрек приравнивался к разбойнику. Но, ежели причислять к образцам для сравнения Стеньку Разина, вопрос снимается.) В "Известиях" тот же абрек был зашифрован в кроссворде как "бандюга из аула". В другом кроссворде обидели всех жителей азиатской части света: на вопрос "грубый, неотесанный, жестокий человек" ответом было - "азиат".

Из таких вот мелочей, с горечью объяснила Кусова, и складывается возмутительное отношение к мусульманам и кавказцам в быту. "Вот мне врач в поликлинике (приятная, интеллигентная женщина) выписывает рецепт и участливо спрашивает: мол, вы по-русски-то понимаете? Может, вам перевести? - пожаловалась Кусова. - Мы весь этот опыт негативного отношения пропускаем через себя!.. Ксенофобия проявляется в быту, в молекулярной форме! И в нагнетании вот этой кавказофобии, исламофобии участвуют вполне уважаемые центральные газеты... В "Известиях" каждый день появляется публикация такого рода..." Есть только одно центральное издание, в котором подобные ксенофобские мотивы отсутствуют. Это "Новая газета". Все остальные центральные газеты, в том числе вполне либеральные, грешат недобросовестным подходом к национально-конфессиональным вопросам.

Журналистам очень долго не удавалось добиться от экспертов, чтобы они назвали все те издания, которые контролировали и обозревали. Эту информацию пришлось вытягивать чуть ли не клещами, однако конкретных цифровых выкладок мы так и не получили. Уже в завершение мероприятия Кусова сдалась и назвала одиннадцать центральных газет и журналов, не указав, полный это список или частичный. А до того информация была весьма разрозненной и больше походила на подборку высказываний в жалобной книге. Вот либеральные "Московские новости" позволили себе поместить статьи Василия Аксенова и Игоря Губермана. Первый нехорошо отзывается об исламе и мусульманах, второй же, по словам Кусовой, вообще предлагает разрушить мечети. А в "АиФ" сатирик Михаил Задорнов объясняет, что "Кавказ так агрессивен, потому что объелся мяса" (цитирую Кусову). Особенно, конечно, усердствуют "Известия": тут и заметки знаменитого интеллектуала Максима Соколова о "счастии без инородцев", и антиисламские пассажи публициста Александра Архангельского, и провокаторская статья Олега Осетинского "Если бы я был Бен Ладеном", и статья дьякона-богослова Андрея Кураева о "горцах и кочевниках, живущих набегами". Сюда же Кусова отнесла и известную статью Юлии Калининой в "МК" о "необходимости выселения инородцев".

Присутствовавшая на встрече корреспондент "Известий" Елена Тимофеева попыталась заступиться за родное издание и затребовала четких критериев оценки, которыми руководствовались исследователи. Кусова повторила: "Газета "Известия" вносит огромную лепту в создание негативного образа ислама и мусульман". Классификация материалов, по словам Кусовой, существует. Они подразделяются на три группы. Первое - "материалы откровенно и заведомо шовинистические" (так, упомянутая статья Калининой была уподоблена материалам, публикуемым в "откровенно фашистских СМИ"). Второе - "материалы, свидетельствующие о неглубоком знании предмета". Известно, что журналисты в большинстве своем Корана не читали и в истории и культуре народов мира явно не сильны. Но при этом берутся писать на щекотливые темы: вот статья (и снова в "Известиях") "Гудбай, Ичкерия", где абрека Зелимхана Карчароевского обозвали бандитом, "специализировавшимся на убийствах чиновников царской России" в XIX веке. А по версии Кусовой, сей Зелимхан был "национальным героем чеченского народа, возглавившим национально-освободительное движение против колониального гнета".

Третья группа материалов, порочащих честь и достоинство кавказцев и мусульман, - "сюжеты в стиле этнографической зарисовки или этюда со стремлением минимизировать того, о ком они говорят". Иными словами, это такие картины из туземной жизни, нарисованные из присущей прессе порочной тяги к экзотике. Они создают "тупой, маргинальный образ" народов, имеющих давнюю, самобытную культуру, а это опошление. По мнению Кусовой, такой поп-культурный подход к религиозным особенностям и традициям народов России чуть ли не наиболее вреден, потому как тягу познания развивает в ложном направлении и блокирует понимание происходящего.

Вадим Барабанов

"Солидарность", №11, 31 марта 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования