Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВЯТСКИЙ КРАЙ": Миссионер должен быть как стеклышко. считает диакон Андрей Кураев и встает на защиту Гарри Поттера


Чтобы противостоять расколу в православной церкви, нужно воспринимать ее и Бога с радостью, вещал во вторник студентам Вятского духовного училища и простым слушателям диакон Андрей Кураев. Представленный как автор книг и публицист, он является на сегодняшний день одним из самых ярких идеологов православного духовенства и едва ли не единственным православным миссионером, несущим веру Христову по городам и весям. Часто он говорит людям о том, что те думают о церкви, но боятся высказать вслух, оттого слушатели, даже случайно забредя на проповедь-лекцию, остаются до конца.
- То сообщение, которое я хотел бы довести до людей сейчас, это то, что быть православным - не значит эмигрировать в средние века, - рассказал Андрей Кураев корреспонденту "ВК". - Можно быть современным человеком, жить в мире, где есть компьютер и Интернет, смотреть фильмы про матрицу или читать "Властелина колец" и во всем этом видеть отголоски евангельских заповедей.
- Бытует мнение, что сращение церкви и государства отрицательно влияет на ее имидж.
- Церковь по сути своей вне политики. То есть, скажем так, я могу пользоваться автобусом, но живу я не проблемами автобусного парка. Точно так же и здесь. Политика очень часто и нагло вмешивается в нашу жизнь. Но опасно и то, когда церковь нарочито пытается устраниться от политического действия. Нам в ответ кричат: какие вы отсталые. Но стоит только патриарху или епископу епархиальному сделать шаг, обозначающий присутствие церкви в современном мире, снова повод для критики: ваше дело молиться в келье. Мы же должны находить наиболее приемлемую форму политического присутствия церкви в светском обществе. Это не форма теократии или какого-то прислужничества власти. Это тактичное социальное партнерство, диалог, порой критический диалог. И эти тезисы уже прописаны в официальном документе нашей церкви - основах социальной концепции Русской православной церкви, принятых на архиерейском соборе 2000 года.
- Что является темой вашей следующей книги?
- Единственный жанр, в котором я буду работать в ближайшие полтора месяца, - жанр отзывов на дипломные и курсовые работы моих студентов, буду писать хотя бы на коленке в самолете или поезде.
К тому же практика показала мне достаточно жестко, что лучше не загадывать. План бывает на год вперед, и вдруг что-то такое происходит, что требует сиюминутного отклика. Ну, например, пришлось писать на тему, к которой я совершенно не собирался обращаться, - в защиту Гарри Поттера. Не потому, что я такой любовью пылаю к этой книжке, тем более что первые тома безобразно переведены, а потому, что от имени моей любимой церкви начали публиковать несусветные глупости на эту тему. И люди наши начали показывать пальцем и говорить: да они просто неадекватны, люди церкви. Как можно вообще к ним приходить, если они не в состоянии понять ни мир ребенка, ни мир художественной книги. И тогда пришлось взяться за перо и попробовать объяснить людям нецерковным, что даже, с точки зрения православного христианина, может быть другой взгляд на эту тему.
- Как вы относитесь к тому, что священниками становятся такие люди, как режиссер Иван Охлобыстин?
- Мне кажется, православная церковь достаточно здоровая, чтобы позволить себе терпеть таких маргинальных личностей, как отец Иван Охлобыстин и диакон Андрей Кураев. Где-то ведь перчику тоже немножко надо. И я как раз рад, что в православии сегодня есть две крайности. Первая - когда священник стоит таким живым памятником самому себе и своему сану и говорит с прихожанами на таком "церковно-китайском" языке. Все очень правильно, гладко, традиционно, но от этой правильности будут дохнуть и мухи, и студенты. А вторая опасность - слишком стилизоваться под аудиторию. И тогда рано или поздно к тебе подойдут и скажут: "Слушай, ты такой же, как и мы. Если это так, так чего ты нас грузишь? На самом деле мы и так знали все, что ты хотел нам сказать".
- Вы как находите золотую середину?
- Очень важно следующее: одна из очевидных ошибок в работе миссионера, если он влюбляет людей в себя.
- Это ошибка?
- Миссионер должен быть прозрачным, как стеклышко, чтобы за ним церковь была видна. Иначе он привьет людей к себе и создаст свою секту. Вот я пока не слышал о возникновении кураевской секты, и это меня радует. Значит, люди через мои лекции, мои книжки приходят не ко мне, а к Богу.

"Алиса" агитирует за православие

На встрече с диаконом Андреем Кураевым вятский священник Александр Каратаев держал в руках компакт-диск группы "Алиса". Смысл этого открылся, когда диакон Андрей Кураев рассказал о концертном проекте "Рок к небу", реализованном им вместе с российскими "рок-динозаврами" Константином Кинчевым, Юрием Шевчуком, Борисом Гребенщиковым, Вячеславом Бутусовым. Проба успешно прошла в Питере на прошлогоднее Рождество, затем был еще один питерский концерт, тур по Уралу. На ближайшую Пасху планируется подобный фестиваль в Запорожье. Диакон Андрей Кураев поделился, что если с аудиторией Шевчука можно работать прямо на концерте, "потому что туда приходит более студенческая аудитория и люди, думающие о смысле", то у Кинчева другая аудитория, более динамичная. Поэтому Кинчев просто объявляет, что назавтра мой друг отец Андрей Кураев там-то и там-то будет читать лекцию.

Интервью вел Олег Прохоренко

"Вятский край", 17 марта 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования