Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВЕЧЕРНИЙ НОВОСИБИРСК": И пекли блины масленичные, и было им число 666. На фоне траурных событий в стране прошли народные гуляния


На страницах печати продолжают обсуждать прошедший день святого Валентина. Редкий случай, когда об этом празднике говорят после его окончания. Обычно рекламная трескотня обрывается уже на следующий день, а в этом году вспоминать "день любви" будут, по крайней мере, до 24 марта - дня сороковин погибших в "Трансвааль-парке". И если в светской печати трагедию в аквапарке, так же как и другие техногенные катастрофы и теракты, связывают со всеобщим разгильдяйством и взяточничеством, то в печати религиозной пытаются дать случившемуся духовную оценку. Одни пишут, что негоже нам, православным, отмечать праздник католических святых, другие такие катастрофы называют происками грядущего антихриста, третьи - Божиим наказанием за принятие новых паспортов и ИНН, содержащих дьявольское число "666". Насколько обоснованы такие суждения?

О "чужих" святых

В церковных лавках, где принимаются записки о здравии или упокоении, часто возникают проблемы с именами, которых нет в православных святцах. Но, если выясняется, что это, к примеру, имена грузинские, то такие записки принимаются беспрекословно, так как Русская и Грузинская церкви находятся в молитвенном общении и каждая является составной частью Вселенской Православной Церкви. А вот имена Станислав, Эдуард, Артур и прочие из записок вычеркиваются не только по причине их отсутствия в святцах, но и потому, что святые с такими именами прославлены в Католической церкви, с которой православные почти тысячу лет находятся в разрыве.

Но дело не только в непривычных именах. Есть имена общие, но святые разные. Так, у католиков, как и у православных, много святых с именем Александр, но католики не признают святость благоверного князя Александра Невского, прославившегося тем, что остановил благословленные римскими папами католические крестовые походы против Руси. Так же как православные, несмотря на почитаемое в православии имя Андрей, не могут признать католического святого Андрея Боболу, немыслимую жестокость которого во время насаждения унии, до сих пор помнят на Западной Украине и Белоруссии. Но вот к святому Валентину, память которого Католическая церковь отмечает 14 февраля, несмотря на то, что этот святой включен и в православные святцы, у православных отношение неоднозначное. Почему?

Любовь и святость

Когда лет десять назад практически все средства массовой информации на разные лады начали смаковать романтическую историю о монахе, который накануне своей казни объяснился в страстной любви дочери тюремщика, православные верующие справедливо возмутились столь бессовестной дискредитацией института монашества, основой которого является целомудрие, и католического святого Валентина стали осуждать. Но со временем выяснилось, что святой Валентин Тернийский, о котором весь мир шумит 14 февраля, есть не кто иной, как святой Валентин Интерамский, память которого православные чтут 12 августа и который, естественно, не имеет никакого отношения к истории о влюбленном монахе. И тогда критика со святого переключилась на сам праздник, разнузданный характер которого никак не сочетается с понятием святости.

И вот в среде православных публицистов родилась идея: а что, если этот праздник, так сказать, воцерковить? Все равно, дескать, молодежных праздников у православных нет, как нет и святых, ассоциирующихся с земной любовью. А святые Петр и Феврония, Андриан и Наталья, которых часто противопоставляют святому Валентину, в данном случае, мол, не подходят, так как речь здесь идет о супружестве, а не о любви. И что нужно в день святого Валентина приглашать молодежь в православные храмы: глядишь, и приобщатся к вере отцов.

Те, кто делают такие предложения, явно вводят общественность в заблуждение. На самом деле молодежный православный праздник существует. В 1953 году на Ассамблее Всемирного православного движения "Синдесмос" было принято решение отмечать день православной молодежи 15 февраля, в праздник Сретения Господня. С 2001 года эта традиция стала и российской. Отмечала в этом году свой праздник и новосибирская православная молодежь. Что касается заявлений, что любовь - это одно, а супружество - другое, то, с точки зрения православия, это умозаключение более чем странное, так как для православного мировоззрения любовь есть прелюдия супружества, а супружество - продолжение любви. Представить же, что в церкви после праздничного богослужения прихожанам вместо просфор будут раздавать красочные "валентинки", можно только в кошмарном сне. Впрочем, недавние события свидетельствуют: то, что несколько лет назад воспринималось кошмаром, сегодня стало вполне обыденным. И дело не в том, что Москва постепенно превращается в горячую точку с пугающими своей регулярностью терактами и техногенными катастрофами, а в том, как народ эти события воспринимает.

Вместо поминальных блинов - масленичные

Когда в день всеобщего траура в телевизионной сетке комедию заменяют серьезным фильмом, мало кто возмущается. Траур. Но как объяснить тот факт, что в день траура по погибшим в туннеле у метро "Автозаводская" некоторые телеканалы демонстрировали от души отрывающихся пошловатых смехачей? А объяснение простое: за эфир уплачено рекламодателями. Реклама, рейтинг, деньги, акции, дивиденды - с этими понятиями мы уже сжились, и демонстрация ржущих физиономий в день траура хотя слегка и покоробила, но не удивила. По этой же причине не удивило и заявление московского правительства, что масленичные мероприятия накануне Великого поста, несмотря на трагедию в "Трансвааль-парке", отменяться не будут. Оно и понятно: задолго до масленичных дней шла рекламная раскрутка так называемой "Спортивной Масленицы", посвященной борьбе за проведение в Москве Олимпиады 2012 года. Известно, что Олимпиада - это деньги, и деньги огромные. Упустить такой шанс будущие инвесторы и рекламодатели не могли. И стала столица православной Руси на время "Вавилоном великим, матерью блудницам и мерзостям земным". И гуляла широкая Масленица по Москве с карнавалами и фейерверками, одаривая всех блинами, и никому не приходило в голову, что блины эти поминальные.

Давно разгаданная тайна

А при чем тут число "666", вынесенное в заголовок статьи, спросит читатель? Ответ прост: число это незримо присутствует и в трагедиях и в веселиях, включая опошление православной Масленицы. Есть нечто общее, что связывает все эти мероприятия, и это общее - деньги. И именно в деньгах кроется разгадка таинственного "числа зверя", названного в Апокалипсисе признаком пришествия в мир антихриста. Сколько копий сломано по расшифровке этого числа: складывали и делили различные даты, вычисляли имя, которое будет носить антихрист, присваивая каждой букве алфавита цифровой эквивалент и т.д. На протяжении двух тысяч лет человечество трепетно откликалось на любой намек, связанный с загадочным числом, и даже, когда досужие журналисты придумали историю о всемирном компьютере, который якобы установлен в Бельгии и носит имя "Зверь", все им тут же поверили. А расшифровка этого числа в православном святоотеческом наследии существует давно. В 2000 году в "Новосибирском епархиальном вестнике" о ней напомнил ныне покойный епископ Новосибирский и Бердский Сергий.

Впервые число "666" упоминается в Библии, как символ богатства и роскоши двора царя Соломона: "В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых, сверх того, что получаемо было от разносчиков товара, и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников" (Книга 3-я Царств, гл. 10, стихи 14-15). Так что "666" - символ богатства "сверх того".

Стремление к материальному достатку присуще человеку, и в этом нет ничего худого, но когда это стремление превращается в самоцель, когда ради обогащения преступаются все мыслимые и немыслимые этические нормы, когда обычное сострадание становится немодным, а главное, невыгодным, это и означает число "666". В том, что мы этим числом уже "сосчитаны", свидетельствуют попрание понятия святости ради коммерческих выгод в день святого Валентина, смехачи на телеэкране в день траура и разгульная московская Масленица вместо скорби по погибшим.

Валерий Мельников

"Вечерний Новосибирск", 26 февраля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования