Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА": О чем плакал пророк Иеремия. Православие и школа: дискуссия продолжается


Дискуссия о преподавании основ православия в школе ведется по извечному принципу – укрупнять проблему до тех пор, пока она не станет неразрешимой. Между тем она вполне разрешима, если отойти от больших вечных вопросов и сосредоточиться на частных и сиюминутных.

Штампы как аргументы

Если коротко, аргументы сторонников введения преподавания основ православной культуры таковы: история церкви – значительная часть отечественной истории; христианство – основа современной европейской культуры; детей, исповедующих другие религии, в нынешних российских школах немного, основной контингент – неверующие.

Аргументы против: едва ли найдется достаточное количество квалифицированных светских преподавателей; если все будут ходить на урок, а инаковерующие не будут, это станет причиной межконфессиональной розни в классе; наконец, дети и так перегружены, и не надо им забивать головы всякой ерундой.

Спор ведется уже долго, и стороны бесконечно оперируют в нем одними и теми же штампами. С одной стороны – "они не будут понимать картин Рембрандта", с другой – "Закон Божий – это непроходимая скука, почитайте Помяловского, Паустовского, Островского"… Никто почему-то не вспоминает пример поэта Липкина, который был освобожден от уроков Закона Божия как иудей, но все равно посещал их из интереса и любви к предмету.

Но чтобы хоть как-то решить вопрос, имеет смысл говорить от своего лица, а не "от имени" – и постоянно держать в мыслях школу, не гипотетическую, а такую, какая она есть.

Ближе к тексту

Большинству спорящих неизвестно содержание будущего курса, полемизируют по принципу "не читал, но скажу". Единственный реальный документ, который я видела, называется "Примерное содержание образования по учебному предмету "Православная культура", это приложение к письму министерства органам управления образованием субъектов РФ от 22 октября 2002 года.

Большинство вопросов, освещаемых в программе, так или иначе находится в постоянной сфере внимания общества, и грамотному человеку хорошо бы в них хоть немножко разбираться (возьмите хоть "отличие поста от диеты и вегетарианства" или "отличие веры от суеверия"). Пока что представления о христианстве в обществе бытуют совершенно дремучие. Редко кто помнит, что за лестницу видел Иаков и о чем плакал пророк Иеремия, понимает, в чем смысл вопроса о законе и благодати… Да ладно уж тонкости о законе и благодати, – вот ради эксперимента попросите окружающих вас перечислить десять заповедей, и то ведь вспомнят три: не убий, не укради и не прелюбодействуй.

И напрасно господа пламенные безбожники полагают, что от этой дикости общество может спасти только усиленное преподавание естественнонаучных предметов в школе при полном игнорировании вопросов метафизических. Я бы сказала, что при такой позиции оккультизм, суеверия и секты расцветают особенно пышным цветом. Словом, дебаты на тему "пускать ли основы православной культуры в школу" мне кажутся совершенно излишними.

О хилиазме и совокупляющихся йогах

Если уж самые основы христианства у нас в стране наполовину забыты, то о православии и говорить не приходится: десятки лет антицерковной пропаганды совершенно вымарали из народной памяти все прекрасное, героическое, высокое, что связывалось с Православием, а взамен оставили картины тупых, злых и жадных попов, призывающих паству терпеть эксплуататоров и бить жидов… Настоящая история Православной церкви, ее место в российском обществе и культуре – для большинства тайна за семью печатями.

Разработанная министерством программа пытается восстановить справедливость – и делает это на совесть и по максимуму. Так что иной раз вопросы вызывает не степень светскости или церковности, а степень раскрытия темы, вот, например: "Деревянное церковное зодчество на Русском Севере. Ярославское храмовое зодчество. Стиль московского (нарышкинского) барокко в храмовом зодчестве. Стиль "русское узорочье" в храмовом зодчестве XVII в."… Не многовато? Мой ребенок точно взвоет. Нашим детям-то сейчас дай бог не то что нарышкинское, а вообще барокко помнить. И это отчасти проявление типичной болезни российской школы: кормить информацией, впихивать ее, пока не полезет из ушей… Если курс разработан для детей из православных семей, которые так или иначе находятся "в теме", – нет проблем. Но если он для тех, кто вообще представления не имеет о православии, ради кого все, собственно, и затевалось, то имело бы смысл очертить более узкий круг вопросов, а не зашибать с порога "хилиазмом" и прочим узорочьем.

Допускаю, что формулировкинекоторых тем вполне могут вызвать негодование у атеистов – к примеру, что-то покажется слишком вероучительным, что-то слишком глубоким – например, "Виды смысла в текстах Священного Писания: прямой, переносный, духовный". А вот тема "Духовно-нравственные и психосоматические последствия половой распущенности" смущает и меня, в особенности в "психосоматической" части – не потому, что я считаю лишней пропаганду целомудрия, совсем наоборот. Просто как раз на днях читала изданную православным издательством брошюрку для подростков, где среди довольно здравых мыслей приводится пример, на мой взгляд, совершенно оккультный: йог в своем воображении совокупился с девушкой и получил защемление нерва гдето в позвоночнике, потому что этим страдал бывший любовник девушки, так что не совокупляйтесь, мол, с кем попало – ни физически, ни мысленно… Что-то мне не хочется, чтобы моим детям рассказывали о совокупляющихся йогах… Хороших учебников по-прежнему нет, существующий учебник по МХК, будь он посвящен православной культуре, вызвал бы в СМИ пальбу из пушек… Да и общее состояние сегодняшнего среднего образования особых надежд мне не внушает. Главная проблема – нет адекватно подготовленных учителей; редкая школа располагает преподавателями, одновременно сведущими в религии, филологии, истории, философии и истории искусств. Между тем в высшей школе давно уже существует факультативное преподавание связанных с религией предметов, причем привлекаются к нему и священнослужители.

У нас в университете факультатив по истории Библии вел историк-атеист, а курс по истории Православной церкви – батюшка, кандидат богословия, и никаких конфликтов это не вызывало, и студентов иной веры не оскорбляло, и никто не кричал, что это недопустимо в государственном вузе. Кто хотел – тот получил зачет. Кто не хотел – ходил на другие спецкурсы, в чем проблема-то?

Государственный интерес

Для того чтобы не отбить у детей всякий вкус к предмету, нужны не только глубокие знания, но и хорошие методические разработки – иначе уроки превратятся в сплошное вещание православного радио. Вещание вместо взаимодействия – в наших школах общая беда, и нет оснований думать, что этот предмет будет преподаваться иначе, – в лучшем случае можно ожидать торопливой скороговорки – уложиться бы только в план.

А курс требует вопросов-ответов, философских бесед, и все это – большая ответственность.

Вопросов очень много, и если поставить их перед собой все сразу, то воинствующие атеисты и убежденные западники могут вообще не беспокоиться: все увязнет в согласованиях и спорах, как вязнет уже полтора года. В нашей стране, если помните, даже картошку начали сажать не меньше как по императорскому приказу. И, в общем, мне кажется довольно естественным, что вопрос о преподавании этого предмета все-таки встал на государственном уровне. Разумеется, это государственный интерес – чтобы граждане умели не только презирать свою страну, не только испытывать за нее мучительную боль, стыд и неловкость, но и гордиться ею; чтобы не отпихивали с брезгливой гримасой ее многовековую историю, чтобы умели видеть в ней не только кровь и ошибки, но и смысл, и красоту, и величие.

Ирина Лукьянова, мать школьницы 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования