Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

НГ-Религии
ДРЕВНИЙ НАРОД ПРИЖИЛСЯ В РОССИИ
На окраине Москвы высится ассирийская церковь


МОНИТОРИНГ СМИ: "НГ-Религии"

Николай Шабуров
ДРЕВНИЙ НАРОД ПРИЖИЛСЯ В РОССИИ
На окраине Москвы высится ассирийская церковь

Все, хотя бы из школьного курса истории, знают о древней Ассирии. Но все ли знают о современном народе, носящем имя обитателей этой восточной державы? Жители крупных городов Советского Союза по большей части сталкивались с ассирийцами - чистильщиками обуви и естественно, не могли даже представить себе, что имеют дело с представителями народа, который первым в истории принял христианство как государственную религию.

Ассирийский народ и Ассирийская Церковь столь тесно связаны между собой, что невозможно рассказывать о Церкви, не коснувшись истории народа. Еще в XIV-XI вв. до н.э. в Месопотамию и Сирию проникают семитоязычные племена кочевников-арамеев. После гибели Ассирийского царства (605 г. до н.э.) арамеи ассимилировали родственных себе ассирийцев и расселились по всей Передней Азии. Арамейский язык стал там общераспространенным, а арамейское алфавитное письмо вытеснило громоздкую и сложную ассирийскую клинопись. В частности, арамейский язык, точнее, один из его диалектов, стал вытеснять еврейский язык в качестве сначала разговорного, а потом и литературного языка евреев Палестины и Двуречья.

На арамейском языке написана часть библейской Книги Даниила, а также уже в первые века нашей эры - Талмуд. Галилейский диалект арамейского был родным языком Иисуса Христа, на котором Он проповедовал, на котором говорили апостолы. Неудивительно поэтому, что христианство начинает быстро распространяться среди арамеев Палестины, Сирии и Месопотамии. Уже во II веке появляется перевод Библии - Пешитто и рождается богатая христианская литература. Литературный язык, сложившийся в ту эпоху на основе арамейских диалектов, называют сирийским, а носителей этого языка - сирийцами (не путать с современными жителями Сирии, главным образом арабами!).

Сирийцы-христиане оказались разделенными границами Римской империи и сасанидского Ирана. Правда, до IV в. на римско-иранском пограничье существовали небольшие независимые государства. Около 270 г. в одном из этих государств - Осроэне со столицей в Эдессе (ныне Урха в Южной Турции) впервые в мире христианство было провозглашено государственной религией. Сирийская христианская литература - богословие, религиозная поэзия, жития, проповеди - имела общецерковное значение и повлияла на труды греческих и латинских Отцов Церкви. Достаточно назвать имя учителя сирийцев, великого богослова и поэта мар Афрема ("мар" по-сирийски господин), почитаемого Русской Православной Церковью под именем Ефрема Сирина (т.е. сирийца).

В конце IV в. богословы авторитетной в Сирии и Месопотамии Антиохийской школы Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэтский разработали учение, согласно которому у Христа было две природы - божественная и человеческая. Дева Мария родила человека Иисуса, с которым соединилось Второе Лицо Святой Троицы. Поэтому Деву Марию следует называть не Богородицей, а Человекородицей или Христородицей. В 428 г. последователь Диодора и Феодора Несторий стал Патриархом Константинопольским. Его выступления против именования Девы Марии Богородицей были восприняты многими как еретические. Борьбу с Несторием возглавил Патриарх Александрийский Кирилл. По инициативе Кирилла Александрийского III Вселенский Собор в Эфесе (431 г.) объявил Нестория еретиком.

Последователи Нестория - "несториане", преследуемые в Византийской империи, нашли убежище в Иране. На сирийский язык были переведены основные труды Феодора Мопсуэтского, который получил у восточных сирийцев прозвище Великого Толкователя. Разногласия по богословским вопросам, а также противостояние между Византией и Ираном привели к провозглашению независимости Церкви Востока от Вселенской Церкви, а с VI века и к прекращению церковного общения между ними. В православной и католической традициях Церковь Востока рассматривалась как несторианская. Это не точное наименование: хотя Несторий был причислен Церковью Востока к лику святых, он не был ее основателем и пользовался в ней гораздо меньшей известностью, чем Феодор Мопсуэтский и Диодор Тарсийский.

С VI по XIV в. Церковь Востока вела активную миссионерскую деятельность в Центральной Азии, Китае и Индии. К 1318 г. в Церкви насчитывалось тридцать митрополичьих кафедр и двести епархий, охватывавших огромную территорию - от Месопотамии до Дальнего Востока. Однако со времен походов Тамерлана (конец XIV в.) начинается упадок Церкви Востока, чьи последователи сохранялись только в городах Курдистана.

Для восточных сирийцев, которые по имени древнего народа стали называть себя с XIX в. ассирийцами, и для их национальной Церкви первая половина ХХ в. стала эпохой особенно тяжелых бедствий. В конце Первой мировой войны ассирийцы, возглавляемые Патриархом, восстали против турецкого господства, надеясь на помощь Антанты. Восстание было подавлено, после чего сотни тысяч ассирийцев были уничтожены, а десятки тысяч бежали на Кавказ, в Россию, в страны Европы и Америки.

Большинство беженцев, оказавшихся в России, принадлежало к Ассирийской Церкви Востока, но были также католики-униаты. В конце 30-х годов почти все они были репрессированы. Ассирийцы, оставшись без своих церквей и священников, стали посещать православные храмы, венчались там, крестили детей, отпевали умерших.

В 1949 г. советские ассирийцы подверглись новым тяжелым испытаниям: значительная их часть, проживавшая на Кавказе, разделила судьбу крымских татар, чеченцев, ингушей и других депортированных народов. Ассирийцы были отправлены в сибирскую ссылку, унесшую многие тысячи жизней.

В последнее десятилетие происходит процесс возвращения российских, в том числе московских ассирийцев к своим этническим и религиозным корням. В Москве возникла община Ассирийской Церкви Востока, первым священником в которой был Исхак Йосиф, ныне епископ Северного Ирака и СНГ. В 1998 г. в Москве был построен храм.

В ассирийских храмах отсутствуют иконы и статуи. В отличие от священников Русской Православной Церкви, обязанных заключить брак до рукоположения, священники Ассирийской Церкви Востока могут вступать в брак и после принятия сана, а овдовев, могут заключить второй брак. Епископат Ассирийской Церкви Востока безбрачен.

В древности возник обычай (просуществовавший до 70-х годов ХХ в.) передачи патриаршего сана по боковой нисходящей мужской линии от дяди к племяннику. С самого рождения будущие патриархи не должны были употреблять мяса. Более того, мать будущего патриарха также должна была воздерживаться от мяса во время беременности.

Последователи Ассирийской Церкви Востока (общая численность которых около 200 тыс.) помимо России проживают в Ираке, Сирии, Индии, Иране, США, Армении и других странах. Российские приходы подчиняются епископу Северного Ирака и СНГ. Резиденция патриарха-католикоса Ассирийской Церкви Востока расположена в Мортон-Гров, штат Иллинойс (США).

Комментарий "Портал-Credo.ру":

Статья Николая Шабурова, директора центра изучения религий в РГГУ любопытна уже тем, что это - первая официальная публикация на тему, имеющую много интересных аспектов. Строго говоря, одна из самых деликатных сторон этого вопроса состоит в догматическом и каноническом определении статуса Ассирйиской Церкви Востока. Исторически "Церковь Востока" (Итта д-мденха) представляет собою, как и пишет автор национальную Церковь Ирана. Однако именно с 6 в. эта церковь, действительно не бывшая насаждением низложенного и анафематствованного константинопольского патриарха Нестория, приняла крайнее диофизитство (учение о двух природах и двух ипостасях Христе) богослова Бабая Великого, который положил в основу своей системы именно учение Нестория, сформулированное тем в "Базаре Ираклида". В официальном богословии АЦВ крайнее диофизитство сочеталось с иконоборчеством местного происхождения, однако вполне соответствующим византийским аналогам. Именно поэтому с т.зр. православных канонов в отношении этой Церкви действуют все правила, относящиеся к еретикам-несторианам. В этой связи присутствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на освящении (в 1999 г.) первого несторианского храма в России может представлять собой канонический казус. Положение изменилось после того, как АЦВ стала принимать активное участие в экуменическом движении. Именно тогда в заявлениях католикоса Мар Динхи и официальных лиц АЦВ зазвучали слова о том, что "хотя госпожу Мариам и нельзя именовать Богородицей, для православных это допустимо, ибо все имеют в виду одно и то же". Сейчас АЦВ находится в активном диалоге с Римско-католической Церковью, подписаны межконфессиональные соглашения между "Церквами-сестрами" и священноначалием Ватикана даже благословлен частичный (обусловленный сложной ситуацией ассирийских христиан в Ираке) интеркоммунион.

Как всегда бывает, реальность несколько сложнее, нежели схема, нарисованная пусть даже и таким знающим и компетентным ученым, как Н.Шабуров.

 Ссылки по теме: Официальный сайт АЦВ.

Халдейская Церковь (часть АЦВ в униии с Римом)

Организация Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока в России.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования