Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ТРУД": В гости к апостолу. Корреспондент "Труда" побывала в пещере, где две тысячи лет назад скрывался от римских гонителей один из апостолов Христа - Симон Кананит


Фото Андрея Афанасьева.В Новом Афоне (это, напомним, в Абхазии) есть храм, построенный во времена раннего христианства - почти 15 веков назад. Он назван именем Симона Кананита, к иконе с его изображением идут паломники со всего света. Это небольшое крестово-купольное сооружение из серого камня, в алтарной части которого покоится прах самого святого. Во всяком случае в этом здесь никто не сомневается. "Симон Кананит считается покровителем Абхазии, потому что проповедовал в этих краях, - рассказал настоятель Ново-Афонского монастыря о. Дорофей. - Не вызывает сомнений: это реальное историческое лицо".

Священнослужитель имеет основания так утверждать. Когда-то, еще до грузино-абхазского конфликта, он окончил Сухумский университет, собирался стать агрономом. Война, гибель друзей перевернули его мировоззрение. Он поехал учиться в Россию, окончил сначала Московскую Духовную семинарию, затем академию, стал историком-богословом. И темой диссертации выбрал историю раннего христианства.

- Симон был родом из Каны Галилейской, отсюда и прозвище, - продолжает о.Дорофей. - Он был человеком среднего достатка, работал каменщиком и плотником, имел жену и детей. Все изменилось, когда познакомился с Христосом. Симон поверил этому удивительному, светоносному человеку, бросил все и пошел с ним. Позже стал одним из учеников Спасителя, подружился с апостолом Андреем Первозванным. Скрываясь от римских легионеров, Симон и Андрей попали на Кавказ. Симон остался на территории теперешней Абхазии, Андрей пошел дальше, в сторону современной Аджарии. Существует даже предание о том, что Андрей Первозванный якобы стал жертвой скифов-людоедов, обитавших в этих краях. Но это из области легенд. А вот о судьбе Симона достоверно известно многое.

Собеседник говорит, что предки абхазов любили этого человека и доверяли ему, хотя их языческие взгляды были далеки от его христианских идей. Приносили в горную пещеру, где он жил, хлеб, сыр и вино. Вероятно, он прожил в этих краях не менее 20 лет. Дело было в I веке нашей эры. В древних абхазских притчах сохранились упоминания о Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал святой водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке - и все проходило. Именно Симон Кананит стал первым миссионером, который начал крещение местных жителей.

Точно не известно, кто выдал местонахождение удивительного лекаря римлянам, только однажды они нашли пещеру, где он скрывался, и обезглавили его. Все это было проделано с особой жестокостью на глазах у местных жителей. Если верить преданиям, келья, где молился Симон, наутро была залита кровью, но самого чужеземца там не нашли. Абхазы вспомнили о том, что он предрекал бессмертие и вознесение на небо, и решили, что так оно и случилось. Они завалили вход в пещеру валуном и несколько столетий оберегали от посягательств.

Путь к знаменитой пещере неблизкий: от монастыря приходится долго подниматься в гору. Узкая крутая тропинка то упирается в скалы, то зависает над пропастью. Дух захватывает. А ведь Симону приходилось проделывать этот путь не один раз на дню... Когда кажется, что конца этому не будет, под ногами вдруг появляются аккуратные каменные ступени, ведущие к арке в скале. Над входом - каменный крест. Потолок такой низкий, что поневоле приходится кланяться этому кресту.

Обитель Симона Кананита не отличается роскошью. В углу - медвежья шкура, на такой мог спать проповедник, рядом - место, где он молился. Сейчас здесь небольшой иконостас с множеством горящих свечек. Центральная икона - с изображением святых Симона и Андрея. Здесь же - несколько бутылок с ключевой водой, которую монахи приносят из Афона специально для уставших в дороге путников. Те, кто находит силы проделать этот путь, кладут у подножия иконостаса деньги и записки, прося о сокровенном. Без всякого присмотра здесь лежат десяти-, сторублевые купюры, есть бумажки достоинством 500 и даже тысяча рублей.

- Монахи поднимаются в пещерный храм раз в неделю, - поясняет о. Дорофей. - Забирают пожертвования и записки, молятся за тех, кто их написал. Нередки случаи, когда люди спустя годы возвращаются в монастырь и рассказывают, что после молитвы в келье Симона Кананита исполнились их сокровенные желания, совершилось чудо, о котором могли только мечтать. У одной женщины выздоровела безнадежно больная дочь, у другой, незадолго до этого потерявшей сына, в 45 лет родилась двойня... Для нас же это не чудо, а радостное сознание благодати Господней.

Лескова Наталия

25 февраля 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования