Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ": Многая лета.
У Патриарха — День ангела


1964 год. Епископ Эстонский и Таллинский Алексий.

 

 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II родился 23 февраля 1929 года. Однако, как и предписывает православная традиция, отмечает лишь день своего ангела — 25 февраля. 

В этот день вспоминают одного из великих российских святых — митрополита Московского Алексия, друга и сподвижника преподобного Сергия Радонежского... 

Отец будущего патриарха уже в зрелые годы выбрал путь священника, а сам он с детства прислуживал в храме и также мечтал стать священнослужителем. Подросток Алеша Ридигер был, конечно, не чужд и "светских" увлечений — играл в шахматы, занимался греблей и мотогонками. Но на его детство и юность выпало столько испытаний, сколько с лихвой хватило бы и взрослому.

Его дед по матери, полковник Осип Писарев, офицер белой армии, был расстрелян большевиками в Терриоках, под Питером. Второй дед — правовед, потомственный дворянин Александр Ридигер — успел вывезти семью из Петрограда в последний момент, в конце лета 1917 года. Семейство обосновалось в буржуазной Эстонии. 

Отцу после окончания гимназии пришлось рыть канавы, чтобы заработать на жизнь. Позже повезло — он устроился бухгалтером на фанерную фабрику в Таллине, где познакомился с будущей женой Еленой Писаревой. 

Эти годы в Эстонии называли "религиозной весной русской эмиграции". Собирались съезды христианской молодежи, в Эстонию приезжали профессора Свято-Сергиевского богословского института из Парижа...

Казалось, что советская власть вот-вот рухнет, и тогда России будут нужны молодые специалисты. И эмигрантская молодежь деятельно готовилась вернуться на родину, чтобы способствовать ее возрождению.

Однако шли годы — и советский строй лишь укреплялся. Семью Ридигер должны были арестовать еще в 1939-м, когда Красная Армия вошла в Таллин и большевики "чистили" Эстонию от чуждых элементов. Спасло чудо — в ту ночь, когда за ними пришли, они ночевали в сарае. 

Сам патриарх пережил немало страданий в годы советской власти. Вот еще одно воспоминание, 1939 года: "Мы жили в пригороде Таллина, родственники переехали к нам, так как шла война. Родители уступили им наш дом, а сами поселились в комнатушке при сарае. В ту ночь мы тоже ночевали там. Две наши собаки крепко спали, хотя энкавэдэшники искали всюду. До сарая они так и не дошли. После этого мы уже не ночевали дома. Конец спокойной жизни пришел с установлением советских военных баз на территории Эстонии. Потом последовала оккупация Эстонии и массовая высылка в Сибирь. Вывозили в основном по ночам — на запасных путях стояли товарные вагоны, в которые загоняли людей. Моя судьба могла бы сложиться совершенно иначе, если бы нас вывезли в Сибирь вместе с десятками тысяч высланных русских и эстонцев".

В 1940 году отец будущего патриарха Михаил Ридигер стал священником. В те годы этот шаг был равносилен самоубийству...

А вскоре в Эстонию вошли немцы. Во время войны был разбомблен дом, в котором жили Ридигеры. Женщина, присматривавшая за домом, погибла. А семья, по счастью, на этот раз опять ночевала в другом месте. 

Юношей будущий патриарх помогал отцу, который служил в лагерях для советских военнопленных. Выезжали на оккупированную территорию, чтобы крестить детей и взрослых, венчать и отпевать.

Но Господь готовил Алексея Ридигера к грядущему служению: "Все время фашистской оккупации мы прожили в Эстонии. В конце войны отец работал с советскими заключенными — их немцы свозили из разных областей России. Лагеря были в Балтийском порту, в Клоога. Там были тысячи русских. Каждое воскресенье священники таллинских церквей приезжали к ним совершать богослужения. В этих пересыльных лагерях я впервые начал читать "шестопсалмие", помогая отцу. Эстония стала перевалочным пунктом — русских отправляли в Германию. Многие считали, что их там ожидает неминуемая смерть. Поэтому обращение к вере и поддержка священников была им просто необходима. Именно тогда лицом к лицу я впервые встретился с человеческим горем и страданием".

За годы советской власти люди забыли, как выглядит священник. Приходилось работать не покладая рук — священнослужителей в миссии было не так много. Позже патриарх вспоминал о концлагерях, где томились советские военнопленные: "Я никогда в своей жизни не видел столько горя, страданий и трагедий, сосредоточенных на малом пятачке земли. Заключенных содержали в нечеловеческих условиях. Обращение к вере, духовная поддержка священников им была необходима. Мы собирали продукты, одежду, лекарства для забитых, голодных людей. В бараке нам выделяли комнату или отгораживали закуток. Особенно жаль было детей. Нам удалось спасти 15-летнего Васю Ермакова и его сестренку. Пришлось подделать документы и приписать их к семье священника. Отец сумел выхлопотать освобождение священника и его семьи из лагеря. С Васей после войны мы поступали в Ленинградскую семинарию". 

Органы МГБ расценивали миссионерское служение как пособничество нацистам. И тем не менее после войны будущего патриарха и его отца чудом миновали и тюрьма, и лагерь. Алексей Ридигер поступил в Ленинградскую семинарию. Затем служил в шахтерском городке в Эстонии. В 1961 году решил избрать монашеский путь и принял постриг в Троице-Сергиевой лавре. В этом же году стал епископом — и в течение 22 лет исполнял обязанности управляющего делами Московского патриархата. За тяжелые годы атеистического владычества нес многие послушания. В 1985 году стал митрополитом Ленинградским и Новгородским.

Лишь в июне 1990-го выборы нового, 15-го патриарха были по-настоящему свободными, без вмешательства властей. Они проходили в два тура. На патриарший престол претендовали три кандидата — митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер), митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) и митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан). Считалось, что больше всего шансов было у митрополита Филарета, поскольку именно он после смерти патриарха Пимена стал патриаршим местоблюстителем. Однако второй тур тайного голосования, проходивший в Троице-Сергиевой лавре, показал, что епископат отдал предпочтение митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию. Напомним, что спустя два года митрополит Филарет ушел в раскол, создав параллельную церковную структуру, и увлек за собой многих епископов и духовенство... 

Узнав об избрании, новый патриарх сказал: "Я сознаю трудность и подвиг моего служения. Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение на соборах. Соборный принцип должен распространяться на епархиальную и на приходскую жизнь — только тогда мы решим те вопросы, которые стоят сегодня перед Церковью и обществом".

* * *

На рубеже тысячелетий Святейший патриарх отметил самый ценный дар новой России: "В возвращении человеку Божественного дара свободы я вижу главное завоевание минувшего десятилетия. Однако с неумением человека разумно, ответственно и достойно распорядиться этим великим даром связана едва ли не острейшая проблема нынешнего российского общества".

Четырнадцатый год он несет тяжелое бремя патриаршества. Многое сделано за эти непростые годы. Патриарха упрекают в том, что он недостаточно решителен, порой слишком снисходителен. Но он — первосвятитель Русской церкви и смотрит на жизнь не с сельской колокольни, а как всероссийский пастырь. Самое главное — своей жизнью он стремится зажечь епископат и священников на духовное служение.

Михаил МЕНЬ, заместитель мэра Москвы:

— За время руководства Русской православной церковью на плечи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II легло бремя самых тяжелых перемен в стране. В период, когда в России распадались многие общественные и государственные структуры, патриарху удалось силой своего характера, своей мудростью, благодаря богатому жизненному опыту остановить разрушительные процессы в Русской церкви. Сегодня патриарх является человеком, который реально консолидирует наше общество. Он объединяет вокруг себя людей разных политических взглядов и разных убеждений. Желаю ему здоровья и успехов в ответственном деле служения Русской церкви и Отчизне.

 Леонид ТЯГАЧЕВ, президент Олимпийского комитета России:

 — Я счастлив, что мне приходится встречаться со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II — уже стало доброй традицией, что накануне Олимпийских игр патриарх приглашает к себе сборную и благословляет нас на новые победы. Во многом мы единомышленники. Благодаря его заботе мы восстанавливаем величественный Спасо-Влахернский монастырь в Деденево, на моей малой родине, под Дмитровом.

"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ"

25 февраля 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования