Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА": Школьные годы – чудесные? О святых в программе среднего образования


Дискуссия о введении в школьную программу основ право­славной культуры (ОПК), которую рискнула начать на своих страницах "Вечерняя Москва", очень своевременна. Одна­ко видно, что дискуссия ведется с непривычки причесанно.

Проблема введения нового предмета в школьную - программу упирается вовсе не в то, как он бу­дет называться и какие там будут учебники, а в то, кто будет учить. Не писать учебники и методички в удаленных от школы академиче­ских кабинетах (здесь таланты на­верняка найдутся), а лично стоять у доски и время от времени вызы­вать к этому истязательному инст­рументу двоечников. Здесь есть два варианта, из которых нужно сделать однозначный выбор - ли­бо это будет обычный светский (чуть не написал это слово с бук­вой "о") учитель, либо служитель церкви. Разберем оба варианта.

Если церковное руководство и Министерство образования сог­ласны с тем, что вести предмет может светский учитель, то они должны согласиться - нет никакой необходимости вводить отдель­ный предмет. История религии мо­жет (да, в общем-то, и должна) стать частью обычной истории, священные писания - частью ли­тературы (кстати, здесь, кроме Библии, нелишне будет упомянуть и Коран), ну а если кому-то очень нравится учить класть поклоны (здесь я опять залезаю в область ислама), то для этого есть урок физкультуры. Скорее всего, наи­большие возражения могут воз­никнуть у физиков, которым пред­ложат изложить еще одну версию образования Вселенной - за шесть дней, да у биологов - в воп­росах об эволюции видов в Ноевом ковчеге. Они, видимо, будут спорить с необходимостью изла­гать на своих уроках точку зрения церкви. И я опасаюсь, что именно ради предотвращения этих споров инициаторы введения ОПК и но­сятся с идеей ввести отдельный курс. Но если не отспориться сей­час, то почва для спора никуда не исчезнет - она просто перемес­тится из учительской в головы школьников, которым в разных ка­бинетах будут рассказывать диа­метрально противоположные ве­щи. Хорошего в этом мало.

Еще меньше хорошего будет, если в школах появятся "люди в черном" или же "люди в белом", которые понесут Слово Божие безгрешным и прочим чадам. Бу­дут ли они работать бесплатно? Если да, то рано или поздно мы столкнемся с разросшейся и дур­но пахнущей проблемой учениче­ских взяток - причем в наиболее лицемерной ее форме. Если нет, то откуда возьмутся деньги для оплаты их труда? Я утверждаю, что даже если сначала им будет платить церковь, рано или поздно окажется, что они будут существо­вать за счет остальных учителей. Боюсь оказаться правым, но такие вещи имеют склонность оказы­ваться "последними каплями", пе­реполняющими чашу терпения си­стемы среднего образования.

Работа в этой системе - особен­но не в Москве - очень далека от санаторно-курортного существо­вания. Скорее, она диаметрально ему противоположна. Да, среди учителей есть самородки и под­вижники от педагогики, но они в заметном меньшинстве. В боль­шинстве - люди, для которых по каким-то причинам закрыты более денежные или интересные перспе­ктивы, и которые вынуждены ко­ротать годы до пенсии в постоян­ных стычках со школьными хули­ганами. Они уже предрасположе­ны к смирению и упованию на вы­сшие силы (либо озлоблены до крайности); в любом случае лучше уж церкви, ищущей возможность пробиться к детским душам, обра­тить свое внимание на этих учите­лей и сначала помочь им, чтобы потом помогать через них. Но де­лается ли это? Я знаю не так уж много работников системы обра­зования, но по тем, кого я знаю, скажу - скорее нет, чем да.

Все это наводит меня на подоз­рения, если не сказать - уверен­ность: идея введения в систему среднего образования курса "Ос­новы православной культуры" есть не что иное, как попытка Рус­ской православной церкви каким-то образом гарантировать свое привилегированное место в обще­стве и обеспечить стабильность своего существования. Цель сама по себе неплоха - она естественна для любого сообщества людей, что бы их ни объединяло. Плох ме­тод ее достижения: внедряться в ослабленную систему, преследуя главным образом собственные це­ли, в живой природе называется словом "паразитизм". Увы, это не оскорбление, это термин.

Сам я учился в школе, где было своего рода религиозное образо­вание. Оно называлось пионер­ской организацией, Ленинианой и красными уголками. И если прав­ду говорят, что в современной России какую бы партию ни созда­вали, все равно получается КПСС, то вряд ли введение курса основ православной культуры приведет к какому-то сильно отличному от "звездочек" и "линеек" результа­ту. Стоит ли ради этого стараться? Сомневаюсь. Я бы с удовольстви­ем прочитал учебник Наталии Тра­уберг по истории католицизма, на появление которого надеется в своем тексте Дмитрий Быков, но вряд ли штамп Министерства об­разования добавит этой книге ценности.

Сергей Минаев

Вечерняя Москва, № 32, 19 февраля 2004. Стр. 6 (предоставлено РОО "Правозащитная информация")


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования