Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"HERALD TRIBUNE": Священные символы против российских реалий


История вкратце такова. В январе 2003 года музей Андрея Сахарова в Москве провел выставку современного искусства "Осторожно – религия". Название говорит само за себя: один из триптихов изображал человека, распятого на кресте, светской звезде и свастике; другой экспонат представлял собой икону без лика, предлагая посетителям вставлять в отверстие собственные лица.

Выставка, может быть, прошла бы незамеченной, если бы на третий день ее не разгромили двое разгневанных православных.

Тогда она стала темой. Пресса высказывалась за и против. Русская православная церковь назвала ее "богохульством". Директор музея, созданного в память о физике и правозащитнике и посвященного жертвам советских репрессий, встал на защиту свободы искусства.

В августе обвинения, предъявленные нападавшим, были сняты на том основании, что выставка оскорбляла их религиозные чувства. 29 декабря прокуратура известила директора музея Юрия Самодурова и нескольких художников о том, что они обвиняются в разжигании межнациональной и религиозной розни. За это предусматривается наказание от крупного штрафа до пяти лет тюрьмы.

Моей первой реакцией, с учетом нынешней моды обвинять Россию в сползании к диктатуре, было возмущение и скептицизм.

Тому, кто несколько лет провел в СССР в качестве журналиста, отвратительно видеть, что к художникам снова относятся как к врагам государства. Искусство было одним из важных средств сопротивления советской диктатуре.

Религия была одним из главных объектов советских репрессий, а публичная демонстрация веры и религиозных образов в литературе и искусстве требовала мужества. Теперь Россия обращается к национальной церкви, похоже, с такой же непримиримостью.

Нет, возразил мой внутренний голос, защищающий Россию, все совсем не так, как в советские времена. Пока никого не осудили, а споры в российской прессе были такими же живыми и осмысленными, как споры по поводу измазанной испражнениями Мадонны в Бруклинском музее или по поводу недавней попытки посла Израиля Цви Мазеля уничтожить произведение искусства с портретом террористки-смертницы в Стокгольме.

Да, в Бруклине и Стокгольме прокуроры не вмешивались, но в Бруклине бывший мэр Рудольф Джулиани ярился не хуже российских парламентариев. Кроме того, во многих демократических государствах законом запрещено разжигать межнациональную и религиозную рознь и осквернять чтимые символы. В США в 1989 году был принят закон, запрещающий сжигать национальный флаг.

Честно говоря, меня тоже возмущает провокационное использование священных религиозных или национальных символов. Помимо законности или незаконности, подобные оскорбления часто идут вразрез с представлением о хорошем вкусе, культурной терпимости и элементарном чувстве такта. Рекламу "Кока-колы" со словами "Это моя кровь", произнесенными на Тайной вечере, можно посчитать изощренным самовыражением художника, как и экспонаты выставки в Музее Сахарова, но для верующих она оскорбительна.

Обычно те, кто устраивает подобные выставки, говорят, что стремятся к "диалогу"; именно такой аргумент привел директор стокгольмского музея после того, как израильский посол атаковал оскорбительную скульптуру.

Но право на свободу выражения и обязанность расширять горизонты искусства не освобождает музеи, а также прессу или театры, от ответственности за то, что они выставляют и как они это выставляют. Есть грань, за которой шок становится оскорблением, как выяснил Мэл Гибсон, и эту грань нельзя переходить. Нельзя подвергать посетителя Музея Сахарова риску увидеть оскверненную икону.

И все же есть что-то средневековое в привлечении экспертов, включая искусствоведов, этнографов и даже психиатра, как сделала российская прокуратура, для выяснения, были ли на выставке "использованы визуальные или вербальные методы", унижающие "какую-либо этническую, расовую или религиозную группу". Подобные расследования во времена инквизиции привели многих на костер, а в советские времена – к репрессиям по отношению к лучшим художникам и писателям.

Зрелое общество должно быть способным терпимо относиться к оскорбительному искусству или хотя бы находить способы справиться с ним без привлечения полицейских сил. Это особенно справедливо для России, где на протяжении 70 лет царил жестокий государственный контроль над интеллектуальной жизнью и искусством.

В том же Музее Сахарова выставлены маленькие черно-белые фотографии тех, кто погиб, когда Кремль силой насаждал свои политические и культурные верования. Многие из них были хранителями музеев и художниками.

Серж Шмеман

20 февраля 2004 г.

Перевод www.inopressa.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования