Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ТРУД": Не женись и не стригись. В високосный год все идет на перекосяк


На дворе - високосный 2004 год. "Дополнительный" день - 29 февраля - выпадает по церковным святцам на день Касиана Римлянина (святой Касьян). Согласно житию, он устроил женский и мужской монастыри, написал множество книг, бесед и сочинений о духовном подвижничестве. Однако в ряду угодников, чтимых православными, Касьян занимает особое место. Это нелюбимый святой, "немилостивый". Поэтому високосные годы исстари пользуются на Руси дурной славой.

Про Касьяна ходит множество легенд. В Кадниковском уезде Вологодской губернии о нем рассказывали такую историю. Поначалу Касьян был ангелом, и Бог не считал нужным скрывать от него планы грядущего мироустройства. Но святой оказался себе на уме, якшался с нечистым и в конце концов переметнулся на его сторону. А там, грубо говоря, заложил Всевышнего по полной программе. Рассказал, что тот намерен отправить всю сатанинскую рать с небес в преисподнюю. Спустя время святой раскаялся в предательстве и стал умолять Бога забрать его обратно. Просьбу удовлетворили, но прежней жизни Касьяну не стало. Господь лишил перебежчика задушевных бесед и приставил к нему ангела-хранителя. Миссия последнего была довольно странной: секьюрити заковал Касьяна в цепи и принялся лупить тяжеленным молотом по лбу. Истязание ведется три года подряд, а на четвертый блудного святого отпускают на волю. Этот год и есть високосный.

Неудивительно, что после перенесенных тягот характер у Касьяна - не сахар. Крестьяне свято верили, что у него недобрый взгляд: "На что взглянет - все вянет". А 29 февраля русские мужики вообще предпочитали отсиживаться по избам, дабы не попасть на глаза распоясавшемуся имениннику. Впрочем, внешне противостояние выглядело вполне мирно: в Орловской и Рязанской губерниях крестьяне в "страшный" день просто... спали минимум до обеда.

Согласно другому апокрифу, Касьян подмочил репутацию наплевательским отношением к беднякам. Подробности дела можно почерпнуть из легенды, ходившей в Зарайском уезде Рязанской губернии. Однажды Касьян на пару с Николаем Угодником прогуливались по дороге. Судя по всему, накануне лил дождь, поскольку рязанский шлях утопал в знаменитой черноземной грязи. Навстречу им попался мужик, телега которого увязла по самые ступицы. "Помогите, - просит мужик, - воз подтолкнуть". "Не могу, - отвечает Касьян. - Видишь, риза на мне райская. Испачкаю - как на глаза Богу покажусь?" И брезгливо воз обошел. А Николай ризу подобрал, плечом уперся - вытащил телегу. Вернулись в рай, Бог смотрит - что за дела?! Николай весь грязью заляпан, а Касьян отутюженной ризой привычно сияет. "Я,- говорит Николай, - помогал воз вытаскивать". "А я, Господи, ризу боялся запачкать". Легко догадаться, какой ответ пришелся Богу не по душе. В итоге Николаю назначили быть именинником дважды в год, а проштрафившемуся Касьяну - раз в четыре.

Некоторые филологи уверены, что образ Касьяна дополнительно исказили тени языческого прошлого. Святого, как ни странно, отождествляли в народе с Вием. Помните финальную сцену в повести Гоголя? Гулкая церковь, наполненная беснующейся нечистью, очерченный мелом круг на полу и побелевший от страха послушник, читающий трясущимися губами псалмы. А напротив - кряжистое чудовище в комьях земли, в железной маске, требующее замогильным голосом поднять ему веки. На первый взгляд, между Касьяном и подземным "беспредельщиком" нет ничего общего. Но дотошные исследователи доказали: в памяти народной все смешалось не хуже, чем в доме Облонских.

По версии историка Елены Дмитриевой, Вий - своеобразный вариант славянского бога Велеса, хозяина стад быков, железа и подземного царства. С Касьяном их объединяет прежде всего место жительства: святой предпочитал благоустроенному скиту подземную пещеру. К тому же оба персонажа обладали "тяжелым" взглядом. Касьян, по легендам, мог так посмотреть на скотину, что та околевала. Вий взглядом уволакивает в подземный мир...

Несмотря на обилие апокрифических версий, високосный год появился гораздо раньше христианства. Идея раз в четыре года вводить дополнительный день пришла в голову астроному Римской империи Созигену в 46 году до н.э. К тому времени в римском календаре, который отсчитывал год по лунным месяцам, царила полная неразбериха. Продолжительность лунного года составляла 355 дней - на 10 - 11 суток меньше солнечного. Погрешность то и дело приводила к казусам. Например, приходилось отмечать праздник жатвы зимой.

Чтобы начало года не прыгало, жрецы-понтифики раз в два года вставляли в календарь дополнительный месяц - марцедоний. Его, по религиозным соображениям, помещали между 23 и 24 февраля - прятали от взора богов. Продолжительность марцедония менялась. Это дало в свое время повод съязвить Вольтеру. "Римляне всегда одерживали победы, но никогда не знали, в какой день это делали". Календарь Созигена получил название юлианского (реформу заказывал Гай Юлий Цезарь). А в 325 году, на Никейском соборе, он был признан обязательным для всего христианского мира.

В XVI веке обнаружилось, что и юлианский календарь не совершенен. Погрешность не позволяла точно вычислить день Пасхи. Весеннее равноденствие приходилось уже не на 21 марта (дату проведения Никейского собора), а на 11-е. Поэтому в 1582 году папа Григорий XIII создал специальную комиссию, которая занялась усовершенствованием календаря. Чтобы приблизить календарный год к солнечному, решили сократить число високосных лет. В юлианском високосными считались все года, которыми оканчивались столетия. В новом, григорианском - только те, две первые цифры которых делятся на 4. Таким образом, стали високосными 1600-й, 2000-й, 2400-й годы, а 1700-й, 1800-й и 1900-й объявлялись простыми.

Верить в приметы - штука неблагодарная. Человек пристрастный, пролистав хроники, легко найдет доказательства, что високосные годы и впрямь богаты на беды и катаклизмы. Прошлый век, например, начался с того, что 29 июня 1904 года в Москве выпал невиданный град. Поражали размеры - вес иных градин превышал 400 граммов, а на вид они имели сложное, как у луковицы, строение и острые шипы. Московские оранжереи после такого "камнепада" были усыпаны битым стеклом. В 1908 году в районе реки Подкаменная Тунгуска рухнул гигантский метеорит, 1912-й ознаменовался гибелью "Титаника".

На 1920-е, 1940-е и 1944 годы пришлись вспышки новых звезд. В статистике солнечных и лунных затмений тоже фигурируют в основном годы, кратные четырем. В такие периоды резко активизируется Солнце, провоцируя не только природные, но и социальные потрясения. Достаточно вспомнить даты нашествия половцев на Русь (1068 г.), Варфоломеевскую ночь в Париже (1572 г.) и Французскую революцию (1848 г.).

Дела, начатые в високосные годы, добром, как замечено, не заканчиваются. В високосном 336 году начал завоевание мира Александр Македонский, чтобы, завладев его половиной, в разгар славы потерять все, включая собственный разум. Наполеон объявил себя императором в 1804 году, а 1812-й стал роковым для него и его империи. Трижды испытывал судьбу англичанин Джеймс Кук, отправляясь в кругосветное плавание в 1768, 1772 и 1776 годах, и в итоге стал завтраком для дикарей.

И все же верить в предрассудки не стоит. Самые страшные и кровавые события новейшей российской истории - Октябрьский переворот 1917 года, массовые репрессии 1937-го, Отечественная война 1941-го - пришлись как раз на обычные, не високосные годы. В "мирном" 1986 году произошла авария на Чернобыльской АЭС, на 1991-й пришелся развал Советского Союза, наконец, в 2002-м в небе над Германией погибли 52 школьника из Башкирии, которые находились на борту российского Ту-154, столкнувшегося в воздухе с "Боингом".

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В ВИСОКОСНОМ ГОДУ

(русские народные приметы)

жениться менять работу и квартиру

покупать "смертное" старикам в запас (иначе проживут недолго)

беременным - стричься до родов топить котят

собирать грибы, есть их и продавать

ЧТО РУССКОМУ ПЛОХО, ТО ШОТЛАНДЦУ В РАДОСТЬ?

В Шотландии в отличие от России високосный год считается удачным. По крайней мере - для брачных дел. Еще в 1288 году парламент Шотландии установил, что 29 февраля женщина может сама предложить мужчине руку и сердце. А если он откажется, то должен заплатить штраф.

Полунин Андрей

19 февраля 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования