Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Похороны святого Валентина. Ритуальный праздник товарооборотного культа


Помните, как недавно некий православный священник обвенчал в церкви двоих гомосексуалистов? А знаете ли вы, что он был после этого лишен сана и пропал без вести? Чуткие до чужой беды репортеры желтых изданий до сих пор не могут найти следов героя! Уж не мученичеством ли тут попахивает? А ну как напился с горя паленой водки да и сгинул? Коли так – боюсь, что в ближайшем будущем нас подстерегает еще одна "замечательная традиция"…

Вот ведь и со святым Валентином – как оно было? Жил да был в III веке в римском городе Терни такой христианский епископ. Был брошен в тюрьму императором Юлием Клавдием II и затем казнен. Очень просто – за веру. Но когда какой-то производитель не то конфет, не то поздравительных открыток решил увеличить объем продаж своего товара, в "биографии" канонизированного католической церковью Валентина всплыло множество пикантных подробностей. Например, прохвосту-производителю вдруг "открылось", что этот епископ особо покровительствовал влюбленным. И даже венчал римских легионеров… За это его якобы и казнили. За разложение римской воинской дисциплины христианскими обрядами. А вы что подумали? Нет, "однополые отношения" в Древнем Риме преступлением не считались.

Откуда это пошло

Античная традиция в праздновании "дня всех влюбленных" прослеживается четко. Был у римлян такой праздник – Луперкалии. От того же корня, что и "лупанарий" – публичный дом. В этот день (помимо всего прочего) девушки писали мужчинам любовные записки и складывали их в специальную урну. Мужчины затем были обязаны ухаживать за той, чья записка им досталась.

Был похожий праздник и у греков. Назывался он Панургии – в честь козлоногого (и вообще сплошь козлиного ниже пояса) божества Пана. (Кстати, Луперк – это прозвище его римского двойника Фавна.) Помните персонажа романа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" по имени Панург? Однажды он отомстил отвергшей его притязания женщине: незаметно насыпал ей на юбку высушенные и растертые в порошок выделения самки собаки. Когда несчастная пошла по городу, к ней сбежались все уличные кобели. В романе подробно описывается, что именно они делали с юбкой и с ее обладательницей…

В Дне святого Валентина тоже есть что-то от собачьей свадьбы. Ведь, как писал Сергей Довлатов, "любить публично – скотство". Да и любви ли вообще посвящен этот день? Отнюдь нет – он посвящен похоти. В принципе похоть – дело полезное. Ничем не хуже, например, водки. Но почему пьяница, валяющийся под забором или горланящий песни на улице, вызывает у нас отвращение? Потому что публичная демонстрация интимных отправлений называется исчерпывающим польским словом "позор". У каждого есть свои собственные, непоказные "дни влюбленных" – годовщины первых встреч, свадеб… Почему же этого недостаточно?

Кому это нужно

А потому, что праздника хочется. В дореволюционной России справляли около сотни церковных праздников. Сейчас у нас официальных праздников чуть больше десятка. Половина из них обессмыслены переменчивой, как та самая самка собаки, новейшей историей. Вот и приходится тянуть в календарь всякую полуживотную языческую ересь.

Но это на поверхности. А есть ведь еще целые "сословия", которым "день похоти" просто необходим! Ну например, подростки. Когда еще им, таким стеснительным (так, по крайней мере, до сих пор считают некоторые детские психологи – лично я, поработав в подростковом журнале, стал придерживаться другого мнения), можно безбоязненно написать понравившейся девочке "пошли в кино"?

Или вот незамужние учительницы. О, это особая тема!.. Впрочем, и замужние тоже. В коридорах вывешиваются именные конверты, в которые старшеклассники кидают записки. Якобы такая игра. Ведь зайти после урока в подсобку и сказать: "Марь Иванна, я вас люблю – научите меня всему", – такое только в современной русской литературе бывает. А романтическое признание на бумаге – почему нет? Говорят, незамужние с удовольствием отзываются. Я их понимаю. Мне в десятом классе тоже химичка нравилась.

И потом – вообще женщины. Раньше у них был только один узаконенный праздник. Остальные "женские дни" (например, те самые годовщины свадеб) приходилось выбивать из индифферентных мужчин со скандалами. А теперь – все общество празднует! Значит, закон. Значит, гад, не отвертишься.

* * *

А вообще все это ерунда, конечно. Мерзкий культ потребления. Повод всучить людям побольше розовой бумаги в обмен на банковские билеты. Но даже в самом дурацком культе и в самом омерзительном потреблении бывает что-то такое, что их хотя бы отчасти оправдывает. Например, одна-единственная грустная песенка Тома Уэйтса. Send me blue valentine…

Но это у них опять же. А у нас с вами есть только два общенациональных праздника: Новый год и День космонавтики. И оба грустные.

Лев Пирогов

13 февраля 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования