Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": Платок нон грата


Французы частично раздели своих мусульманок

Несмотря на протесты коммунистов и нескольких мелких фракций, нижняя палата французского парламента – национальное собрание – приняла вчера законопроект, запрещающий ношение в учебных заведениях "заметных" религиозных символов: иудейской кипы, сикхского тюрбана, христианского креста крупных размеров и женского мусульманского платка – хиджаба. Но никто во Франции не сомневается, что этот закон направлен прежде всего против символа ислама.

Ожидается, что в начале марта проект пройдет утверждение в сенате и получит силу закона. Таким образом, уже с сентября текущего года сотни тысяч молодых французских мусульманок окажутся перед выбором: отказаться от религиозной атрибутики, перейти в частные религиозные школы или вовсе расстаться с мечтой об образовании.

Впрочем, в законе возможны изменения. Под категорию "религиозных символов" могут подпасть и бороды. Странно, что французские законодатели забыли включить в этот список растафарианские дредды, косички кришнаитов, пейсы ортодоксальных евреев, цветные бинди на лбу индуисток и буддистские лысины. Не исключено, что так оно и будет – формулировки закона допускают весьма широкое толкование.

Хотя дискуссия о допустимости ношения религиозной символики в светских учреждениях не утихает в стране последние лет 10, к решительным мерам правительство приступило около года назад. Согласно итоговому докладу организации Human Right Watch "О положении национальных и культурных меньшинств в странах ЕС", опубликованному в начале 2003 года, Франция лидировала по числу случаев религиозно-этнической дискриминации в системе школьного образования. И хотя большинство зарегистрированных инцидентов касались антисемитских выходок, министр образования Люк Ферри подошел к делу исправления имиджа страны с поистине большевистским размахом. Выступая в национальном собрании, он предложил вообще запретить ношение любой религиозной атрибутики. Идея Ферри получила горячую поддержку президента Жака Ширака и полное понимание со стороны правоцентристской партии, составляющей парламентское большинство.

Более того, некоторые ярые приверженцы светскости предложили распространить запрет и на другие гражданские учреждения. Сразу стало ясно, против кого будет направлен закон. Евреев, носящих традиционную одежду в светских школах, меньшинство – большая часть учится в школах религиозных. А вот молодых (и не только молодых) женщин в хиджабах на улицах крупных французских городов можно увидеть на каждом шагу, и своим "нефранцузским" видом они сильно выделяются на фоне окружающих.

Вот в этом отличии и коренится проблема. Большая часть французов вспоминают о вероисповедании только в дни религиозных праздников. Но их сознание не терпит ничего нефранцузского. Попробуйте спросить в парижской табачной лавке сигареты марки "Данхил" (Dunhill). С большой вероятностью таких не окажется, даже если прямо ткнуть пальцем в нужную вам пачку. А вот "Дюниль" найдется всегда, и обязательно с надписью "сделано во Франции". И не важно, что марка английская.

Почему так? Еще в кодексе Наполеона есть положение, что любой человек, принявший французское гражданство (или на территории страны родившийся), автоматически становится французом. И только французом – никакие иные национальности не признаются. А значит, он должен думать, как француз, говорить, как француз, а главное – выглядеть, как француз. Иначе – непонимание, отвержение.

Франция с огромным трудом ассимилирует иностранцев, особенно принадлежащих к совершенно иной культурной среде. Дискуссии о путях интеграции приверженцев ислама в европейское общество, много лет ведущиеся в других странах, во Франции только набирают силу. Годами выходцы из Алжира и стран бывшей Французской Африки живут в грязных многоэтажных гетто без работы и без перспектив на улучшение своего положения. Рядовой француз старается их не замечать – разве забежит когда в алжирскую кофейню купить травки. И гневается, когда местные мусульмане напоминают ему о своем существовании хотя бы тем, что выделяются в толпе своими нарядами. Потому и не удивительно, что "закон о платках" вызвал одобрение (по разным оценкам) 60–70% населения – давно невиданное единодушие!

А между тем повальная мода на легкие женские платки, обернутые вокруг головы, распространившаяся по миру в 60-х годах минувшего века, родилась именно во Франции под влиянием традиционных головных уборов женщин-мусульманок.

Геннадий Нечаев

11 февраля 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования