Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ТРУД": Из омута греховности. Только исповедь, молитва и пост действительно помогают человеку освободиться от нравственных страданий


В древние времена в удаленной христианской обители жил некий монах. Он исполнял нелегкие послушания, жизнь вел строгую: даже ни с кем из братии в беседы не вступал, ходил по обители, опустив взор к земле. Никогда не ссорился с другими монахами... Однажды молодой инок, восхищенный изобилием духовных добродетелей подвижника, осмелился подойти к нему и спросить: "Авва, как ты достиг такой высокой духовной жизни? Ведь ты столь обращен к Богу, что даже с братьями не перемолвишься словом". Подвижник посмотрел на монаха и отрезал: "А о чем мне с ними, с псами, разговаривать?.."

Всем в той обители казалось, что перед ними святой человек, что он исполнен Божественной благодати, но в нем властвовало лишь одно - грех гордыни.

Мы справедливо называем грехом всякий дурной поступок. Но грех это и нечто большее, это понятие глубокое, сугубо церковное, а потому-то осознание человеком своего недостоинства и его преодоление возможно лишь в том случае, если он истинный христианин.

Грех - отступление от Бога, нарушение Господних заповедей и, по сути, утрата личностью ее высокого человеческого звания. При том грехом называют как общее состояние всего людского рода после грехопадения Адама, так и отдельные его проявления в жизни каждого из нас.

Но признать себя повинным еще недостаточно для того, чтобы изжить грех. Как бы мы внутренне не раскаивались в совершенных проступках, без помощи Церкви нам не удастся победить их последствия. Освобождение от греха происходит лишь при нашем участии в Таинстве исповеди и покаяния. Без этого христианин никогда не сможет почувствовать, что его согрешения прощены Богом. Если мы не будем приходить на исповедь, то совесть - этот звучащий в каждом человеке "глас Божий" - будет постоянно нас обличать.

Первая в жизни исповедь - если это действительно серьезная и подробная беседа между священником и кающимся - одно из самых глубоких духовных переживаний многих православных христиан. Как правило, во время такой исповеди человек рассказывает пастырю обо всем, что было совершено недоброго на протяжении жизни. Ведь мучительная память о том или ином грехе может преследовать нас в течение многих десятилетий. От подобных нравственных страданий и помогает исцелиться исповедь.

При первой встрече со священником кающемуся бывает очень трудно преодолеть ложный стыд. Ведь раскрыть всю свою "подноготную" перед совсем чужим, незнакомым человеком, пусть даже и батюшкой - непросто. Нелегко вдруг взять и все ему рассказать о неблаговидных поступках, совершенных тобой с детских лет и до сего дня. И все же сделать это необходимо.

Исповедь - труднейший, но необходимый шаг на пути к преодолению греха и победе над ним. Но для православного недостаточно задумываться о своих грехах, только приходя на исповедь. Ведь существует еще и такая опасность: можно часто бывать в храме, участвовать в церковных таинствах, и грешить при этом ничуть не меньше, чем прежде - до обращения в Православие. Многие из регулярно приходящих на исповедь замечают, что они от раза к разу повторяют священнику одно и то же, называют все те же, характерные для каждого из них, грехи. Человек оказывается в каком-то порочном круге: согрешил, покаялся, вышел из храма - и опять совершил такой же грех.

Если это с нами происходит, значит мы, хотя и осознаем наши грехи, но даже не пытаемся с ними бороться. А грех, тем временем, получает над нами все большую власть. Эта пассивность приводит к тому, что церковная исповедь превращается для нас в пустую, хотя и обязательную формальность. Такая исповедь нас уже не может изменить в лучшую сторону, не может преобразить.

Еще один надежный способ борьбы с грехом - молитва. Древние христианские подвижники и многие почти современные нам святые прославились тем, что творили "непрестанную" молитву: молились день напролет. Известны свидетельства, что даже во сне, даже под наркозом во время операции человек способен творить такую молитву. Тем самым мысли молящегося бывают все время обращены к Богу, и у него попросту не остается ни одной свободной минуты для того, чтобы подумать о чем-то греховном. Конечно же, подвиг непрестанной молитвы, как и любой христианский аскетический подвиг, под силу далеко не всем; он таит и немало подводных камней, опасностей - например, возможность возгордиться достигнутым. Но частая и усиленная молитва - надежное оружие в борьбе с искушениями для каждого.

Человек может совершить грех или по собственной вине - по причине нашего общего тяготения ко злу, или из-за внешней атаки темных бесовских сил: "прилога", "стрелы диавола". Как говорит Сам Господь, "сей род (то есть бесы) изгоняется только молитвою и постом" (Матф. 17.21). Значит еще одно доброе оружие в борьбе с грехом - пост. Постясь, мы показываем послушание Божественным установлениям и подражаем Христу, который после Своего Крещения постился 40 дней в пустыне. Кроме того, пост - покаяние за древний грех Адама; ведь вкушение им запретного плода в Эдемском саду было именно нарушением заповеди поста. Пост - это еще и жертва человека Богу: мы отказываемся от чего-то приятного, жертвуем этим в знак благодарности за все благодеяния, подаваемые нам Творцом.

...Так когда же наступит, наконец, эта долгожданная победа над грехом? Скорее всего, если мы только этого заслужим, вместе с нашей смертью и - в полноте - в конце земной истории, уже после нашего всеобщего воскресения из мертвых. Конечно же, в жизни, слава Богу, нам все еще встречаются святые: люди, победившие грех уже здесь, на земле. Но будем духовно трезвы и не станем относить себя к их числу.

Увы, в православные храмы сегодня приходит огромное число людей, искренне считающих, что у них нет никаких грехов. Не просто каких-то "серьезных", а вообще - никаких. И нередко от исповедального аналоя священника до молящихся доносится удивленный возглас батюшки: "Как это у тебя нет никаких грехов?!"

Считать себя святым несложно, можно даже казаться святым окружающим, как тот монах в древнем монастыре, презиравший всех иноков своей обители, - людям свойственно обманываться. Гораздо труднее взглянуть правде в глаза, признать все свои согрешения и мужественно взяться за их преодоление.

Малков Петр, кандидат богословия

10 февраля 2004 г


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования