Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КОММЕРСАНТЪ-ВЛАСТЬ": Пастор легкого поведения


Шведы только-только оправились от убийства Анны Линд (см. "Власть" №№ 37, 38 и 45 за прошлый год), а в стране разгорается новый скандал. Зверски убита жена деревенского пастора - как подозревает следствие, при участии самого проповедника и его любовницы. По репутации одного из столпов шведского общества - "Свободной церкви" - нанесен сильнейший удар. С подробностями - корреспондент "Власти" в Стокгольме Сергей Прокофьев.

Деревня Кнутби, расположенная в Центральной Швеции, до сих пор ничем в истории страны не прославилась. Обычная деревушка, о каких писала в своих романах нобелевский лауреат Сельма Лагерлеф. Здесь мало что меняется с течением времени. Добропорядочные жители знают друг о друге все. Многие семьи связаны родственными узами. Занесенные снегом домики создают ощущение пасторальной идиллии. Именно здесь и разыгралась трагедия. Холодным январским утром жену местного пастора (его имя, как и имена других действующих лиц этой истории, до окончания следствия не разглашается) нашли мертвой в супружеской спальне. 23-летняя Александра была убита двумя револьверными выстрелами в голову. Третья пуля прошила детородные органы.

Пастор объяснил, что ночевал отдельно от жены, в спальне одного из сыновей. Никаких выстрелов в доме не слышал. Мирно спал, не зная о смерти жены, пока утром его не разбудил звонок мобильного телефона. Звали на помощь к соседу - оказалось, что прихожанин местной церкви, по профессии компьютерный дизайнер, подвергся нападению. Кто-то выстрелил ему в лицо, но не убил, а тяжело ранил. Убедившись, что сосед жив, пастор вызвал скорую и поехал с пострадавшим в больницу. Выжил мужчина по чистой случайности.

Вскоре по подозрению в совершении убийства жены пастора и покушении на сотрудника компьютерной фирмы была задержана няня, долгое время работавшая у священника, но недавно покинувшая его семейство и уехавшая из деревни. На допросе молодая женщина призналась, что пыталась совершить двойное убийство. Впрочем, следствию удалось узнать от нее немногое: няня лишь рассказала, что приехала в деревню на машине отца и, расстреляв мужчину, а потом женщину, немедленно уехала, по дороге бросив пистолет с моста. Зачем она это сделала, так и остается неясным. Больше почти ничего от нее узнать не удалось. У няни обнаружились признаки психического расстройства, после чего она была отправлена в клинику и перестала давать показания.

В Швеции не так уж редко кого-нибудь убивают, и эта история, без сомнения, скоро канула бы в Лету. Но тут в деле произошел неожиданный поворот. По подозрению в соучастии в убийстве были арестованы сам пастор и его любовница - жена того самого компьютерщика. Пастор -- прелюбодей и убийца -- привлекательная тема для газет. В деле немедленно стали появляться захватывающие подробности. Прежде всего выяснилось, что любовница у пастора была не одна. Один из свидетелей сообщил, что отношения священнослужителя и няни были вовсе не безобидны: он видел их обнимающимися и целующимися. В среде верующих случаются порывы братской любви, которые можно неверно истолковать, но очевидец настаивает, что замеченные им действия имели "эротический характер". Пастор эту связь упорно отрицает: "Она была влюблена в меня. Но безответно!"

Рассказы жителей Кнутби заставляют отнестись к оправданиям пастора с большой долей сомнения. Оказывается, наставник учил свою паству, что женщина -- это прежде всего подруга мужчины, а потому никогда не должна отказывать ему в близости. Для служителя церкви это, пожалуй, слишком сильное утверждение. Оригинальны по шведским меркам были и взгляды пастора на воспитание. Дети, по его мнению, должны воспитываться без излишней нежности, ибо, как говорит Библия, кто жалеет розог, тот не любит сына своего.

Не совсем обычными были и богослужения. Пастор был необычайно популярен в деревне. Ему внимали, как пророку. На проповеди собиралась вся община. Практически все жители деревни, принадлежавшие к так называемой "Шведской свободной церкви", были по-настоящему верующими христианами. Молилась деревня истово, а несколько лет назад даже выдвинула из своих рядов личность, которую до сих пор называют не иначе как Христова невеста. Эта женщина, как и пастор, входила в руководство общины. Сравнивая себя с Девой Марией, она выступала с зажигательными речами, после которых слушатели плакали от умиления. "Мария тоже была простой женщиной! -- объясняла слушателям невеста.- А Вифлеем, как наше местечко, ничем особенным не отличался. И тем не менее там был рожден Иисус!" Посвященных она предупреждала, что широко оповещать о том, что она и есть Христова невеста, не следует. Дескать, пока мир не готов к подобным откровениям, хотя скоро всем все станет ясно. Тогда Христовой невесте предстоят путешествия на самолете, ее будут принимать президенты и короли. А там и Иисус возвратится. Пока же в ожидании Иисуса долгими ночами пастор и Христова невеста совместно отмаливали деревенские грехи (была ли Христова невеста любовницей пастора, не сообщается).

Короче говоря, община Кнутби если и не превратилась полностью в секту, то по крайней мере стала очень на нее похожа. О Кнутби, затерянной среди лесов, узнала вся страна. Следствие по делу об убийстве ведут не только правоохранительные органы, но и тысячи добровольцев, досконально изучающих быт и нравы этого местечка. Чтобы понять, почему эта история так взбудоражила Швецию, надо знать, какую роль в жизни страны играет "Свободная церковь".

Именно "Свободная церковь" способствовала возникновению той системы, которую принято называть "шведским социализмом". На рубеже XIX и XX веков параллельно развивались три движения: рабочее, добивавшееся улучшения условий труда, трезвенников, ратовавших за борьбу с тогдашним повальным пьянством, и христианское, выступавшее за свободу вероисповедания, равенство между людьми, социальные блага и правильный образ жизни. Движение, которым руководили основатели "Свободной церкви", быстро охватило страну, в городах возникали все новые и новые общины. Они оставались независимыми, но их действия координировались общепризнанными авторитетами. Движение приближало рождение "шведской модели", закладывая ее моральные и экономические принципы. Однако век спустя стало очевидно, что, получив лучшую в мире социальную защиту, шведы не заметили, как личное стало все больше уступать место общественному. Причем не на словах, как это было в СССР, а на деле. Семейные связи стали рваться -- за стариков и детей отвечало государство. Не нужно было опасаться, что, разведясь, останешься без кормильца, не мучила совесть за брошенных престарелых родителей. Мощная и надежная рука государства подхватывала больных и слабых, давая им возможность не только выживать, но и процветать. И в конце прошлого века шведы обнаружили, что никто никому не нужен. Не принято стало просить помощи у друзей, собирать деньги на лечение родственников, спасать оставшихся без родителей ребятишек. Даже пожаловаться близким приятелям или подружкам значило "осуществлять психологическое насилие". Ведь для подобных случаев есть психологи, психоаналитики и психиатры -- и вовсе не такие элитарные и дорогие, как, скажем, в Америке, а вполне доступные, "социалистические". Тут-то и появилась опять тяга к единению, к той большой семье, куда всегда можно прийти с радостями, печалями, страданиями. Общины и пасторы стали таким прибежищем -- недаром "Свободная церковь" сегодня столь популярна даже среди молодежи. А уж для стариков, домохозяек и инвалидов приходы стали едва ли не единственной отрадой. Значение пасторов резко возросло -- как выросла и опасность сектантства. Так и пастор из Кнутби прибрал к рукам прихожан -- вместе с их мыслями, чувствами, надеждами.

Вот почему эта история так тревожит шведов. А жители Кнутби тем временем больше беспокоятся о своем пасторе. 90 членов общины категорически отказались от присланного им нового пастора. Сидящего в тюрьме страдальца сравнивают со святым Павлом, его ждут и в него верят. Даже раненый компьютерщик заявил, что благодарен "спасителю". Специалисты предупреждают, что исход может быть неожиданным и трагичным: борясь за свободу лидера, люди способны пойти на все, вплоть до массового самоубийства. Учитывая, что действие происходит в европейской стране и в XXI веке, действительно, есть о чем задуматься.

9 февраля 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования