Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ПУЛЬС ПОВОЛЖЬЯ", САМАРА: Иконописец из глубинки


Александр Просвирнов в Новокуйбышевске известен многим. Прежде всего его знают как иконописца, расписавшего Свято-Серафимовский храм, местную часовню, церковь "Умиление". Он - настоящий мастер своего дела. Город знает этого человека по выставкам его работ: картин, керамики, скульптуры... В более узком кругу Александр знаменит еще и тем, что он - коллекционирует интересные вещи, в основном, старинные. Он - хранитель нашего прошлого.

Вместо моря - океан красок

Известного в Новокуйбышевске художника не раз приглашали за границу, но уехать туда навсегда он никогда не соглашался. Между тем за рубежом Александра Просвирнова хорошо знают. Его картины есть в Австралии, Италии, Америке. В качестве сувениров иностранцы вывозят за границу и деревянные скульптуры, изготовленные Просвирновым.

- Как-то раз мне из Венгрии пришел необычный заказ - сделать наглядное пособие для школьников. На листе размером в две комнатных двери надо было изобразить все население подводного мира! - говорит художник.

Родители Александра приехали в Новокуйбышевск в 60-е годы из Нижегородской области. Город только начинал строиться, здесь возводились жизненно важные для страны предприятия.

- Молодежи никогда не сидится на месте, - говорит Александр, - все кажется, что где-то - лучше.

Вот и приехали его родители в Куйбышевскую область строить будущее. Духовной в полном смысле этого слова семья Просвирновых не была, хотя и по линии матери, и по линии отца были в роду церковные старосты.

- Рисовал я с детства, но мечта у меня была другая, - рассказывает известный художник. - После школы я поступал в речной техникум, но завалил экзамены. Помню, конкурс был то ли пять, то ли шесть человек на место. Стать моряком или летчиком тогда мечтали многие ребята. Потом я тысячу раз порадовался тому, что не поступил в техникум: моряк - это не мое призвание.

Позже Александр поступил в Московский центр искусств и свое высшее образование получил именно там. Просвирнов по убеждениям не "материалист". Отдавая себя искусству, он не высчитывал, какую зарплату будет получать и на что будет жить.

- Я остаюсь таким до сих пор. У меня 12 лет дома не было ремонта, - жизнерадостно сообщает Александр. - Недавно где-то прочитал интересную фразу: "Дом - это всего лишь место, куда ты приходишь, если тебе некуда больше пойти". Я хочу успеть в жизни много, поэтому большую часть своего времени провожу в мастерской.

Путь к иконе

Первую икону Александр Просвирнов написал в 1980-м году, после первой своей поездки в Троице-Сергиеву лавру.

- Когда пишешь икону, - рассказывает мастер,- в образ вживаешься полностью. Проходишь весь его путь. Это не пустые слова. Острую боль я испытал, делая распятие. Было такое состояние, что больше пятнадцати минут не мог работать. С тех пор становится страшно, если надо браться за картину, где есть Голгофа. Радость всегда легче изобразить. Мне было трудно писать младенцев (это об иконе для Свято-Серафимовского храма города Новокуйбышевска, о детях, убитых в Вифлееме). Ведь как по-разному эти мальчишки встречают смерть! Большинству страшно, но есть среди них такой, кто посмелее, и вот он уже занес ногу над пропастью... У каждого из детей в руке платочек. Эту работу я для себя так и назвал - "Мамин платочек".

Александр Просвирнов считает, что самое главное - передать суть образа, изображенного на иконе. Все должно быть подчинено стремлению к высшему, духовному.

Я поинтересовалась, есть ли у Александра Просвирнова ученики.

- Нет, коллективами я наелся, - засмеялся он - Вы представляете, если двое или трое журналистов будут писать один материал? Я - одиночка. Люблю все делать сам. К тому же я считаю, что сильные люди всегда идут в одиночку. Это слабые в кучу собираются. Жизнь меня научила - лучше всегда все решать и действовать одному, проблем будет меньше. А еще один ехидный человек сказал: "Кто ничего не умеет делать, тот учит. Кто умеет, тот делает, и у него учатся". Доля правды в этом утверждении есть...

По Руси

- Я объехал почти всю страну. Еще в советское время все деньги, которые зарабатывал, тратил на поездки по разным местам. У меня всегда была тяга к перемене мест. Жил в Средней Азии. Некоторое время гостил у старообрядцев на севере Нижегородской области. Однако насовсем я никогда никуда уезжать не собирался. Я патриот своей страны, своего города, если хотите. У меня были возможности уехать за границу. Так поступили многие мои знакомые. Но я никогда не хотел и не хочу быть гостем в чужой стране.

В моих скитаниях по Руси у меня было много интересных эпизодов. Как-то раз я обратил внимание на древние каменные столбики с выдвигающимися железными ящиками. Эти столбики стояли на обочинах дорог. А вокруг никого и ничего, только типично русский пейзаж: бескрайнее поле по одну сторону дороги да березовая рощица по другую.

Лишь спустя время я понял предназначение этих железных ящичков. В старину на Руси было принято, чтобы человек, что-то удачно продавший на ярмарке, жертвовал горстку медяков бедным. Возвращаясь домой, он клал монетки в этот ящик, который, кстати, никогда не запирался. Потом деньги забирали нищие, покупали на них хлеб и говорили спасибо доброму человеку. И такая взаимопомощь была отнюдь не редкостью.

Александр Просвирнов посетил все самые известные в округе места паломничества верующих людей. Среди них - Вавилов дол, расположенный на границе Самарской и Саратовской областей, где, по преданию, под землю ушла спустившаяся с небес нерукотворная церковь. Говорят, что там и сегодня доносится из-под земли колокольный звон, а ночью в лесу появляются "святые огни"...

А в Мордовии, в Тихвинском женском монастыре, Александр познакомился со священником, который каждый день ходит на службу в монастырь за 15 км.

- Я в женском монастыре даже в баньке попарился, - шутит Александр. - Мне настоятельница разрешила. Художник видел в монастыре женщину, которую родственники привезли туда умирать. Однако святое место буквально "оживило" ее, и Александр Просвирнов смог самолично убедиться, что "умирающая" находится в добром здравии.

Хранитель прошлого

В семье Просвирнова так заведено, что если в доме появилось два интересных предмета, можно начинать их коллекционировать.

- Вот только никакой систематизации у меня нет, дома все порассовано, пораспихано по разным углам, - смеется Александр. - Как-то в мастерской мне "подвернулись" старинные счеты. Выкидывать было жалко. Я их повесил на стену. Потом, спустя некоторое время, попались другие, и так началась коллекция счетов... Старинные книги собирались по листочкам, многие из них я находил в плачевном состоянии и сам приводил в порядок.

Гордостью коллекции являются "Жития Киево-Печерских святых" 16-17 века, изданные на церковно-славянском языке, книга корабельного капеллана времен Петра Первого с сохранившимся оттиском корабельно-воинской символики на обложке, французский роман, которым, наверное, зачитывались барышни 17-18 века, книга, изданная при царе Алексее Михайловиче, с окаменевшим от времени деревянным переплетом...

Просвирнов собирает все любопытное: стеклянные бутылки необычной формы, музыкальные инструменты, иконы, монеты, камни...

- Я никогда не задавался целью что-то находить или собирать, - признается Александр. - Интересные вещи сами меня находят. Вот недавно я стал коллекционировать еще и пианино. Два мне предлагали, но я их "прошляпил", не сумел вывезти. Третье все-таки приобрел и перевез в мастерскую. А мой сын одно время пытался даже собирать старинные гвозди. Началось все с того, что однажды, выходя из подъезда, он нашел огромный кованый гвоздь... Теперь их у нас несколько пучков. Еще у меня хранится, например, замечательная латунная фигурка Елены Прекрасной, по-видимому, свинченная со старинных каминных часов. Я увидел ее у своего знакомого инженера, когда он ею... колол орехи. Его папа штурмовал Берлин, наверное, оттуда и привез. Я выменял Елену за набор моделей машинок...

- У старинных вещей даже запах особый, - считает Александр. - Они несут в себе огромную информацию. Эти вещи - как застывшее время, они вырваны из прошлого, которого уже не существует. Мне нравится просто держать их в руках... Без прошлого нет и будущего...


Татьяна Думкина

4 февраля 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования