Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"PROUA.COM": Эхо взрыва – Аллах Акбар?!


В то время как террор прочно обосновался даже в столице России, Украину миновала чаша межэтнических и гражданских войн. Но надолго ли?..

Тревожные параллели

Ранним утром в пятницу, 6 февраля, на Замоскворецкой линии московского метро взорвалась бомба. Взрывное устройство сработало во втором вагоне состава, двигающегося от станции "Автозаводская" в сторону "Павелецкой". Госпитализировано по меньшей мере 30 пострадавших, по данным пожарных, 22 человека погибли. Специалисты ГУВД Москвы оценили мощность взрывного устройства в 1 кг тротила. Оно, по мнению милиции, либо было заложено в вагон, либо его подорвала шахидка-смертница…

…На фоне постоянно возникающих на постсоветском пространстве вооруженных конфликтов и разгула терроризма Украина пока смотрится довольно привлекательно. Именно поэтому украинская политическая элита ставит себе в заслугу тот факт, что Украина не имеет собственной Абхазии, Нагорного Карабаха, Чечни или Приднестровья. И тем не менее...

Во вторник, 27 января, не приходя в сознание после операции, умер Михаил Писанов, житель села Веселое (Судак, Крым), избитый в ходе конфликта с крымскими татарами. Сам инцидент произошел 9 января в Веселом, где имела место массовая драка между казаками и крымскими татарами, спровоцированная тем, что, согласно наиболее распространенной версии, татары избили местного жителя (именно он и стал единственным погибшим в ходе стычки). Но кроме физического, огромный ущерб, несомненно, был нанесен отношениям между этническими группами Крыма.

Обиженные

Конечно, подобный инцидент далеко не первый в новейшей истории Крыма. Этническая ситуация на острове более чем сложная и деликатная.

Крымские татары чувствуют себя ущемленными и обиженными. В этом году исполнилось 60 лет со дня массовой депортации татар "за пособничество фашистам" в Среднюю Азию. Возвратившись из "вечной" ссылки в конце 1980-х, татары обнаружили, что их здесь совсем не ждут. Область была заселена украинцами и русскими, которые отнеслись к возвращению "хозяев" без особого восторга.

Земли татарам частично вернули, но только те, "что не жалко", в основном, в степной части Крыма. К идее активного участия крымских татар в процессе управления автономией также отнеслись с холодком. А тот факт, что крымские татары – мусульмане, еще более сгущает атмосферу. "Возвращенцев" просто стали бояться, рассматривая как потенциальный плацдарм для распространения идей фундаментализма и экстремизма. Хотя некоторым политическим силам крымские татары все-таки пригодились – как своеобразный козырь в большой (и не очень) политике.

Копайте глубже

Вообще, тема исламской угрозы в Крыму дает довольно благодатную почву для размышлений. Так, например, общественность неоднократно волновали слухи о том, что в Симферополе действует исламский молодежный центр "Ар-Раид", финансируемый "Аль-Каидой", или что на горе Ай-Петри возле Ялты действует лагерь по подготовке инструкторов для чеченских боевиков. Формальных подтверждений этому найдено не было, однако и сами лидеры крымскотатарского меджлиса не раз высказывали опасения в связи с "экспортированием" в Крым идей ваххабизма и иных агрессивных исламских течений.

Неоднократно проводились аналогии между конфликтами в Косово и Македонии и сложившейся в Крыму ситуацией. Без сомнения, во всех случаях одной из сторон конфликта выступали этнические группы, исповедующие ислам, но не это становилось главной причиной и поводом к столкновению. Ключ, скорее, надо искать в анализе экономических и социальных противоречий между этническими группами, исторических "обид" и так называемого "бытового национализма". Религиозный фактор же лишь подливал масла в огонь, развивая полемику про защиту от осквернения святых мест, церквей, мечетей и т. д. Поэтому вместо попыток втиснуть тот или иной конфликт в общую картину борьбы с исламским фундаментализмом, проще и эффективнее было бы искать решение конкретной проблемы, анализируя истинные причины ее существования.

"Все средства хороши"?

Но такой вывод не должен успокаивать. К сожалению, многие украинские политики, следуя правилу "вижу цель – не вижу препятствий", на удивление часто и упорно используют крымских татар в своих целях. Представители национал-демократического крыла выступают с меджлисом крымских татар единым фронтом против коммунистов, пророссийских сил и действующей власти. И тем самым невольно порождают аналогии: не случайно же украинские националисты поддерживают отдельных экстремистски настроенных представителей крымскотатарской общины…

В среду, 4 февраля, в Судаке прошел тысячный митинг татар, который начал ряд запланированных акций протеста, приуроченных к 60-й годовщине депортации. Одним из поводов для выступления стал арест крымского татарина по обвинению в избиении славянина. Инциденту, особенно после событий в Веселом, была сразу же придана политическая окраска. Местный меджлис "штурмовал" местное отделение милиции с требованием освободить своего соплеменника.

Участники акции протеста приняли на митинге резолюцию с требованием восстановить Крымско-татарскую национальную автономию, а также поставили вопрос о ликвидация казачества как структуры, "созданной для противодействия крымским татарам". Именно общины казаков повсеместно выступают главным противовесом организованным действиям меджлиса.

И хотя многие лозунги участников крымскотатарского шествия были явно конструктивны и "правильны" – например, "Нет – распродаже земли!", "Нет - геноциду!", "В Крыму не бывать межнациональным конфликтам!", "Прекратить травлю крымских татар!",- общественность подсознательно насторожил такой штрих, как скандирование участниками акции исламского "символа веры" "Аллах акбар!".

В четверг, 5 февраля, довольно популярные в Крыму пророссийские организации (среди которых Русская община Крыма, партия "Русский блок" и организация "Наследники Богдана Хмельницкого") выступили с заявлением, в котором обвинили меджлис крымскотатарского народа в нагнетании вражды и беззакония в Крыму и потребовали от органов власти Крыма и Украины запретить деятельность меджлиса "как незаконной националистической организации, являющейся источником межэтнической напряженности в Крыму". Действие всегда рождает противодействие...

Основная масса рядовых татар не хочет конфликтов и столкновений. С большей радостью они бы встретили улучшение экономической ситуации в регионе, урегулирование земельного вопроса, создание новых рабочих мест. В этом они ничуть не отличаются от других этнических групп Крыма. В том же печально известном поселке Веселое люди смогли мирно провести похороны погибшего односельчанина и даже договориться об организации добровольной дружины для патрулирования, в которую войдут и славяне, и крымские татары.

Однако конфликты экономических интересов лидеров различных этнических группировок и отголоски общеукраинской политической борьбы за власть явно препятствуют мирному сожительству татар и славян в Крыму. Хорошо еще, что в Крыму (пока?) не открыли месторождения нефти или других, столь же дорогих, полезных ископаемых, борьба за которые щедро оплачивается кровью. Но остается главное богатство АРК – благодатная земля бывшей "всесоюзной здравницы", которой, при всем изобилии, все равно меньше, нежели желающих извлекать прибыль из ее использования. А посему полуостров, к сожалению, остается потенциальной болевой точкой гражданского мира в нашем государстве.

Так что украинской элите неплохо бы хоть ненадолго оторваться от схваток на самой вершине властного Олимпа и позаботиться, чтобы "национальный вопрос" во всех его проявлениях никогда и никем не мог бы использоваться для "организации" масс на борьбу за построение светлого будущего – но не народа, нет, а кучки нечистоплотных политиков.

Для поиска решений еще есть время. Ведь взрывы в Украине, слава Богу, пока не гремят…

Роман Паламарчук, Борис Львов

6 февраля 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования