Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ": Легко ли быть мусульманином?


В канун праздника Курбан-байрам председатель Духовного управления мусульман, муфтий ГУСМАН-ХАЗРАТ беседует с корреспондентом "ВиД".

- Гусман-хазрат, все мы - свидетели того, как определенные круги, преимущественно на Западе, усиленно пытаются создать образ агрессивного ислама, "ислама с мечом", пытаясь произвести раздел мира по религиозному признаку. А как вы, духовный лидер мусульман нашей республики, оцениваете роль и место ислама в современном мире?

- Ислам так же, как и любая другая религия, во все времена выполняет одну и ту же роль - поддерживает человека на его нелегком пути в этом мире. Я убежден, что каждый из нас рождается с интуитивной верой во Всевышнего, заповеди которого становятся компасом в нашей жизни, а вера в него поддерживает в минуты тяжелых испытаний. Правда, нашей стране не повезло: по меньшей мере три поколения россиян были отлучены от Бога и зомбированы грешниками. Последствия их деяний нам и приходится разгребать поныне. Но я уверен, что вера во Всевышнего - в природе человека, и она непременно восторжествует.

Мировых религий несколько, их приверженцы молятся всякий на свой лад. Но это не повод для розни между ними. Вчитайтесь в священные тексты. Аллах обращается к нам "о, люди" и велит искать не различия между народами, а общность. Ему угодно то, что нас объединяет, а не то, что разделяет.

Исламофобия - тупиковое направление в политике. Тем не менее то и дело наблюдаешь, что когда преступление совершает христианин или иудей, не вспоминают об их религиозной принадлежности. Если же преступник - мусульманин, поднимается шум вокруг мусульманского экстремизма.

Примером плодотворного сотрудничества может служить наша республика, в которой равное соотношение мусульман и христиан, и все они живут в мире и согласии. Именно так и должны строиться отношения повсюду.

- Как вы относитесь к намерению французского правительства запретить появление учащихся в школах с "вызывающей религиозной символикой"? Для евреев - это кипы, для мусульман - платки, хиджабы, для христиан - крупные кресты поверх одежды...

- Мусульмане - законопослушны и стараются соблюдать местные законы. Но полагаю, неразумно ущемлять религиозные чувства верующих. Ну, какой вред Франции от того, что девушка придет в школу, повязавшись платком? Кому помешает парень в кипе? Такие решения могут принести вреда государству больше, чем пользы.

- Кстати, у российского закона о религии тоже немало критиков, считающих, что в нем отдается приоритет православию, а это попирает равенство религий.

- Я так не думаю. Все зависит от трактовки и того, как мы будем на практике реализовывать и развивать положения закона. Повсюду есть региональные структуры, курирующие религию, в нашем случае Совет по делам религий РТ, в союзе с которыми можно разрешать возникающие проблемы. А то, что они есть, никто не спорит. Вот, к примеру, в воинских частях Китая, о котором мы говорим как о государстве, многое сохранившем от социализма, тем не менее готовят отдельную пищу для 1-2 солдат мусульман, которые оказываются в части. Я уж не говорю о более продвинутых государствах Европы и Азии, где и выходные мусульманам предоставляются в пятницу, и помещения для дневного намаза. Нам еще многое предстоит сделать для того, чтобы и военные наши, и депутаты, и работодатели созрели для такого сотрудничества.

Но, пожалуй, главное для российских мусульман сейчас - создать вертикаль власти внутри конфессии. Не дело это, чтобы муфтияты без конца выясняли между собой, кто главный.

- Современная жизнь затрудняет исполнение многих религиозных обрядов. Как, к примеру, совместить напряженный рабочий график учителя или врача с пятикратным намазом?

- Думаю, что у многих людей просто нет привычки совершать пятикратный намаз, вот они и находят тысячу причин, чтобы этого не делать. Полагаю, что наше общество уже готово к тому, чтобы идти навстречу религиозным чувствам верующих. Думаю, в самой крутой фирме руководитель не будет против, если его старательный и исполнительный сотрудник уединится на 10 минут (а больше и не требуется) для молитвы. Но бывают, конечно, профессии, когда это затруднительно. Тот же учитель не прервет урок, а хирург не приостановит операцию. В таких случаях выход простой - подольше помолиться вечером.

- Какие каноны должны соблюдаться в мусульманской семье?

- Самое главное, чего Аллах ждет от нас, - любви и уважения к ближним. Муж и жена должны бережно относиться друг к другу и к своим детям, а также почитать старших родственников. Культ почитания старших - одна из важных мусульманских семейных ценностей. Детей нужно растить в уважении не только к дедушке и бабушке, отцу и матери, но и к старшим братьям и сестрам. Именно они со временем заменят им родителей. Без любви к ближним не может быть и любви к Всевышнему.

В мусульманской семье не должно быть и того, что запрещено человеку Аллахом. А запрет Всевышний наложил на три вещи: свинину, спиртное и наркотики. От них гибнут и тело, и душа. Между тем некоторые мусульмане и молятся, и постятся, и в хадж отправляются, а от рюмки не отказываются. Однако одна выпитая рюмка может перечеркнуть все молитвы.

Еще очень важна чистоплотность: порядок и чистота должны быть и в квартире, и во дворе, и в бане, и в огороде. Нельзя жить в грязи и сохранять чистой душу.

И конечно, все время надо помнить о богобоязненности. Человек, оставаясь один или со своей любимой, союз с которой не освящен обрядом, должен помнить, что Всевышний видит все его деяния. Ничто не остается тайным. Конечно, нелегко следовать всем предписаниям. Но мусульманином, как и вообще истинно верующим человеком, всегда быть нелегко. Дорога в рай не усыпана розами.

- Каким образом можно обучить детей основам религии?

- В самом нежном возрасте это могут сделать родители. Сейчас много популярной литературы, которая продается и при мечетях, и в книжных магазинах. Выпускаются и кассеты с молитвами, проповедями.

Кроме того, при всех мечетях и медресе организованы воскресные школы, где детей учат основам ислама и арабской графике. Словом, тому, кто стремится к Богу, пути открыты. Задача семьи с пеленок объяснить ребенку, что он - любимое дитя Всевышнего, а не потомок обезьяны. Понимание этого определит его место в мире.

кстати

Десять лет, как Гайнутдин - муфтий

В этот четверг исполняется десять лет с того дня, как нынешний глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин был избран муфтием.

Произошло это на учредительном меджлисе (совете) мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России. Тогда же Р.Гайнутдин стал председателем духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России.

Сейчас главе Совета муфтиев 44 года. Он родился 25 августа 1959 г. в Татарской АССР. После окончания средней школы поступил в Казанское театральное училище, из которого вышел с красным дипломом актера драматического театра. Затем работал ассистентом режиссера литературно-драматических передач на телевидении в Казани, а также учился в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии.

В конце семидесятых годов Р.Гайнутдин начинает изучать основы ислама, арабский язык, Коран и посещает казанскую Соборную мечеть, а в 1979 году поступает в медресе "Мир-Араб" в Бухаре. По окончании семилетнего курса Р.Гайнутдина назначают первым имам- хатыбом второй казанской Соборной мечети - "Нур Ислам". В 1985 году его переводят в Уфу ответственным секретарем духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири, а в 1987-м утверждают на должность имам-хатыба московской Соборной мечети.

1 июля 1996 года на I меджлисе руководителей духовных управлений мусульман России Р.Гайнутдин был избран председателем Совета муфтиев России.

Будучи одним из ведущих духовных лидеров российских мусульман, Р.Гайнутдин участвовал во многих международных религиозных форумах, представляя своих соотечественников- единоверцев в Марокко, Саудовской Аравии, Египте, Турции, Финляндии, ФРГ, Италии и других странах. В составе правительственных делегаций он принимал участие в межгосударственных переговорах с лидерами Ирана, Афганистана, Пакистана, Сирии, Египта и Ливана.

Р.Гайнутдин - автор книг по мусульманской догматике и ритуалу, профессор Московского высшего исламского духовного колледжа, член Международной академии наук Евразии, Международной славянской академии по науке, образованию, культуре и религии и Международной академии информатизации, а также член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.

В 1998 году за укрепление межконфессионального мира и согласия глава Совета муфтиев был награжден Орденом Дружбы.

(По данным ИА "Интерфакс").

София САЙГАНОВА

30 января 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования