Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОССIЯ": Только – без комиссарства. В Министерстве образования вновь заговорили о введении основ православной культуры в обязательную программу средних школ


Во-первых, нужно помнить, что основы православной культуры – это предмет культурологический, а не религиозный. Его преподавание регулируется не Законом о свободе совести, а внутренними инструкциями министерства и даже решением самой школы.

Поэтому следует разделять религиозное обучение и культурологическое. На уроках Закона Божьего говорят о Боге, а на уроках основ православной культуры речь должна идти о людях, верящих в Бога, создававших культуру, наследниками которой мы являемся. Это экскурсия в мир человека, в жизни которого была или есть религиозная доминанта. Законоучитель доказывает. Культуролог  объясняет. Это разные интеллектуальные процедуры: доказать и объяснить. Культуролог старается понять внутреннюю логику изучаемого им мира, а не навязать ему свою оценку или свою логику.

И как можно объяснить логику греческого мифа, не превращая урок в проповедь олимпийской веры, так же можно и объяснить логику православной вселенной, не рассыпая при этом императивы и не демонстрируя обязательно-навязчивой доказательности.

Понятно, чего все опасаются: что под видом основ православной культуры навяжут Закон Божий. Для того чтобы отличить одно от другого, достаточно кандидату в педагоги задать простой вопрос: может ли преподавать этот предмет человек, лично не разделяющий православные взгляды, скажем, неверующий или принадлежащий к другой религиозной традиции. Закон Божий такой человек преподавать не может. А православную культуру – может. Я же ведь могу преподавать в университете греческую мифологию. Я могу рассказывать студентам о греческих мифах, но при этом от меня не требуется, чтобы я лично молился Зевсу или Меркурию.

Второе. Необходимо совмещение добровольности и обязательности. Вопрос преподавания основ православной культуры – это самостоятельный выбор каждой отдельно взятой школы. Но если школа этот выбор сделала, то этот предмет должен быть обязательным для всех учеников, каким, допустим, в английской школе являются дополнительные уроки английского языка.

В образовательном пространстве должно быть разнообразие школ с разной ориентацией. Мое детство прошло на пустыре, по углам которого стояли четыре спецшколы: французская, английская, спортивная, математическая. Почему рядом с ними не быть и школе с углубленным изучением традиционной русской духовной культуры? Напомню, что по российскому законодательству школа сама вправе решать, на что она тратит десять процентов учебного времени: на компьютерное дело, на физкультуру или изучение японского языка.

Единственное – чтобы об этом детям объявили не перед началом учебного года. Дети, родители и педагоги в школе должны быть заранее, лет за пять, об этом оповещены. Родители, которым это неинтересно, постепенно будут переводить детей в соседние школы. Но те семьи, у которых нет аллергии к культуре православия, будут знать, в какую школу им переводить своих детей.

Повторяю, это не Закон Божий. Это более глубокое знакомство с историей России, с русской литературой, может быть, с церковно-славянским языком и т.д.

Это моя позиция, и я не считаю ее в данном вопросе единственно здравой и допустимой. А то, что в головах наших чиновников могут бегать самые откормленные тараканы, общеизвестно. Я боюсь духа комиссарства. Общественное сознание сейчас совершенно не готово к такого рода проектам. К согласованной нами цели надо будет идти, а не прыгать.

Диакон Андрей Кураев

29 января 2004 г.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования