Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ": Объединить и поделить


 

После провозглашения самостоятельности Русской православной церкви за рубежом в 1927 году в ее состав вошли далеко не все зарубежные приходы российской Церкви: некоторые остались в юрисдикции Московской патриархии, а весьма значительная часть западноевропейских приходов уже на рубеже 30-х перешла под начало Вселенского патриарха. Сейчас РПЦЗ принадлежит 39 монастырей и примерно 370 приходов в Новом Свете, Австралии и Европе. При этом зарубежная собственность РПЦ и РПЦЗ перемешана довольно сложным образом. В некоторых случаях ее привели к единообразию политическим решением. Так, в Германии в 30-х годах власти прямо передали храмы "красной" Церкви "зарубежникам", которые были вполне лояльны рейху.

В Израиле, власти которого, наоборот, поначалу были настроены крайне просоветски, все храмы РПЦЗ на подконтрольной тогда Израилю территории в первые же годы существования государства были переданы Московской патриархии. Позднее отношения с СССР разладились, и после войны 1967 года монастыри РПЦЗ на отошедших к Израилю землях в Палестине продолжали свободно функционировать. Однако сейчас Зарубежная церковь может чувствовать себя в безопасности только в аннексированном Израилем Восточном Иерусалиме: никто не покушается на владения РПЦЗ на Масличной горе – храм Марии Магдалины и монастырь Вознесения на самой верхушке, известный своей колокольней – Русской свечой. Зато Палестинская администрация, ориентированная на СССР, быстро нашла общий язык с Московской патриархией. В 1997 году Свято-Троицкий монастырь РПЦЗ в Хевроне был взят штурмом силами палестинской полиции и передан представителям Москвы. А в 2000 году аналогичный штурм был предпринят на участке, принадлежащем РПЦЗ в Иерихоне. Но на сей раз операция завершилась не так удачно, как хотелось бы: одна из защищавших участок монахинь оказалась американской гражданкой со связями в президентской администрации, поэтому после долгой осады участок в конце концов поделили. В Европе похожий спор возник в итальянском городе Бари из-за местного православного храма, месте пребывания мощей святителя Николая. Храм находился в пользовании общины РПЦЗ, но весной 1998 года власти города заявили о передаче его Московской патриархии. В результате храм и прилегающий к нему паломнический комплекс также были поделены между церквями.

Сейчас, в перспективе объединения, эти конфликты портят эмоциональный фон, но не имеют столь уж существенного значения: все равно все будет общее. Иное дело – проблема приходов РПЦЗ в России, которые стали появляться с начала 90-х. Тогда РПЦ обвиняла Зарубежную церковь в захвате храмов. Дело в том, что по закону храмы находились в собственности государства и передавались приходам (как сообществам верующих) на правах аренды. Это означало, что большинство прихожан могли сами решить, к какой юрисдикции принадлежать. Но поскольку в момент ухода священника к "зарубежникам" не всегда просто определиться с большинством, следствием такого положения дел стали неоднократные силовые столкновения, в том числе и с участием милиции. Постепенно ситуация стабилизировалась. Но сейчас судьба российских приходов РПЦЗ оказалась под вопросом: трудно представить, что при объединении они сохранятся, и непонятно, удастся ли им самим решать свою дальнейшую судьбу.

Александр Верховский,
26.01.04


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования