Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"LE NOUVEL OBSERBATEUR": Марианна и ее платок


Сначала – о реакции заграницы. Исламисты европейских стран волнуются, "дружественные" правительства тревожатся: в этом "деле о платке" Франция замахнулась на ислам! И это волнение, и эта тревога не вызывают ничего, кроме возмущения. И в понедельник об этом было прекрасно сказано в передаче "100 минут на убеждение".

Я видел афганский фильм "Усама" Седига Бармака. Я смотрел последний репортаж из Ирана из передачи "Специальный корреспондент". Я читал истории о преступлениях "на почве чести" в Пенджабе и Иордании. Эти сцены угнетения женщин полны трагизма, они позорны, невыносимы. Но я не помню, чтобы мусульманские меньшинства в Европе или какие-либо группы мусульман в арабских и азиатских странах устраивали демонстрации перед посольствами Афганистана, Ирана, Пакистана и Иордании. Я ни разу не слышал, чтобы те, кого "шокирует" наше намерение обращаться с мусульманскими детьми в школах так же, как и с их остальными сверстниками, плохо спали ночью из-за угнетения, которому подвергаются в мире сотни миллионов мусульманок. Ибо, в конце концов, следует в очередной раз напомнить тем, кого озадачил предложенный закон: речь идет всего лишь о том, чтобы относиться ко всем детям во Франции одинаково. Все как-то забывают о том, как много добра, равноправия и братства заложено в этой инициативе. Никто никого не исключает. Просто детям не позволяют взаимно исключать друг друга. Речь идет не о том, чтобы надеть на всех униформу, а об уважении к миру детства. Вне школы – на улице или дома – каждый может общаться в своем кругу. "В стенах школы, – говорил один мудрый наставник в конце XIX века, – мы должны находить храм нежности, обращенной ко всем". Чтобы между богатыми и бедными детьми не было различий, было предложено ввести единую форму – черную блузу.

Перейдем теперь к вещам более серьезным: к политическим. До последнего момента все сомневались, уместно ли будет прибегать к принятию специального закона, чтобы запретить ношение платка в школе. Этот немаловажный нюанс как-то ускользнул из поля зрения многих комментаторов. В прошлый понедельник на канале France-2 вновь шли дебаты, участники которых высказывались в защиту ношения платка во имя религиозной свободы. И это – как подчеркнули Элизабет Бадинтер и многие мусульманские активистки – не что иное как регресс.

Мы, как и все, разошлись во взглядах на сам принцип использования закона. На решение таких людей, как Бернар Штази и Ален Турен повлияло прежде всего то, что они выслушали мнения директоров школ и детских лечебных учреждений. Большинство "заслушанных" усматривали в ношении платка знак религиозного сплочения, которое порождает у детей сопротивление, в первом случае – нормальному учебному процессу, во втором случае – лечению. Они согласились с тем, что в отдельных случаях ношение платка может быть делом личного выбора и даже средством защиты от агрессивных проявлений. Но они убедили комиссию по защите светскости в том, что всякое попустительство в этом вопросе стало бы предательством по отношению к свободолюбивым мусульманкам Франции, ведущим повседневную упорную борьбу за свои права.

Были они правы или нет, но недавние манифестации стали фактом весьма красноречивым. Многие мусульманские интеллектуалы это заметили и сегодня не скрывают своей тревоги. Несмотря на свою малочисленность, исламисты продемонстрировали не только свое "присутствие" ( в котором мало кто сомневался), но и решимость, каковой от них трудно было ожидать. Преимущество идеи принятия закона в том, что она позволила воочию увидеть печальный факт: эти французы-исламисты говорят об исламе как о нации, а о своих традициях – как о цивилизации. Они не считают себя гражданами Республики. Они хотят ее исламизировать.

Когда, защищая якобы подвергшуюся нападению религию, какой-нибудь Мухаммед Латреш, лидер Партии мусульман Франции, угрожает Республике "конфронтацией" в случае исполнения ею своих законов, а ратификацию закона о запрете на ношение религиозной символики сравнивает с поджогом синагоги, он следует провокационной стратегии, и у этой стратегии есть свои сторонники.

Сектантская и узко-общинная логика этих исламистских агитаторов их подвела. в принципе они могли, выступая против принятия этого закона, занять те же позиции, которые заняли католическая и протестантская Церкви, а также иудейская община. Но их фанатизм помешал им. Все, чего они хотели – это сплотить мусульман Франции под своими радикальными знаменами, попутно сыграв на живучести антисемитизма.

В минувший понедельник участники дискуссии открыли для себя то, о чем мы твердим уже пятнадцать лет. А именно: неудачи политики интеграции пугающим образом помешали новым гражданам страны понять и принять республиканские ценности. Подтверждение права на пребывание на французской земле, а за ним – права на воссоединение семей и на уважение личного статуса без учета того факта, что все интеграционные механизмы во Франции работали плохо, было безответственностью, граничащей с преступлением против нации. Франция, наряду с США, была самой лучшей в мире "машиной по производству" граждан, восхищенных ее традициями и соблюдающих ее законы. Целые поколения прибыли в эту страну с идеей о том, что им нужно многое брать от Франции вместо того, чтобы ей что-то навязывать. Плюрализм соблюдался, и ни одна община не была ущемлена. Сила национальных ценностей служила объединяющим началом и граждане даже не помышляли о том, чтобы предпочесть этим ценностям какие-то другие – а тем более навязывать их стране. пребывание на французской земле, а за ним – права на воссоединение семей и на уважение личного статуса без учета того факта, что все интеграционные механизмы во Франции работали плохо, было безответственностью, граничащей с преступлением против нации. Франция, наряду с США, была самой лучшей в мире "машиной по производству" граждан, восхищенных ее традициями и соблюдающих ее законы. Целые поколения прибыли в эту страну с идеей о том, что им нужно многое брать от Франции вместо того, чтобы ей что-то навязывать. Плюрализм соблюдался, и ни одна община не была ущемлена.Сила национальных ценностей служила объединяющим началом и граждане даже не помышляли о том, чтобы предпочесть этим ценностям какие-то другие – а тем более навязывать их стране.

Жан Даниэль

26 января 2004 г.

Опубликовано на сайте www.inopressa.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования