Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЧАС": Мой путь - православие. Говорит священник из штата Кентукки


В Луисвилле, крупнейшем городе штата Кентукки, из сотен церквей только две православные. Одна - греческая, придерживающаяся этнической ориентации, и ее прихожане исключительно эллинских кровей. Вторая - церковь Св. Майкла - просто православная.

За десять с лишним лет я видел о. Александра в самых различных ситуациях: на службах и различных мероприятиях, в офисе и дома. Ему 51 год. Светское образование - инженерное и в бизнесе - он получил в филадельфийском колледже и Пенсильванском университете, имеет мастерскую степень по университетским специальностям. Религиозное - в нью-йоркской семинарии св. Владимира, сейчас заканчивает богословскую докторантуру. Владеет несколькими языками. В русском его познания весьма скромные, хотя у него и "русская" жена. Ольга - американка в третьем поколении и знает лишь несколько фраз из языка деда и бабушки. В доме богатая библиотека не только на религиозную тематику. О. Александр гордится книгой, подаренной ему знаменитым тезкой - Солженицыным.

Вне стен собора нашего батюшку вряд ли отличишь от обычного американца. Страстный спортивный болельщик (сам в молодости играл в футбол), летом в бейсбольной кепке, в офисе может положить ноги на стол, любит шутку и тонко чувствует юмор.

- Отец Александр, вы как-то мне говорили, что придерживаетесь канонов Русской православной церкви. Какой - той, что в России, или той, что в Америке?

- Я не вижу канонических различий между этими двумя ветвями одной религии. Русская церковь расколота по политическому признаку - одно из трагических последствий большевистского переворота. Чисто американское православие желает обеим ветвям русской церкви примирения и воссоединения, но за 85 лет раскола намешалось слишком много политики. Все мы принадлежим одной религии, неважно, где находится тот или иной центр: в Москве, Константинополе, Иерусалиме, Нью-Йорке.

- Как много православных в мире?

- Точное число назвать невозможно. Приблизительная цифра - 250 миллионов. В Северной Америке - пять.

- Многие думают: пост священника - своего рода синекура. Провел два богослужения в неделю, в остальное время живи в свое удовольствие. Так ли это?

- Далекое от истины суждение. Службы - это то, что у всех на виду. Львиную долю времени занимает "теневая" работа: крещения, венчания, исповеди, причастия, отпевания, литургии, подготовка и проведение многочисленных церковных мероприятий, благотворительность, приходская школа... Только за неделю и только дома я получаю по 100- 150 звонков по самым разным вопросам и проблемам. Каждого из восьмисот прихожан я должен знать не только в лицо, но и по имени.

Кроме вышеперечисленного, каждый день посещение прихожан в госпиталях и домах престарелых. Постоянно приходится ездить по городам штата, немало верующих живут в отрыве от православных храмов. Кроме того, я финансовый и организационный распорядитель и должен решать множество деловых вопросов - от покупки швабры до капитального ремонта. Моя рабочая неделя составляет 70- 80 часов без регламентированного расписания. Безусловно, я в курсе личных проблем прихожан и обязан помочь каждому, кто в этом нуждается. Священник в Америке одновременно психолог, доктор, юрист... Эта работа требует разностороннего образования, обширных знаний и особого душевного склада характера.

- О. Александр, а почему в нашей церкви так много ливанцев?

- Я и сам по происхождению ливанец. Исторически большинство ливанцев православные христиане, маленький островок в мусульманском море Ближнего Востока. В 30-х годах прошлого века наши деды бежали в Америку от преследования турок, часть осела в Кентукки. В штате даже есть город Lebanon - Ливан. Наша церковь построена ровно семьдесят лет назад, в 1934 году. Когда я начал работать здесь, в приходе было почти 90% ливанцев, сейчас примерно половина. Остальные - греки, румыны, сербы, болгары, эфиопы, индусы. С особым удовлетворением должен сказать о заметном росте русской части прихода, к которой я отношу всех выходцев из бывшего СССР. В этом году при нашей церковной школе уже работает русский класс. Интернационализация прихода меня только радует.

- В Америке церковь отделена от государства. Где вы находите средства для нормального функционирования? Содержание здания, офиса, ремонты, религиозная атрибутика, оборудование, литература... все это стоит немалых денег.

- В некоторых странах есть прямая государственная поддержка церкви. Например, в Германии и Греции. В США практикуются налоговые льготы. Некоторые церкви страны требуют от прихожан обязательной выплаты, т. н. церковную десятину, иные участвуют в рыночных отношениях. По ряду причин, прежде всего этических, у нас этого нет. Мы рассчитываем исключительно на добровольные пожертвования. Единственное, что мы позволяем себе из коммерции, это сдача под свадьбы и приемы нашего социального холла, а также прибыль от проведения церковных ярмарок и фестивалей. Согласитесь, наши дела идут неплохо, если за несколько лет мы возвели прекрасную часовню и вскоре начинаем строительство нового здания для приходской школы.

- А кто вам лично платит жалованье?

- Епископат. Зарплата священника зависит от величины его прихода и стажа работы. Я бы не сказал, что последнее ощутимо в долларах. Я имею право на четырехнедельный отпуск, который еще ни разу не использовал полностью - слишком тесно привязан к приходу для долгих отлучек. Если кто-то из моих прихожан при смерти, я должен немедленно лететь к нему, где бы я ни был на Аляске или Гавайях. Приход - моя семья, и когда с кем-то из ее членов происходит несчастье, я обязан быть рядом.

- В Луисвилле, впрочем, как и везде, множество конфессий. Ощущаете ли вы конкуренцию?

- Да, но мы чувствуем себя стабильно.

- Но число прихожан - это еще и деньги...

- Я родился в Америке, тем более у меня есть диплом по бизнесу, и, поверьте, считать умею. Допустим, в моей церкви десять тысяч прихожан - и я имею очень солидный счет в банке, дающий мне большие возможности для церковных нужд, благотворительности, религиозного образования... Но вместе с тем я не капиталист, а священник. Главный приоритет не количество нулей в церковной казне, а ради чего люди идут в этот храм.

- О. Александр, что вам предпочтительнее в прихожанине: отличное знание "теории" с не очень прилежным следованием ее канонам - или обратное?

- Я бы предпочел второе. Я знаю простых людей, не очень сильных в богословии, но верующих всем сердцем. Знаю и других. Они достигли значительных успехов в жизни и решили, что добились всего только благодаря самим себе, без помощи Бога. При этом забывая, что все мирское преходяще.

- Лично я не выбирал себе религию, она мне досталась по факту рождения - православными были мои деды и прадеды. Но иногда думаю: в мире столько религий и каждая считает себя самой правильной. Вы относите православие к таковым?

- Это вопрос интеллекта. Когда я поступил в колледж, то жил в сотнях миль от дома. Ради интереса ходил в разные церкви, чем доставил много неприятных минут моим родителям. Вместе с тем это было полезно для моего осознанного духовного выбора. Я сравнивал церкви, сравнивал религии. В одних мне что-то нравилось, в других - что-то нет. Больше всего меня не устраивала политизированность многих течений, политика и религия несовместимы: первое - суетно, второе - вечно.

Я просто человек, простой служитель церкви, и не мне судить, какой путь к Богу самый правильный. Каждый должен определить его сам. Мой путь - православие.

Виктор Родионов, США

"Час" (Рига), 23 января 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования