Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА": Мечеть преткновения


Вообще-то акциями протеста Ставрополь уже давно не удивишь. Народ и в городе, и в крае живет тяжело, а соответственно, и поводов для митингов и пикетов у недовольных и возмущенных людей предостаточно. И тем не менее состоявшийся на днях на улице Морозова митинг был не совсем обычным. И потому что проходил у стен красивого старинного здания с минаретом. И потому что собравшиеся горожане резко протестовали против передачи этого здания местным мусульманам под мечеть...

Увенчанная небольшим куполом стрела минарета у Лии Ивановны Зайцевой всегда перед глазами. Глянешь в окно - и вот она прямо рядышком, в десяти метрах, аккурат на уровне пятого этажа. Мешать вроде как не мешает, но... Поднимись кто на минарет, может рассматривать жизнь обитателей любых квартир, включая и зайцевскую. Во всех ее не предназначенных для чужого взгляда подробностях. Хорошо еще, такого практически не случается. Хотя однажды было: Лия Ивановна неприятно поразилась, обнаружив на опоясывающей минарет "смотровой" площадке несколько мужчин, скорее всего ремонтников.

- Пустяк вроде, а осадок остался, - рассказывает Зайцева. - И даже трудно представить, с чем мы столкнемся, если тут мечеть откроют. Это ж каждый день напротив моего окна муэдзин будет на молитву призывать...

Ну, допустим, не обязательно муэдзин. Ныне в мечетях уже громкоговорители на минаретах практикуют. Только хорошего все равно мало. И не потому что мечеть. Колокольня православного храма в десятке метров от окна квартиры - тоже не сахар. Но в данном случае речь именно о культовом сооружении мусульман. Точнее, о являющемся архитектурно-историческим памятником здании, в котором сегодня размещается филиал Ставропольского краеведческого музея и на которое претендует мусульманская община города. Причем всерьез претендует. В толстой пачке документов, что мне удалось собрать, есть и заявления в арбитражный суд и даже письмо председателя Духовного управления мусульман КЧР и Ставропольского края в адрес Президента России с просьбой посодействовать возвращению мечети. В рамках, естественно, восстановления справедливости и норм закона.

И, что самое интересное, проблемы тут вообще бы не было, касайся вопрос лишь самих мусульман. Да, не существует архивных данных, что здание на нынешней улице Морозова, построенное в 1913-1915 годах, использовалось как мечеть. Есть лишь воспоминания старожила о том, что в разгар Первой мировой войны в нем была проведена одна-единственная служба для раненных мусульман-фронтовиков. Да, долго пустовавший памятник архитектуры служил и архивом, и филиалом музея, где в последние годы размещена персональная картинная галерея особо почитаемого на Ставрополье художника Павла Гречишкина. Но в нашей истории и не такое бывало. К тому же никто не отрицает: возводилось здание именно как мечеть. Причем передачу земли под нее санкционировал, по некоторым данным, официальный Петербург, исходя из политической необходимости поддержки лояльных России мусульман Северного Кавказа. Однако беда в том, что вопрос затрагивает не только мусульман.

- Мы никогда не говорили и не говорим, что мусульманам не нужна мечеть, - делится войсковой старшина Дмитрий Логвин, атаман Ставропольского городского казачьего общества. - Наоборот, поддержим их, если надумают ее строить в другом месте. Но нельзя же не учитывать и интересы тысяч горожан!

И с этим трудно не согласиться. Мечеть, которая пока еще остается картинной галереей, находится в плотном окружении жилых домов, расположенных на улицах Пушкина и Морозова. Подчеркну: в плотном, ибо дома 10 и 14 по улице Морозова имеют ее прямо под боком. Плюс рядом школа-лицей №25. Плюс общежития местных госуниверситета и медакадемии. А теперь представьте: в густонаселенном микрорайоне, и вдруг весьма специфичное культовое сооружение. Пусть даже не мечеть с непременными призывами муэдзинов, пусть медресе. Комфортно будет и без того замордованным коммунальными проблемами людям?! Тем более что неизбежны и регулярное скопление большого числа верующих, и масса транспорта. К тому же есть, не будем скрывать, и деликатный момент. Народ в округе живет разный по национальности, но в основном славяне. А значит, очень вероятен и межнациональный "напряг".

Нужен ли такой "напряг" Ставрополю, который и в самые тяжелые для Северного Кавказа годы оставался городом межнационального согласия и добрососедства? Разумеется, нет. По большому счету ему и многолюдный, достаточно резкий по тональности выссказываний митинг протеста у стен старинной мечети был не нужен. Однако по недомыслию или по чьим-то очень недобрым планам ситуация подталкивается именно в эту сторону. В том числе, как ни парадоксально, и при содействии некоторых федеральных ведомств: поддерживая добивающуюся возврата мечети сторону, они вроде и не видят другую, которая категорически против подобного решения. Отсюда и письма протеста с тысячами подписей, и протестные плакаты на митинге, включая и такой: "Москва, не диктуй свои условия ставропольчанам".

Причем характерный момент. Верующих мусульман в городе не так уж и много, всего полторы-две тысячи, по некоторым данным, человек. И далеко не все они считают, что мечеть должна быть открыта именно в здании на улице Морозова. Тем более что мусульмане из восточных районов края, по информации сотрудников краевого совета безопасности, из числа ногайцев и туркмен тоже против такого решения. И это нормальная позиция любого верующего, будь он православный, мусульманин, иудей или буддист. Главное, чтобы был храм, а где и какой - вопрос не самый главный.

- Я бы больше сказал, подобные деликатные, связанные и с религией, и с национальным вопросом дела так не решаются, - полагает директор Ставропольского краеведческого музея Николай Охонько. - Нужна добрая воля, учет всех интересов. И тогда договориться по-хорошему можно всегда#

Все верно. Случай из практики. Армянская община Ставрополя намеревалась строить храм Армянской апостольской церкви в заповедном центре города. Но, почувствовав негативное к этому отношение горожан, перенесла стройку в другое место. И никаких вопросов, претензий, конфликтов. А возьмите попытки РПЦ в 90-х отобрать храмовые сооружения у музеев. Православная церковь вовремя поняла, что это не тот путь, по которому стоит идти. В связи с чем трудно не согласиться с мыслью Николая Охонько: в истории с мечетью, ставшей камнем преткновения, у мусульман есть шанс проявить не просто толерантность - настоящее благородство. Тем более им уже предлагалось минимум пять "точек" в городе для строительства новой мечети. Ведь даже если арбитражный суд решит дело в их пользу, возникнет и масса технических проблем. В частности, изнутри здание капитально перестроено, появился второй этаж. И "обратная" внутренняя перестройка не только чревата опасностью разрушения памятника, но и обойдется в разы дороже, чем новое строительство.

Я уж не говорю о том, что картинную галерею, которую посетили за последние годы более 300 тысяч почитателей работ Павла Гречишкина, придется переносить. Для чего потребуется новое, оснащенное специальной музейной техникой помещение, коего у города сегодня просто нет. А вот что есть и у городских, и у краевых властей, так это возможность и необходимость проявить и волю, и дипломатические способности для того, чтобы не доводить дело до противостояния представителей разных конфессий и национальностей. Неприятные ощущения женщин в утреннем неглиже, на которых смотрят с минарета незнакомые мужчины, покажутся мелочью, если довести дело до такого противостояния. События последних лет на Северном Кавказе это показали...

Александр Быков

Парламентская газета, № 9, 2004. Стр. 5 (Предоставлено РОО "Правозащитная информация")


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования