Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ВЕЧЕРНИЙ НОВОСИБИРСК": Не стоит понапрасну топтать венец. Если в Бога не веруешь, то венчание не поможет


"Ах, барин, барин, скоро Святки, а ей не быть уже моей", - тосковал ямщик, везя доброго барина на тройке по Волге-матушке зимой. Люди, малосведущие в православных традициях, из этой песни делают вывод, что во время Святок на Руси гуляли свадьбы, но это не так. Во время Святок к свадьбам готовились. Сами же венчания начинались сразу после Крещения. Вот и на этой неделе все новосибирские православные храмы переполнены венчающимися. Правда, большинство из них свадьбы уже отгуляли во время Рождественского поста и Святок, а в церкви отдают дань традиции - венчаться нынче модно. В прежние времена такое было бы просто немыслимо, так как к таинству венчания подходили очень строго, и первым делом желающие повенчаться подвергались обыску. Обыск же начинался сразу после сговора.

Сговор и обыск

Сговор на венчание совершался, как правило, сватами жениха в доме будущей невесты в присутствии родителей и невесты, и жениха. После успешного сговора и родительского благословения на брак в церкви в течение трех недель трижды публично оглашали о желании жениха и невесты вступить в законный брак. Делалось это для того, чтобы кто-нибудь из прихожан, знающий какие-либо препятствия к венчанию этих молодых людей, мог об этом заявить священнику, в обязанностях которого было проведение брачного обыска. Проводился обыск тщательно, так как ответственность за незаконный брак целиком лежала на священнике. Как писал святитель Тихон Задонский в составленной им "Инструкции о свершении браков", "поп, венчавший незаконный брак, яко преступник святых правил... Страшного суда Божия не избежит". А канонических запретов на вступление в брак существует немало: физиологическая и психическая неспособность к браку, близкие родственные отношения, недостижение законного возраста, незаконность, с церковной точки зрения, расторжения предыдущего брака одного из венчающихся и другие.

Идиоты и сумасшедшие не венчаются

Указом Петра Первого от 6 апреля 1722 года было запрещено вступать в брак идиотам и сумасшедшим. Если один из брачующихся скрыл свой недуг и венчание все же было совершено, то впоследствии такой брак считался недействительным. Однако если один из супругов сходил с ума после совместного проживания, то это не являлось (и не является до сих пор) поводом для расторжения брака: другому супругу предписывалось нести свой крест до конца. Такие же правила распространяются и на физическую неспособность к исполнению супружеского долга. В дореволюционной России брачный возраст наступал в 18 лет. И только офицерам, находящимся на действительной службе, разрешалось вступать в брак лишь по достижении 23 лет. Но особо тщательно Церковь следила за недопустимостью венчания родственников. Существовала строгая система учета родства: кровного, через свойство и духовного.

Кровь родная - не водица

В кровном родстве состоят люди, имеющие одних предков по восходящей линии, свойство возникает между лицами, породнившимися через брак. Степень родства между кровными родственниками считается по генеалогической цепочке. Например, между родителями и детьми существует первая степень родства, между внуком и дедом, братьями и сестрами - вторая, между дядей и племянницей - третья, между двоюродными братьями и сестрами - четвертая и т. д. Поскольку при вступлении в брак муж и жена становятся "одной плотью", то вся их родня вступает в родственные отношения между собой по свойству. В том и другом случае запрещается брак до четырех степеней включительно. Поэтому, к примеру, брат не может жениться на сестре жены своего брата, так как она ему близкая родня. Не благословляются также браки между людьми, ставшими близкими в результате кумовства.

Кумовство - не баловство

Несколько месяцев назад на интернетовский православный форум дьякона Андрея Кураева обратился молодой человек с просьбой помочь ему разобраться с возникшей проблемой. Одна его знакомая, мать-одиночка, попросила молодого человека стать крестным для своего сына. Он согласился и довольно добросовестно отнесся к своим обязанностям крестного: ходил в гости, помогал воспитывать мальчишку и постепенно влюбился в свою куму, и любовь, как выяснилось, оказалась взаимной. Однако, к великой скорби влюбленных, они узнали, что во избежание греха кровосмешения жениться им нельзя, так как по церковным правилам их духовное родство приравнивается к родству кровному. Такое же родство возникает между крестными, если они принимали участие в крещении одного ребенка. Поэтому если у вас виды на кого-нибудь, то к кумовству нужно относиться очень осторожно. Однако справедливости ради стоит отметить, что и в таких ситуациях бывают свои особенности и исключения, для разрешения которых следует обращаться к правящему архиерею.

Сколько раз можно венчаться?

Церковь разрешает венчаться одному лицу до трех раз, хотя второбрачие не одобряет: "первый брак - закон, второй - слабости ради человеческой, третий - законопреступление, четвертый - нечестие, понеже свинское есть житие". В российской истории известен лишь один случай "свинского жития", в которое впал царь Иоанн Грозный. Когда царь обратился к Церкви с просьбой повенчать его в третий раз, причина у него была действительно исключительной: первые две жены царя скончались. Но так случилось, что третья жена Грозного Марфа Собакина умерла через 15 дней после свадьбы девственницей, так и не разделив с мужем супружеского ложа. Церковь, учтя особый случай, благословила Иоанна на четвертый брак, наложив при этом на него суровую епитимью - царя отлучили от причастия, а в помещении церкви сделали боковой вход, куда он входил уже не по царскому чину, а как простой мирянин. Однако четвертая жена Анна Колтовская быстро надоела Иоанну, через три года он отправил ее в монастырь и женился в пятый раз на Марии Нагой. Никто из историков до сих пор не может дать вразумительного ответа, каким образом Грозному удалось, поправ все церковные каноны, повенчаться в пятый раз. Но, учитывая то, что при правлении необузданного в гневе царя попасть на кол было очень даже просто, вопрос отпадает сам собой.

Для чего люди венчаются?

При венчании молодожены испрашивают у Бога благословения на свой союз, молятся о том, чтобы Божия благодать снизошла на их брак и помогала им во всех трудностях семейной жизни. При этом сами дают клятву Богу о чистоте супружеского ложа, о верности и любви, о преданности друг другу до гробовой доски. Но для современных женихов и невест венчание лишь некий пункт из обязательного списка предсвадебных ритуалов: к памятнику Ленина цветы положить, бутылку шампанского выпить, в церковь заехать повенчаться, поворожить на счастье и т. д. И во время венчания, не очень-то вникая в суть происходящего, клятву о верности и преданности дают машинально, вскоре о ней забывая. Стоит ли удивляться, что Бог зачастую отворачивается от клятвопреступников. Недаром в епархиальном управлении стопками лежат заявления с просьбой благословить расторжение церковного брака. Как говорят старые люди: уж лучше бы не венчались и не топтали венец напрасно.

Вот поэтому священник первым делом выясняет, исповедуют ли будущие молодожены православную веру, а сами они перед таинством венчания должны исповедаться и причаститься. Как веруют современные женихи и невесты, выстраивающиеся в очередь на венчание, свидетельствует реальный случай, свидетелем которого автор странички был в одном из новосибирских храмов. "На вас крестик есть?" - спрашивают в церковной лавке жениха, оформляющего бумаги перед венчанием. - "Нет". - "Возьмите". Жених, собирающийся через несколько минут просить у Бога благословения на семейную жизнь, вертит в руке нательный крестик и недоуменно спрашивает: "А что с ним делать?"

Подготовил Валерий МЕЛЬНИКОВ

22 января 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования