Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Между альтернативным и древним православием. Кончина предстоятеля Старообрядческой Церкви ставит вопрос о ее дальнейшем развитии


В последний день прошлого года скончался митрополит Алимпий (Гусев) - глава Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), самого многочисленного на сегодня староверческого толка, который еще называют "белокриницким согласием". 4 января отпевание почившего предстоятеля совершил избранный накануне местоблюститель епископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин) в сослужении практически всех архиереев РПСЦ и 60 священников.

Митрополит Алимпий (род. в 1929 г.) управлял РПСЦ почти 18 лет, то есть с того момента, когда началась "перестройка", принесшая вскоре изменения в религиозную жизнь страны. Многие сравнивали фигуру митрополита с фигурой Патриарха Алексия II, называя его политику здорово-консервативной и "сбалансированной", что помогло пережить сложный "переходный" период для страны и Церкви. Другие обвиняли его в нехватке административных способностей и неумении управлять митрополией, в которой при жизни Алимпия реальная власть сосредоточилась в руках его родного брата, протоиерея Леонида Гусева, настоятеля кафедрального собора на Рогожском кладбище.

Бесспорно одно - митрополит Алимпий был старовером в подлинном смысле слова. Будущий митрополит Алимпий, в миру Александр Капитонович Гусев, вырос в семье потомственных старообрядцев-поповцев под Нижним Новгородом, с детства воспитывался в старой вере и через всю жизнь пронес традиции предков. Он служил на флоте, был бакенщиком, пожарным. Высшего образования у него не было, а к интеллигентам и образованным он, как говорят, относился с известной долей скепсиса. Его отличала скромность и даже замкнутость, характерная для старообрядцев времен гонений, помогавшая им выжить и сохранить свою веру. В 38 лет он дал обет безбрачия и был посвящен в сан диакона, после чего 19 лет прожил в келье, "исполняя иноческий устав жития". В 1985 г. стал священником, в 1986 г. архиепископом, а в 1988 г. - в РПСЦ было принято решение о повышении титула архиепископа Московского до митрополита.

Со смертью митрополита Алимпия завершился определенный этап в истории белокриницкого согласия. Его можно охарактеризовать как этап становления РПСЦ после репрессий. Цифры свидетельствуют о росте числа общин и прихожан, произошедшем за последние 15 лет. В то же время старообрядцев по-прежнему в России мало и влиятельной конфессией их назвать сложно. Их количественный рост был связан, как и во всех остальных традиционных религиозных организациях, с появившейся в конце 1980-х гг. возможностью открыто исповедовать свою веру и непродолжительной модой на религию вообще. Поэтому можно сказать, что к сегодняшнему дню староверы уже "нашли" своих прихожан (по некоторым оценкам, во всех согласиях их насчитывается менее 1% населения страны, и ожидать каких-то кардинальных изменений здесь не приходится. Вопрос в том, станет ли старообрядчество влиятельным меньшинством.

Митрополит Алимпий не был политиком. Он редко выезжал за пределы Рогожского поселка и осуществлял скорее духовное, а не административное управление митрополией. Не склонные к строгой централизации старообрядцы за это время не смогли сделать РПСЦ лабильным и конкурентоспособным организмом. Впрочем, причиной этому послужила не только фигура уединенного монаха и молитвенника Алимпия, но и выработавшаяся за годы советской власти в старообрядческой среде закрытость от общества, в котором они были лишены возможности вести свою деятельность.

Сами старооборядцы зачастую осознают себя как альтернативу "господствующей" Церкви, захватившей, по их мнению, все рычаги влияния. Очевидно, что сегодня многие приходят в старую веру в знак протеста против РПЦ. В силу этого старообрядчество начинает восприниматься как часть так называемого "альтернативного православия", для которого характерно состояние "вечной войны" и озлобленность от сознания собственной маргинальности.

Между тем еще сто лет назад старообрядцы отнюдь не считались маргиналами. Вспоминая положение старообрядцев в российском обществе накануне революции 1917 г., можно увидеть, что в их среде были не только необразованные, "деревенские" люди, но и успешные предприниматели, фабриканты, меценаты. Это свидетельствует о способности старообрядцев, оставаясь верными своей традиции, принимать живое участие в общественной жизни, болеть за свою страну и т.д. Старообрядцы обладали большими капиталами, что сказывалось и на благосостоянии их общин. Сегодня по понятным причинам все это утеряно.

Смогут ли староверы восстановить хотя бы часть своего влияния, зависит в том числе и от нового главы РПСЦ. Его имя станет известно на очередном Освященном Соборе, который должен состояться с 9 по 11 февраля.

Источник в митрополии, пожелавший остаться неизвестным, сообщил "НГР", что на место митрополита могут претендовать несколько епископов: нынешний местоблюститель епископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин), епископ Казанский и Вятский Андриан (Четвергов), а также епископ Киевский и всей Украины Саватий (Козко), хотя, по всей видимости, шансов у последнего немного.

Фигуры Иоанна и Андриана - наиболее вероятных кандидатов - можно рассматривать в качестве знаковых, обозначающих определенные тенденции в РПСЦ. Епископ Иоанн (род. в 1926 г.) олицетворяет собой "старое" старообрядчество, прошедшее все перипетии советских гонений. Епископ Андриан - человек достаточно молодой и энергичный, с высшим образованием. "Новые" старообрядцы, пришедшие в Церковь после "перестройки", а также образованные и интеллигентные из их числа, которых становится все больше, связывают свои надежды именно с ним.

В качестве главного идеологического противника епископа Андриана рассматривается брат покойного митрополита Алимпия протоиерей Леонид Гусев. Поддержит ли он кандидатуру епископа Иоанна или выдвинет свою - неизвестно. Очевидно одно - он сделает все возможное, чтобы не допустить избрания Андриана, которого уже обвинял в заговоре и попытке сместить митрополита Алимпия с поста главы РПСЦ во время его болезни в октябре прошлого года. В то же время сторонники Андриана критикуют протоиерея Гусева за его крайний консерватизм, выражающийся в поддержке радикально-патриотических организаций, борьбе с ИНН, новыми паспортами и интернетом. Сам Андриан более либерален, в том числе и к явлениям глобализации. Так, например, в своем докладе на Освященном Соборе 2001 г. он заявил, что считать ИНН "первым этапом внедрения печати антихриста" необоснованно, и предостерег Церковь от раскола по этому вопросу.

Победа той или иной стороны будет означать, какой путь выберет РПСЦ: путь замкнутого существования или путь социальной открытости. Станут ли староверы еще одной группой "альтернативного православия" или заявят о себе как об активных и стремящихся к процветанию общества, но бескомпромиссных и твердых в своей вере гражданах?

Даниил Щипков

21 января 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования