Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СТОЛИЧНАЯ ВЕЧЕРНЯЯ ГАЗЕТА": Вечерний звон. Скандалист – это профессия, поэтому приличные люди в скандале всегда проигрывают


Те, кто сталкивался со шпаной, знают: стоит хулигана чуть поприжать, он немедленно начинает взывать к терпимости, гуманизму и идеалам свободы – то есть требует от общества всего, на что сам плюет. Получив от жертвы, неожиданно оказавшейся решительной и сильной, по шее, безобразник принимается ныть о своих правах человека и даже стыдить противника – мол, справился со слабым… И всегда находятся сердобольные сочувствующие, чаще всего из тех, кто еще не успел сам пострадать от хулиганства.

Так ведут себя не только мелкие уличные негодяи, но и хулиганы политические и эстетические, которых много развелось в последние годы. Достаточно вспомнить о классике политического хулиганства – сначала Жириновский обещает всех повесить, когда же его за драку выгоняют из общества, принимается вопить о попранной демократии. Есть и менее разительные, но, по сути, ничем не отличающиеся примеры: все левые, обличающие либерализм и открыто заявляющие о своем намерении с ним покончить, требуют при этом соблюдения всех либеральных свобод, которыми они ловко и охотно пользуются.

Хулиганство художественное, которое становится все труднее отличить от того, что культурологи называют "актуальным искусством", строит свои отношения с обществом еще хитрее. Вот года три назад прославился некий "российский художник" – так его принято называть – тем, что публично изрубил топором православные иконы. Верующие возмутились, подали в суд, тут возмутились либералы – где же свобода творческого акта?.. В результате за несколько дней художественный Жириновский, до этого известный считанным специалистам по современному искусству, сделался по-настоящему знаменит.

В этой истории – так же, как во многих подобных ей, – есть серьезное нарушение логики, но его как будто никто не замечает: защитники свободы творчества и сами творцы борются с "ретроградами", делая вид, что такое искусство может существовать само по себе, без этих проклятых ретроградов. Между тем вся художественная – если признать ее существование – суть публичного кощунства и заключалась в шоке, который должны были испытать зрители. Если бы все равнодушно прошли мимо размахивающего топором артиста, он бы так и остался мелким бесом, а подали в суд – вот и состоялось художественное явление.

…На днях в Швеции, на выставке, посвященной обличению геноцида, некий автор представил инсталляцию: в бассейне, заполненном кроваво-красной водой, плавал бумажный кораблик с портретом палестинской террористки-смертницы на парусе. Посол Израиля посетил выставку, рассердился и инсталляцию порушил – вырубил свет, а прожектор бросил в красную воду. Вольнолюбивые шведы встали на защиту художника, израильский МИД, в свою очередь, выразил озабоченность… Словом, произведение искусства удалось.

И я никак не могу решить для себя, прав ли посол или лучше было бы не заметить оскорбительного для жертв терактов безобразия – одной художественной знаменитостью было бы меньше.

Александр Кабаков

20 января 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования