Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕЗАВИСИМОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ": Российские патриоты под знаменем ислама. О проблемах мусульман в армии и попытках их разрешения - Равиль Гайнутдин


По оценкам некоторых экспертов, в обозримом будущем количество мусульман в Вооруженных силах РФ (ВС) достигнет половины от общего числа военнослужащих. О том, с какими проблемами сталкиваются последователи ислама в армии и что делают для разрешения этих проблем военное руководство и мусульманское духовенство, в интервью "НВО" рассказал председатель Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин.

- Равиль-хазрат, какие шаги предпринимает сейчас СМР в сфере взаимодействия с Вооруженными силами РФ? Открываются ли молельные комнаты, отличается ли питание мусульман от рациона других военнослужащих?

- Совет муфтиев России руководствуется основными положениями исламского вероучения и действующим законодательства РФ. Мы следуем словам Пророка Мухаммада: "Любовь к родине является частью веры". В 2001 году в "Основных положениях социальной программы российских мусульман" мы записали, что мусульманские организации готовы содействовать государственным органам в подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных сил, считая ее долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Подчеркиваю, что нам небезразлична судьба молодых мусульман, несущих нелегкую службу в военно-силовых структурах. И мы готовы воспитывать их как защитников родины, не слепо отбывающих тяжелую воинскую повинность, а достойно, с пониманием выполняющих свой воинский, гражданский и патриотический долг.

На постоянной основе молельные комнаты для мусульман в частях создаются редко, но там, где командиры считают нужным, выделяются комнаты для встреч с имамами, для чтения религиозной литературы. Если же говорить о рационе, то специально для военнослужащих мусульман пищу, как правило, в военных столовых не готовят, но стараются учитывать, что для правоверных желательно употреблять халяльную (то есть разрешенную канонами ислама) пищу. Например, в городе Ногинске Московской области в одной из частей внутренних войск МВД РФ по решению командования выделена комната для совершения намазов, солдаты срочной службы из своих рядов выбрали имама, для приготовления пищи мусульман не используется свинина.

- Подтверждается ли статистическими данными предположение, что через несколько десятилетий мусульмане будут составлять половину всех военнослужащих РФ?

- Мне неизвестна информация о том, что количество мусульман в армии может, как вы говорите, достичь половины всего личного состава. Устойчивой и открытой статистики мы не имеем, из военного ведомства подобных сведений пока не получали. Для нас определение количества мусульман в той или иной части, том или ином округе не является принципиальным. Важнее другое, нужно ли тем или иным воинским руководителям сотрудничать с духовными управлениями или нет.

Например, в позапрошлом году ответственный за воспитательную работу в Московском военном округе заявил, что мусульман среди его подопечных меньше одного процента. В результате практически никаких отношений у нас с управлением по воспитательной работе этого округа не складывается. В то же время в Сухопутных войсках, как мы выяснили во время беседы с заместителем главкома генерал-майором Александром Чечетенко, количество мусульман сегодня составляет примерно 11-13%. В строительных частях процент мусульман еще выше, порядка 20-25%. С воспитательными органами этих структур, испытывающими определенные проблемы с несением службы военнослужащими-мусульманами, мы наладили нормальные рабочие контакты.

С главкоматом Сухопутных войск в июне 2003 года мы подписали протокол о сотрудничестве под девизом "Мусульманин - примерный защитник отечества". Он, кстати, опубликован во многих СМИ, есть он и в интернете.

Для духовных управлений мусульман в настоящее время важно не количество мусульман в армии, а то, что в Российской армии служат мусульмане и они нуждаются в духовном окормлении. Когда спросили у Пророка: "Какое дело является наиболее достойным?" - то он ответил: "Молитва в установленное для нее время". Хотелось бы, чтобы все российские офицеры знали и понимали слова Посланника: "Пять молитв подобны полноводной реке, протекающей у дверей того из вас, кто ежедневно полностью омывается ее водой по пять раз".

Меня беспокоит, что представления о мусульманах часто далеки от действительности. Но надо помнить, что Пророк Мухаммад говорил: "Мусульманин - это тот, кто не причиняет вреда своим языком и своими руками, кто прекратил совершать запрещенное Аллахом". Именно молитва является связующим звеном между мусульманином и Аллахом, она укрепляет верующего на правильном пути, помогает запасаться благочестием.

- Что произойдет с религиозно-национальным составом ВС после перехода на контрактную службу?

- Этого мы пока не знаем. Как будет осуществляться переход, в первую очередь зависит от государственных органов, реализующих военно-политические установки президента страны. Видимо, национально-религиозная составляющая современной военной реформы не является приоритетной, наиболее проблемными скорее являются вопросы финансирования и перевооружения армии, подготовки военных кадров и т.д. Наверное, данная составляющая будет анализироваться тогда, когда трудности появятся и от них уже невозможно будет отмахнуться. Возможно, тогда к нам придут военные руководители, армейские ученые и спросят совета, как быть.

Есть и другой путь: уже сейчас проводить совместные исследования среди российской молодежи, в том числе и в воинских коллективах. Мы еще в 2002 году предложили руководству Главного управления воспитательной работы (ГУВР) Минобороны создать в Военном университете группу по изучению роли исламского фактора в армии, а также организовать работу совместной компактной общественной структуры ГУВР и Совета муфтиев России. Военные руководители пока размышляют.

- Какой характер носит деятельность исламского духовенства в условиях антитеррористической операции на Северном Кавказе? Как осуществляется работа мусульманского духовенства в военных госпиталях?

- На Северном Кавказе деятельность исламских религиозных деятелей осуществляется непросто, они занимаются не только духовным служением, но и другими социально значимыми вопросами: оказывают социальную и гуманитарную помощь, налаживают систему религиозного обучения, сотрудничают с органами государственной власти и военными. Так, активно развиваются взаимополезные отношения между Духовным управлением мусульман Республики Дагестан и Пограничной службой. В военные госпитали имамы и муфтии идут тогда, когда их туда приглашают, поддерживают морально раненых и больных солдат и офицеров, помогают размещать приезжающих издалека родителей, приносят фрукты, книги и т.д.

Руководство Минобороны в 2002 году высказало пожелание, чтобы исламские организации занимались психологической реабилитацией раненых военнослужащих, но пока каких-то масштабных совместных действий не последовало. На деле мы и так реально оказываем психологическую помощь, не разделяя военных по национальной либо религиозной принадлежности, хотя это и не всегда заметно, например для СМИ.

- Имеют ли исламские религиозные организации контакты с представителями других религий в сфере регулирования отношений с Вооруженными силами? Предполагается ли создание единого межрелигиозного органа по взаимодействию с ВС? Каково ваше отношение к функционированию специального отдела Российской православной церкви Московской Патриархии (РПЦ МП) по связям с армией и правоохранительными органами и активной работе представителей РПЦ среди военнослужащих?

- Пока рабочих контактов нет и вопрос о создании такого единого межрелигиозного органа не рассматривался, в том числе не рассматривался он и в Межрелигиозном совете России. У меня есть ощущение, что традиционные религии нашей страны работают в воинских коллективах параллельно друг другу. Позиция же Совета муфтиев в последние годы является прозрачной и известна российской общественности: во-первых, воспитательная работа в ВС должна оставаться внерелигиозной, исключающей прозелитизм; во-вторых, мусульманским лидерам нужно работать только с теми частями и органами военного управления, которые сами проявляют инициативу; и, в-третьих, целесообразно использовать некоторые наработки в военно-исламских отношениях из опыта Российской империи.

Я имею в виду, что религиозные потребности верующих военнослужащих должно удовлетворять духовенство. И для этого не обязательно строить храмы, мечети, синагоги и прочее на территории воинских частей и военно-учебных заведений. Кстати, военнослужащие, проходящие службу по контракту, как мне кажется, смогут иметь больше свободного времени по сравнению с солдатами и сержантами срочной службы и смогут при желании посещать храмы.

Что же касается эффективности работы отдела по взаимодействию с ВС и правоохранительными учреждениями РПЦ, то, наверное, лучше спросить об этом в Московской патриархии и ГУВРе. Его деятельность, по-видимому, в первую очередь направлена на реализацию подписанного в 1994 году Соглашения между РПЦ и Министерством обороны РФ. В этом качестве отдел или некая аналогичная по функциям структура необходима и Совету муфтиев России. Уже более года у нас работает специалист, офицер с большим опытом воинской службы, доктор наук, который занимается координацией совместной деятельности духовных управлений мусульман и военных, анализирует ее, организует научную проработку вопросов сотрудничества и его информационного сопровождения, готовит рекомендации для духовных управлений и армейских органов воспитательной работы.

- Какие шаги предпринимает СМР для повышения знаний об исламе среди офицеров и слушателей военных вузов? Какова ответная реакция представителей ВС на эти инициативы?

- Мы полагаем, что пока российские военные недостаточно знакомы с исламом, отсюда и различные страхи, фобии, опасения у командного состава сотрудничать с духовными управлениями. Хочу рекомендовать офицерам прислушаться к словам аята (стих из Корана. - Прим. ред.) Всевышнего Аллаха и его Пророка: "Мы создали вас от мужчины и женщины и сделали вас племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга". По нашим сведениям, менее 10% офицерского состава хорошо знакомы с исламом, знакомы в некоторой мере более половины и более четверти не знают совсем ничего о нем. По различным оценкам, в Вооруженных силах РФ служат от 8 до 13% мусульман.

Исходя из этих соображений, Совет муфтиев России уже несколько лет активно сотрудничает с военными СМИ, в первую очередь с журналом Генерального штаба РФ "Армейский сборник", с печатными органами ряда военных округов и флотов. Среди наиболее активно работающих с нами отмечу газеты Дальневосточного, Сибирского, Северо-Кавказского, Московского и Приволжско-Уральского военных округов, Тихоокеанского флота России.

Эти и другие издания публикуют наши научные и аналитические разработки, рекомендации офицерскому составу по работе с военнослужащими-мусульманами, результаты социологических исследований, проводимых специалистами СМР. Честно говоря, мы согласны не со всеми подходами военных СМИ в освещении исламской темы, особенно когда обсуждаются проблемы национальной безопасности. На мой взгляд, мы можем достичь взаимоприемлемых результатов сотрудничества только при совместном широком диалоге.

В августе прошлого года мы выпустили первый самостоятельный номер военно-информационного бюллетеня "Азан". Он рассказывает военнослужащим об исламском вероучении, о жизни мусульман в России, деятельности мусульманских организаций в рамках программы "Мусульманин - примерный воин". Думаю, что у этого издания есть будущее, поскольку на его страницах мы будем рассказывать о лучших военнослужащих-мусульманах, о том, как служат в армиях мусульманских стран. То есть мы планируем, с одной стороны, повысить информированность военных об исламе, а с другой стороны, развивать у российских мусульман интерес к военной службе, патриотические чувства, формировать высокие моральные качества и готовность к защите родины. Хотим также, чтобы в совместную патриотическо-просветительскую работу включились и военные комиссариаты.

- Как относится СМР к идее создания института армейских капелланов?

- Этот вопрос духовные лидеры нашей страны, ученые-специалисты, как правило, слышат на научных конференциях и семинарах, сами же военные, насколько известно, так вопрос не ставят. Я сформулирую вопрос несколько иначе: а зачем и кому нужен институт армейских капелланов, либо назовем его как угодно: военных священников, военных имамов и т.п.? Если они будут заниматься только духовным воспитанием, реализацией права "гражданина в погонах" на свободу совести и вероисповедания, то, на мой взгляд, сегодня для этого практически все правовые, организационные условия в армии существуют.

В случае необходимости имамов приглашают в армейские коллективы, большинство офицеров и генералов понимают важность и полезность духовной составляющей воинского воспитания. Известны слова Пророка Мухаммада: "Религия есть проявление искренности". А когда его спросили: "По отношению к кому?" - он ясно ответил: "По отношению к Аллаху, и к Его книге, и к Его посланнику… и ко всем мусульманам вообще", то есть ко всем людям, к обществу в целом. Полагаю, что религиозность людей только способствует миру и согласию между ними.

Если же "капелланы", как вы их назвали, будут подменять или, может быть, даже заменять ныне действующих специалистов армейских воспитательных структур, то, на мой взгляд, вводить такой институт в Российской армии нецелесообразно. Еще раз подчеркну, что сначала нужно разобраться, для чего нужен такой институт и такие специалисты в армейской среде. Другое дело, что, возможно, нуждается в значительном совершенствовании система подготовки армейских воспитателей. Видимо, назрела необходимость перемен в педагогическом процессе в военных вузах, усиления его духовной составляющей.

Будущего офицера с первого курса, как мне кажется, необходимо тщательно готовить к работе с людьми разных национальностей и разного вероисповедания, атеистами, а не надеяться на то, что с введением преимущественно контрактной службы в Российской армии автоматически будут служить представители только одного вероисповедания. Очень сомневаюсь, что когда-нибудь наступит такое время в условиях нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Поэтому считаю, что воспитанием в армии должны заниматься профессионально подготовленные к этому государством люди. В пример приведу слова Пророка: "Никто из обладающих знанием не должен прекращать учиться".

Как отмечают исследователи, до 1917 года офицер царской армии, закончив академию или другое военно-учебное заведение, если планировалось, что он будет служить на Кавказе, специально изучал традиции, язык, культуру и религию народов Кавказа. Даже в советское время, в условиях политики воинствующего атеизма, политические управления ряда округов (например, Туркестанского и Закавказского) выпускали брошюры, учебные пособия для офицеров (подчеркну, для всех офицеров, проходящих службу в данных регионах), где разъяснялись традиции мусульманских народов нашей страны и сопредельных стран, особенности мусульманского вероучения, способы налаживания конструктивных взаимоотношений с религиозными деятелями, военно-политическая обстановка в регионе и т.д. Думаю весь этот опыт при конструктивно-критическом его осмыслении может быть востребован в современной воспитательной работе.

Сергей Мельков

16 января 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования