Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Православные, неверующие


70 процентов россиян называют себя православными. Но верующих с каждым годом становится меньше

21 января в Гостином Дворе откроется вторая общецерковная выставка "Православная Русь", посвященная 100-летию первой Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари. Выставка расскажет о роли православия в жизни российского общества и, по замыслу церкви, станет для россиян одним из шагов на пути к праведной жизни. Однако, по сведениям социологов, действительно верующих среди россиян становится все меньше. Эта тенденция сохраняется на протяжении последних лет.

"Кто не против нас, тот с нами"

Выставка, как и все деяния церкви, направлена на то, чтобы обратить человека к вере.

- Есть в христианстве выражение, - кто не против нас, тот с нами, - говорит священник Михаил Дудко. - Конечно, мы всегда стараемся говорить даже случайно зашедшим в храм, что, сделав первый шаг, надо делать второй и третий, потому что важно не идти, а достичь цели. И надеемся, что многие из тех, кто раз зашел в церковь, перевернут всю свою жизнь и станут настоящими христианами. И выставка - один из шагов на пути спасения души.

Священнослужители отмечают: в церковь перестали приходить любопытствующие, как это было в разгар перестройки, и остались те, кому вера действительно интересна.

- Сегодня наблюдается не столько приход людей любопытных в церковь - этот процесс закончился, - убежден священник Михаил Дудко. - Теперь скорее идет процесс углубления веры, и те люди, которые остаются в наших храмах, знают, зачем они туда приходят. Сейчас до 70 процентов наших граждан называют себя православными. Другое дело, что не все из них ходят в церковь. Я бы сказал: есть процесс разделения на людей, которые относят себя к кругу русской православной культуры, и людей, которые осознают себя глубоко верующими. Этих людей становится больше.

Однако, насколько больше стало прихожан у церкви, сказать сложно: учетом церковь не занимается.

Крестят. Венчаются. Отпевают. Не верят

- До революции прихожане, жившие вокруг церкви, имели обязанность совершать там крещение своих детей, венчание, погребение, - рассказывает викарий Московской епархии архиепископ Арсений. - Теперь каждый приходит туда, куда хочет. Но активность возрастает в праздники Крещения Господня и Пасхи. Потому что в обществе сохранилась больше традиционность культуры, чем активность религиозного понимания и своего личного участия. И народ наш участвует в крещении, венчании, погребении и приходит в праздники, когда раздается святая вода и освящаются пасхальные яства.

- То есть людей привлекает внешняя атрибутика обрядов?

- Нет, это традиция. Ведь независимо от того, читает человек молитвы или нет, когда у него рождается ребенок, он несет его крестить. Традиции культуры существуют где-то внутри, религия - это душа народа, это отдушина. И каждый человек - и царь, и воин, и богатый, и убогий - все равно достоин перед Богом. Ты имеешь право обратиться к Богу, и Бог тебя услышит, если твое обращение бескорыстно.

Церковь-армия-президент

Исследования социологов говорят о том, что россиянину нравится считать себя православным, но он не склонен обременять себя обязанностями христианина.

- В принципе россияне не стали больше ходить в церковь на протяжении 90-х годов, - говорит Борис ДУБИН, ведущий научный сотрудник аналитической службы ВЦИОМ-А под руководством Юрия Левады. - Они заметно больше стали говорить о себе как о православных - по последним данным, 61 процент. Но при этом с той регулярностью, с которой требовалось в дореволюционной России ходить в церковь (хотя бы раз в месяц), ходят порядка 6-8 процентов россиян. 60 процентов церковь вообще никогда не посещали, около 30 процентов бывают в ней от одного до нескольких раз в год. Я бы не сказал, что россияне стали чаще ходить в церковь. Мне вообще кажется, то, что россиянин называет себя православным, и его отношение к русской православной церкви - это разные вещи. Называя себя православным, он чаще всего имеет в виду, что он русский. Слово "россиянин" в нормальном обиходе у людей не приживается, поэтому под "православным" подразумевают "россиянин".

С другой стороны, церковь - это тот институт, к которому россияне демонстрируют преобладающее доверие, и в этом смысле церковь становится в ряд таких институтов, как церковь-армия-президент, которые как бы воплощают воображаемый порядок. Это не реальный порядок, никакого реального порядка в стране нет, но церковь, силовые структуры и президент как бы представляют для россиян символ того, что могло бы упорядочить здешнюю жизнь. Церковь наименее современный из этих институтов, это институт традиционный, и здесь интересно, конечно, что соединяются такая фигура, как президент, и такие структуры, как силовые, с таким старым традиционным институтом, как церковь.

Хотят верить в то, что не обременяет обязанностями

Священники говорят, что из церкви ушли любопытствующие, но остались истинно верующие. Однако социологи относятся к этому утверждению скептически.

- Во-первых, мы опрашиваем людей не в храме, а дома, и в этом смысле имеем дело с другими людьми, - говорит Борис Дубин. - У священника, наверное, есть возможность отделить истинно верующего от любопытствующего. Нам в наших опросах такую границу провести сложнее. Но есть интересный феномен: большая часть россиян считает, что мало людей истинно верующих, а в основном люди хотят показать, что они вроде как верят. Но судить о степени истинности веры - это не дело социологов, не берусь давать такие оценки.

По данным ВЦИОМ-А, с 1993 года значительно сократилось число людей, которые считают, что церковь заслуживает доверия. Дубин объясняет это тем, что православная церковь часто выступала как очень государственный и даже политизированный институт.

- В принципе средний россиянин к политике испытывает большое недоверие. Исключение - президент и силовые структуры. Когда церковь попадает в контекст политических социальных институтов, она выступает как объект недоверия.

- Итак, становится больше "православных" и тех, кто не доверяет церкви. Это лицемерие?

- Нет, это разные смыслы веры. Значимость себя как православного, то есть как человека, живущего на российской земле, - это одно, и в этом смысле человек может называть и считать себя православным. Но какое место занимает вера в его жизни реально? Да почти никакого! 92 процента тех, кто называет себя православными, за последний год ничего не сделали в пользу церкви, не подавали нищим и так далее. В этом смысле церковь занимает в их жизни небольшое место. Вера и церковь как институты, требующие ответственности, определенной деятельности, определенного типа поведения, накладывающего на человека определенные обязательства, - не приемлется средним россиянином. Он хотел бы верить в то, что не обременяет его излишними обязанностями.

Ольга ТИМОФЕЕВА

Ольга МАХОВСКАЯ, кандидат психологических наук, Институт психологии РАН: "Отток прихожан из храмов говорит об улучшении жизни"


Россия в недалеком прошлом - страна воинствующего атеизма. Люди, которые имели смелость заявить о своей вере публично, выглядели белыми воронами и рисковали стать изгоями. Резкое, со скоростью, не совместимой с темпом духовного и личностного развития, увеличение количества верующих - феномен группового сознания, эффект заражения очередной идеей. Православной вместо коммунистической.

А сегодня происходит откат. Исторически россияне ассоциируют себя с православием и часто, отвечая на вопросы социологов о своей конфессии, говорят без запинки: "Я православный". Но последующий опрос показывает, что "верующие" ходят в церковь редко или почти никогда не ходят, не имеют духовника, не соблюдают пост, не молятся. В моем собственном исследовании последней эмиграции из России во Францию, самой религиозной из эмиграций, все молодые люди считали себя православными потому, что их родители - православные, а родились они в России. Но только 24 процента из них регулярно посещали службы по воскресеньям.

Отток прихожан из храмов указывает и на некоторое улучшение жизни. В тяжелые годы перестройки гораздо больше людей нуждалось в поддержке и покровительстве, которые они могли найти только в церкви. Бурное развитие психологических сервисов, а также либерализация отношений между людьми тоже снимает напряженность и потребность в поддержке. Люди учатся сами справляться со своими проблемами. Таким образом, у России появился шанс остаться светским государством.

Анна АМЕЛЬКИНА

"Известия", 16 января 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования