Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": Золотая кладовая.
Вместо элитной гостиницы для советских боссов в древних суздальских палатах был создан уникальный музей


Владимиро-Суздальский музей-заповедник принял миллионного посетителя. О непростом пути к нему длиной в 12 лет корреспондент "РГ" беседует с его генеральным директором Алисой Ивановной Аксеновой.

- Алиса Ивановна, с чего все начиналось?

- По решению правительства Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале должен был стать туристической базой ВЦСПС на 350 мест. После реставрации здесь планировали оборудовать современные спальные номера. Устанавливать перегородки в залах древних корпусов и монтировать в их своды туалеты я считала нелепым. Но местные власти от меня отмахивались: решение утверждено, и никто не пойдет на конфликт с правительством.

В августе 1974 года на очередном заседании Центрального совета всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, которое финансировало реставрацию монастыря, я постаралась доказать, что размещение гостиничных и ресторанных служб в уникальных памятниках сведет усилия реставраторов на нет, и предложила создать здесь комплекс исторических экспозиций. Через день меня пригласил на "беседу" секретарь обкома КПСС. Но судьба монастыря была решена: правительство приняло-таки решение о передаче всего ансамбля нашему музею-заповеднику. А потом и жизнь показала, что создание турцентров - далеко не лучший вариант использования архитектурных памятников.

- Ваш опыт музеефикации целого архитектурного ансамбля был первым в стране.

- Да, начинать было безумно трудно. Спасибо, исторический музей на Красной площади в Москве помог консультантами, экспонатами, советами. И вскоре в Спасо-Евфимиевском монастыре мы открыли "Золотую кладовую", интереснейшие экспозиции - "Книжные сокровища шести столетий", "Сила Савин и Гурий Никитин - выдающиеся живописцы середины ХVII века", "Д. М. Пожарский - национальнай герой русского народа", "Узники монастырской тюрьмы".

В 1977 году Владимиро-Суздальский музей-заповедник первым среди музеев страны был отмечен Государственной премией РФ. И до сих пор в России нет другого монастырского ансамбля, который бы целиком был музеем.

- Но ведь очень скоро то, во что музейщики вкладывали столько сил и души, пришлось разбирать, а помещения возвращать церкви.

- Это было сложное для нас время. После принятия в 1990 году Закона СССР "О свободе совести и религиозных организаций" во многих слоях общества, прежде всего среди интеллигенции, сформировалось убеждение, что все, ранее принадлежавшее церкви, подлежит немедленному возврату. Верующие требовали вернуть им "культовое имущество", культовые памятники. Доходило порой до абсурда. Небольшая община одной из cуздальских церквей заявила о необходимости передачи ей Крестовой палаты, которая когда-то была в ведении митрополитов и архиереев! Епископ Российской православной свободной церкви попросил "выдать" ему икону Корсунской Божией Матери ХVI века в серебряном окладе и еще ряд ценнейших экспонатов из музея "Золотая кладовая".

1996 год стал для нас временем тяжелых утрат прекрасных музеев, за каждым из которых стояла огромная научно-исследовательская работа. А потом мы решили: ни шагу назад! Категорично заявили о невозможности передачи церкви Троицкого старообрядческого храма во Владимире, Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном, в которых располагались наши уникальные музеи хрусталя, Архиерейских палат Суздальского кремля и Спасо-Евфимиевского монастыря и Золотых ворот. Я написала очень жесткое открытое письмо архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию... А через месяц мы открывали музей истории монастырей, послали Евлогию приглашение. Не скрою, волновалась: приедет или нет? Приехал с большой свитой и с огромным букетом красных роз.

- В таких непростых условиях вы еще и решали научно-исследовательские задачи, создавали концепцию своего уникального музея.

- В начале 90-х годов на дополнительных площадях в палатах мы поначалу собирались разместить свои фонды, реставрационные мастерские, библиотеки. Но постепенно пришли к мысли создать музейный культурно-образовательный центр с "Древнерусской школой", "Миром игрушки", оригинальной выставкой об истории дворянских усадеб губернии, картинной галереей и концертным залом.

Директор Музея современной истории Бонна господин Шеффер, с истинно немецкой педантичностью обследовавший наш музейный центр, пообещал: "Я буду бороться за вас до конца!" И в 1998 году на греческом острове Самос в торжественной обстановке Совет Европы объявил десять победителей - десять лучших музеев Европы. И среди них - Владимиро-Суздальский музей-заповедник!

- Что нового увидели ваши посетители за последний год?

- В Международный день музеев в Спасо-Евфимиевском монастыре мы открыли выставку "Сплетение судеб". Здесь, в стенах Братского корпуса в 1943 - 1946 годах отбывали заключение сотни итальянских военнопленных. Да не покажется странным, но многие из них через всю жизнь пронесли воспоминания о доброте и заботе русских людей. Спустя десятилетия после трагических военных событий кинорежиссер Андрей Тарковский снимал у стен Спасо-Евфимиевского монастыря сцены фильма "Андрей Рублев". Документы и фотографии военных лет, реликвии, связанные с именем Тарковского, замечательная коллекция графических работ, подаренная Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику итальянским коллегой Тарковского Тонино Гуэррой, легли в основу этого музея-образа, доказывающего, что человек на "земле людей" не одинок. Всегда рядом найдется кто-то, кто поймет и поможетЕ

Здесь же в декабре мы открыли музей реставрации. В просторных, светлых помещениях, отделенных от открытого хранилища музейной коллекции стеклянной стеной, разместились мастерские с самым современным оборудованием. Посетители могут не только увидеть шедевры, спасенные реставраторами, но и наблюдать за их работой: как освобождаются от поздних записей древние иконы, обновляются обветшавшие гобелены, ремонтируются старинные шкатулкиЕ В мире подобных музеев единицы, а у нас в России - первый!

- 6 января Президент России Владимир Путин перед тем, как принять участие в праздничном рождественском богослужении в Знаменской церкви, побывал в музее, а его гидом были вы. Какую оценку глава государства дал увиденному?

- Владимир Владимирович посещает наш музей уже в третий раз. Впервые побывал 28 декабря 2000 года, познакомившись с Золотыми воротами, с палатами и Успенским собором Владимира. На Рождество 2002 года мы принимали его в Музее хрусталя в городе Гусь-Хрустальном. По завершении осмотра он написал в книге посетителей: "Уникальный музей. Уникальные люди. Спасибо. Путин".

В рамках нынешнего рабочего визита Владимир Владимирович знакомился с достопримечательностями Суздаля. Возложил цветы на могилу Дмитрия Пожарского, посетил музей реставрации, полюбовался фресками Гурия Никитина, осмотрел шедевры древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства. Особый интерес Президент проявил к указу времен Ивана Грозного, касающемуся штрафов и пошлин. Они тогда взимались за многие, кажущиеся теперь невинными, проступки. Например, за употребление вина в будние дни. И в нашей книге отзывов появилась еще одна его запись: "Шикарно, как и все на Руси! Владимир Путин".

Светлана Биткина, Владимир

Первый раз опубликовано в "РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ" (Верхняя Волга) 16 января 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования