Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"THE JAPAN TIMES": Красота буддийской и синтоистской скульптуры притягивает душу европейца


Купив в подарок на Рождество для дочери изумительную эмалированную вазу, украшенную фигуркой какого-то божества, я захотела узнать, кто же изображен на этой вазе. И я направилась в дом Монасмита Байрона, расположенный в токийском районе Синаномати.

Байрон надел крошечные очки в серебряной оправе эпохи Тайсё (1912-1926 годы) и углубился в справочник.

"Это божество Бэндзай-тэн, более известное как Бэнтэн-сама, прообразом которого была индусская богиня Сарасвати. Бэндзай-тэн является единственным женским божеством среди Ситифукудзин - семи синтоистских богов удачи. Богиня воды и музыки, она обычно изображается играющей на лютне "бива", как и на этой вазе", - сказал он.

Я знала, что пришла к одному из наиболее компетентных экспертов.

Когда я пришла к Байрону еще раз, но уже в качестве журналистки, чтобы поговорить с ним более подробно, он фотографировал черный лаковый "дзуси" - вертикальный двустворчатый ларец, куда обычно помещают буддийские изваяния, готовясь продать его на интернет-аукционе eBay. Поскольку на набирающем силу виртуальном рынке хорошая фотография означает выгодную продажу, Байрон старательно делал снимки старинного предмета с различных углов. Кроме того, его комментарий к выставляемому на аукцион лоту написан безупречно красиво.

Хотя Байрон и не называет себя профессиональным дилером по сбыту японского антиквариата, в этом направлении он продвигается весьма быстро.

"Я начал собирать японскую буддийскую скульптуру шесть лет назад, когда переехал в этот дом. Одна из моих знакомых проявила особый интерес к статуэтке Якуси Нёрай (Будды врачевания), и я согласился продать ей эту фигурку. Так начался мой бизнес".

Будучи самым младшим из шести детей в семье школьных учителей, Байрон вырос в маленьком сельском городке в восточном Колорадо. Не сдав вступительный экзамен по химии в Гарвардском университете, Байрон расстался с мечтой стать врачом.

"Я подумал, что курс китайской истории выглядит весьма привлекательно. В итоге это привело меня к изучению истории Японии", - говорит он.

Получив степень бакалавра истории, осенью 1987 года Байрон приехал в Токио. "Я только хотел увидеть места, о которых много читал", - говорит он.

Около года Барон работал в редакции одной из газет, а затем уехал в Париж, где изучал технику игры на органе и клавесине.

"В 1996 году я вернулся в Токио, работал внештатным корреспондентом в нескольких газетах и одновременно посещал курс магистратуры факультета восточных исследований университета Дзёти. Большая часть моей внештатной работы приходилась на лето, остальное время я посвящал фундаментальному изучению японского буддизма и изобразительного искусства".

И действительно, бизнес Байрона продвигается успешно благодаря его знаниям истории буддизма, таланту исследователя, а также мастерству журналиста и фотографа.

"Я начал посещать все барахолки и базары по распродаже антиквариата. Особенно меня привлекала деревянная скульптура. Тогда однажды молодой парень предложил мне пару деревянных львов "сиси" - великолепную работу, выполненную на Окинаве. Я сразу их купил", - рассказывает Байрон.

Изучая буддизм, Байрон старается избегать влияния традиционных религиозных суеверий. В частности, он не боится, что предоставит кров своего дома какому-нибудь злому духу.

"Я далек от антропологии религии и руководствуюсь исключительно эстетическим подходом. Кроме того, меня интересует история создания сложного пантеона божеств японского буддизма, уходящего корнями в индийские религии, затем подвергшегося китайскому и корейскому влиянию и тесно переплетенному с родным для Японии синтоизмом".

Множества каменных фигур выстроились вдоль покрытой мхом тропинки к его традиционному дому.

"Я вырос с любовью к камню. Спрос за рубежом на буддийскую скульптуру из камня весьма ограничен; кроме того, транспортировка стоит очень дорого. Но я не могу не закупать каменную скульптуру, потому что получаю ее от моего лучшего поставщика - молодого дилера из Сидзуоки, который, как ни странно, получает свой товар непосредственно от дорожно-строительных компаний".

Интерьер дома Байрона включает в себя множество экспонатов, мерцающих золотом и лаком. Хозяин с гордостью показывает старые изваяния с остатками древней краски на поверхности и бережно прячет их в темные проемы ларцов "дзуси".

Чтобы осветить свои экспонаты, Байрон пользуется маленькой переносной галогеновой лампой, а иногда даже простой зажигалкой. Поскольку на старые изваяния сильный свет действует губительно, Байрон держит комнаты в темноте. К счастью, он и его четыре кота научились видеть в темноте и различают все нужные предметы.

В этом году Байрон планирует серьезно развернуть свой бизнес, для чего ему необходимо открыть собственный сайт. За последние шесть месяцев, принимая активное участие в интернет-ацукционах eBay, Байрон создал международную сеть клиентуры.

"Моими лучшими клиентами в Европе стала восхитительная голландская пара. Я предлагаю им товар по очень умеренным ценам, что много значит для успеха моего дела за рубежом".

Байрон также наладил поставку своего товара нескольким международным дилерам, которые реализуют товар по ценам, в пять раз превышающим исходные.

"Чтобы занять прочное место на международном рынке антиквариата, цены моего товара должны быть намного ниже тех, которые установлены на интернет-аукционах".

12 небесных стражей Дзюни Нисё (их в коллекции Байрона насчитывается пять полных комплектов) грозно смотрят на вас из каждого угла его дома. Один из этих комплектов, из Намбокутё, датируется периодом Муромати (1338-1573 годы).

"Когда-нибудь кто-то наконец поймет, что группа этих причудливых персонажей является великолепной декоративной композицией: помимо своей ценности как антиквариата, эта композиция с театральной последовательностью передает 12 различных способов ведения диалога".

В качестве рождественского подарка Байрон приобрел для себя статуэтку бодхисаттвы милосердия Каннон высотой 54 см, датируемую эпохой Эдо (1603-1867 годы). "Вещь действительно очень дорогая, но ее всегда можно выгодно продать, если возникнет такая необходимость", - говорит он.

В настоящее время в собрании Байрона насчитывается около 300 шедевров буддийской скульптуры, большинство из которых предназначено для продажи.

Теперь он фотографирует деревянное изваяние божества Тамонтэн, одного из Си Тэнно - четырех небесных царей, защищающих буддийскую страну на северном направлении.

"Он выглядит очень неприятным и грубым. Но вы же понимаете, как нелегко защищать добро от бесконечного вторжения зла!" - поясняет Байрон. Характерно, что страж буддизма установлен на постаменте, имеющем золотой крест, что встречается чрезвычайно редко. "Период Эдо еще называют "кукурэ кириситан" - периодом тайного христианства. Когда в период Эдо начались массовые гонения на христиан, появилось своеобразное христианское искусство: буддийские изображения с христианскими символами. Сейчас я как раз исследую эту традицию".

Собирая коллекцию буддийской скульптуры, Байрон не только сосредотачивается на рыночных ценах и превосходном качестве товара. Его не менее интересуют экспонаты, имеющие материальный след далекой истории, такие, как необычайно выразительная деревянная статуэтка бодхисаттвы Каннон эпохи Хэйан (IX-XI века), нижняя часть которой почти полностью съедена древесным червем.

"Непостоянство мира - одно из главных философских положений буддизма. Японцы с особым чувством воспринимают красоту и неповторимость разрушаемых временем предметов. Естественное разрушение стало положительным принципом буддийской эстетики, поскольку оно свойственно самой жизни".

Анджела Джеффс

13 января 2004 г.

Опубликовано на сайте www.inopressa.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования