Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"FRANCE PRESSE": "Пожертвования верующих являются особым случаем экономических и социальных отношений". Интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II


- Сколько времени понадобится Русской Православной Церкви, чтобы полностью преодолеть влияние коммунистической антирелигиозной пропаганды, насаждавшейся в российском обществе на протяжении 70 лет?

- Вряд ли кто-либо рискнет указать точные "времена и сроки" (Деян. 1. 7), в которые Русская Церковь сумеет окончательно преодолеть последствия атеистических гонений и официально насаждавшегося в течение десятилетий богоборческого мировоззрения. Я убежден лишь в том, что такое возрождение есть дело милости Господней и напряженного духовно-нравственного труда всего народа Божия на протяжении не одного поколения.

К тому же сегодня мы вынуждены решать не только проблемы, оставленные нам в наследство XX веком. Новое столетие приносит новые вызовы. Среди них - бросающееся в глаза резкое социально-имущественное расслоение народа, утрата личностью положительного морального идеала, искусственное искажение иерархии жизненноважных ценностей, небывалых масштабов системный духовно-нравственный кризис человека, семьи и общества, обусловленный целым рядом причин, среди которых последствия антирелигиозной пропаганды советского времени - только один из многих факторов.

Не последнее место в ряду вызовов, с которыми столкнулась наша Церковь в посткоммунистическую эпоху, занимает и проблема секуляризма, столь хорошо знакомая западным христианам. Эта опасная в нашем представлении тенденция чревата угрозой фактического закрепления за православной верой и за религиозной жизнью вообще статуса сугубо частного дела личности, что не только вступает в противоречие с национальной духовной и культурно-исторической традицией, но и обрекает целые области человеческой деятельности и межчеловеческих отношений на существование вне нравственного религиозного начала. В политике, экономике, массовой культуре уже сегодня утверждаются собственные правила и нормы, противоположные христианским заповедям и попирающие их. Православные христиане убеждены, что это несет реальную угрозу национальной идентичности русского народа, чей духовно-психологический облик был сформирован под влиянием христианства, и, следовательно, самому историческому существованию России.

Открытость каждого народа многоразличному Божиему миру и готовность к диалогу с ним принесут достойные плоды только в том случае, если этот народ сумеет сохранить присущий ему культурно-исторический и духовный облик, обогащающий общую картину мира.

- Какую позицию занимает Русская Православная Церковь по отношению к властям? Нужен ли Православию статус государственной религии? Следует ли преподавать курс "Основы Православия" в школах, и если да, то кто должен платить преподавателям?

- В среде мало осведомленных или недобросовестных критиков нашей Церкви принято обвинять Русское Православие в стремлении обрести статус государственной религии. Действительно, в истории Церкви был длительный период - с начала XVIII века по 1917 год, - на протяжении которого Православие являлось государственной религией Российской империи, а Церковь - составной частью государственной структуры. Пригосударственной поддержке возводились храмы и монастыри, был достигнут высокий уровень духовного образования, велась широкая миссионерская деятельность. В то же время государство нередко препятствовало осуществлению многих церковных инициатив, использовало авторитет, силы и средства Церкви в собственных интересах, вмешивалось в дела внутреннего устроения Церкви. Кроме того, государственная церковность неизбежно оборачивалась ростом числа номинальных, формальных христиан, на деле равнодушных к вере. Наконец, революция 1917 года, разрушившая православную империю как форму государственного устроения, одновременно рассматривала Церковь прежде всего как часть подлежащей уничтожению прежней системы власти.

Естественно, что подчас весьма горькие и трагические уроки русской истории ХХ века, равно как и предшествующих столетий, дали Православной Церкви огромный опыт в оценке различных форм церковно-государственных отношений. В одни исторические эпохи Православная Церковь была первенствующей религией, в другие - государственной, в третьи, уже на нашей памяти, - гонимой и преследуемой. Ныне существующая модель взаимоотношений духовной и светской властей видится мне близкой к оптимальной: это открытый, конструктивный взаимополезный диалог, деятельное соработничество в целом ряде социально значимых областей жизни современной России, при разграничении и уважении прерогатив и сфер компетенции друг друга.

Во многом благодаря тому, что Русская Православная Церковь обладаетнеобходимой для ее полноценного существования и служения свободой, за последнее десятилетие удалось возродить многие церковные институты, значительно поднять уровень духовного образования, реально повлиять на многие процессы, проходящие в современном российском обществе.

Что касается преподавания в государственных школах курса "Основы православной культуры", то мы полагаем, что такой предмет в школах необходим. Сам факт изучения подобных дисциплин не является нарушением светского характера Российского государства, ибо подрастающее поколение не может и не должно быть отлучено от истории, культуры и духовной традиции своего народа. Во многих странах, где последовательно осуществляется принцип отделения школы от церкви, в то же время преподаются основы религиозных знаний. Основное условие, которое должно быть соблюдено при этом, состоит в том, что обучение должно быть добровольным.

Преподавание Основ православной культуры в нашей стране не является обучением религии, как это порой пытаются представить. Речь идет о предмете скорее культурологического цикла, и его преподавание - лишь реализация права будущего гражданина и просто образованного человека получить необходимый объем знаний о национально-историческом и духовно-культурном наследии родной страны. Ведь вне культурно-религиозного контекста невозможно в том числе и адекватное восприятие великой русской литературы, живописи, музыки, не говоря уже об искусстве русской иконы.

В течение многих десятилетий мои соотечественники были лишены такой возможности из-за отсутствия альтернативы принципам государственного атеизма, на которых базировалась советская система образования. Ныне в российских школах преподавание Основ православной культуры очень часто инициируется родителями учащихся и самими детьми. Убежден, что изучение этого предмета в школе ни в коей мере не может ущемить интересы даже тех детей, семьи которых исповедуют не Православие, а другую веру. Во-первых, как уже говорилось, изучение Основ православной культуры является добровольным. Во-вторых, принимая во внимание, что к духовно-исторической традиции Православия, по оценкам социологов, принадлежит до 80 процентов населения современной России, базовые познания в сфере православной культуры ни для кого не могут оказаться излишними. И, наконец, в местах компактно проживающего неправославного населения вместо курса православной культуры или параллельно с ним по желанию учащихся и их родителей может преподаваться аналогичная дисциплина на основе любого из традиционныхдля России вероисповеданий. 

- Как Русская Православная Церковь относится к приватизации и частной собственности? Хочет ли Церковь вернуть принадлежавшую ей до 1917 года собственность?

- Церковь не отдает предпочтения ни одной из существующих сегодня форм собственности. Государственная, общественная, частная, корпоративная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. На наш взгляд, ни одна из этих форм не делает невозможным греховные явления - коррупцию, хищение, стяжательство, несправедливое распределение плодов труда. И напротив, любая форма собственности дает возможность для достойного, нравственно оправданного использования материальных благ.

Говоря о приватизации, хочу подчеркнуть, что Церковь не может одобрить отторжение и передел собственности, связанный с попранием прав ее законных владельцев - государства, частных лиц, общественных и иных организаций. Исключением может быть только такое отторжение собственности, которое обусловлено интересами большинства людей, сопровождается справедливой компенсацией и происходит на основе соответствующего закона. Нарушение этих принципов неизбежно приводит к социальным потрясением и страданиям людей.

Это справедливо и в отношении собственности, незаконно отнятой у Церкви в 1917 году. Мы очень хорошо сознаем, что за годы, прошедшие с тех пор, церковное движимое и недвижимое имущество обрело новых хозяев; на землях, принадлежавших некогда Церкви, успели вырасти города, заводы, фермы. В этой ситуации требование безоговорочной реституции неизбежно привело бы к конфликтам, к новому переделу собственности, который никогда не проходит безболезненно.

Поэтому мы сегодня ставим вопрос не о возвращении всей собственности, некогда отторгнутой у Церкви богоборческой властью, а об урегулировании правового статуса собственности, уже находящейся в церковном пользовании. Это касается, в частности, земельных угодий, которые сегодня заняты храмами и монастырями или используются монастырскими подсобными хозяйствами. Согласно новой редакции Земельного кодекса, Церковь не может иметь в безвозмездном пользовании земельных участков даже тогда, когда ей уже переданы храмовые здания, на этих участках расположенные. Предлагается брать землю в собственность, что не всегда возможно, особенно если храм или монастырь, стоящий на земле, остается собственностью государства как значимый памятник архитектуры. Другой вариант, предусмотренный Земельным кодексом: передача земли в аренду, - вообще вызывает недоумение, поскольку речь идет о собственности, я подчеркиваю, незаконно изъятой у Церкви после 1917 года.

Взвешенный и аргументированный диалог Церкви с государством и обществом способен, по нашему мнению, постепенно решить эти и другие проблемы без какой-либо напряженности и конфликтов. 

- Должна ли Русская Православная Церковь платить налог на прибыль с принадлежащих ей предприятий, а также на ее имущество?

- Дело в том, что собственность религиозных организаций представляет собой совершенно особую форму собственности, ибо основу ее составляет добровольная жертва человека Богу. Пожертвования верующих являются особым случаем экономических и социальных отношений, поэтому на них не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в том числе и государственное налогообложение. Таким образом, доходы Русской Православной Церкви не облагаются налогом на прибыль, потому что эти доходы не являются прибылью в строгом смысле слова. Прибыль предприятий, уставной капитал которых состоит из вклада религиозных организаций, не облагается налогом в том случае, если эта прибыль поступает от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения и расходуется на уставные цели религиозной организации.

До недавнего времени от налогообложения было освобождено и все имущество, принадлежащее религиозным организациям. Это немало способствовало их возрождению, развитию, успешной реализации социальных, образовательных и благотворительных программ, в которых сегодня остро нуждается общество. Следует отметить, что подобная схема налогообложения имущества религиозных организаций существует во многих странах мира.

Однако в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса Российской Федерации от налога на имущество будет освобождаться только то имущество религиозных организаций, которое "используется ими для религиозной деятельности" - это храмы, часовни, иконы, церковная утварь. Прочее имущество, необходимое для реализации Церковью ее уставных целей, теперь планируется облагать налогом наравне с коммерческими организациями.

Проблема в том, что в законодательстве нет четкого определения религиозной деятельности, и это может дать налоговым чиновникам известный простор для свободной трактовки положений Налогового кодекса. Для нас же совершенно очевидным является то, что религиозная деятельность не ограничивается только совершением богослужений, а включает в себя благотворительность, социальное служение, образование и просвещение, хозяйственную деятельность монастырей и подворий, издание религиозной литературы и многое другое. Поэтому радикальное изменение существовавшего порядка налогообложения наносит непоправимый удар по экономической жизнеспособности религиозных организаций, и мы намерены добиваться внесения соответствующих поправок в Налоговый кодекс. 

- Ваше Святейшество, Вы начали широкую кампанию по объединению всех русских православных церквей мира. Можно ли подвести ее первые итоги?

- Разделение русской церковной диаспоры - одно из трагических следствий революции и Гражданской войны в России в начале ХХ века. Ныне, когда все политические причины, вызвавшие такое разделение, стали достоянием истории, особенно хорошо видно, что восстановление духовного единства народа - наш неотложный долг перед Богом. И мы рады, что это все более осознают наши соотечественники как в России, так и далеко за ее пределами. Итоги подводить пока рано; но предварительный результат наших обращений можно видеть уже в том, что они оживленно обсуждаются и не оставляют равнодушными как пастырей русского рассеяния, так и их паству. Воссоединение - это прежде всего духовный процесс, вызревающий органически, а не осуществляемый в виде некоей административной реформы. Для окончательного завершения начатого процесса требуется время, а какое - знает Бог. Мы молимся с надеждой, что оно не окажется чересчур долгим. 

- Какие у Вас отношения с Константинопольской Патриархией?

- В отношениях Русской Церкви с Константинопольской, а также с другими Поместными Православными Церквами исходным пунктом является то, что все мы являемся единой Церковью Христовой. Мы ни при каких обстоятельствах стараемся этого не забывать. Мы плодотворно сотрудничаем с Константинопольской Церковью по ряду вопросов, относящихся как к сфере отношений между двумя нашими Церквами, так и к Вселенскому Православию в целом. Наши отношения, таким образом, можно охарактеризовать как конструктивное сотрудничество в духе братской любви, несмотря на встречающиеся разногласия. 

- У Русской Церкви был острый конфликт с новой независимой Церковью Эстонии - страны, где Вы родились. Недавно Вы посетили Эстонию. Значит ли это, что конфликт полностью улажен?

- Основная проблема была связана с тем, что в течение почти десятилетия Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, к которой принадлежит 90 процентов православного населения страны, существовала вне закона: ее Устав не регистрировали государственные органы, ее историческое и правовое преемство не признавалось. А новоучрежденная церковная структура Константинопольского Патриархата была объявлена правопреемницей всей православной церковной собственности в Эстонии, созданной до второй мировой войны. В прошлом году Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата наконец была зарегистрирована, постепенно решаются и вопросы собственности.

Тем не менее, в настоящее время ситуация окончательно еще не урегулирована. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата и церковная структура Константинопольского Патриархата не обладают равными правами, вопреки договоренностям Константинопольского и Московского Патриархатов. В частности, организация Константинопольского Патриархата имеет церковное имущество в собственности, а Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата имущество передается только в аренду. Нынешнее руководство Эстонии выразило намерение способствовать справедливому решению данного вопроса. Мы надеемся, что глава константинопольской структуры в Эстонии митрополит Стефан также проявит добрую волю. Это даст возможность восстановить братское общение и мир между всеми православными Эстонии. 

- Как Вы видите перспективы отношений с католиками? Есть ли в истории c приходами в Западной Украине другой выход, кроме как ждать появления нового поколения священников? Относительно прозелитизма в России: достаточно ли будет заявления Ватикана с осуждением прозелитизма, чтобы снять эту проблему? Понятно, что Московский Патриархат и Ватикан по-разному трактуют понятие прозелитизма, что Русская Православная Церковь видит миссионерскую деятельность там, где, с точки зрения католиков, ведется обычное пастырское служение. Как можно выйти из этого тупика?

- Для подлинного улучшения ситуации, реального прогресса в сфере отношений между двумя Церквами требуются не слова, не заявления, а реальные дела. Если проанализировать ход православно-католического диалога на протяжении последних десяти - пятнадцати лет, то нетрудно заметить, что со стороны Ватикана неоднократно звучали как заверения в братских чувствах к Русской Православной Церкви, так и осуждение прозелитизма и унии как средства поисков единства. Об этом говорится в итоговых документах двусторонних комиссий в 1990 году во Фрайзинге (Германия), в 1991 году в Аричче (Италия), в 1993 году в Баламанде (Ливан) и в ряде других документов. Однако, к нашему глубокому сожалению, к реальному улучшению общей ситуации все это пока не привело.

Имеется в виду прежде всего практика католического прозелитизма в России. Русская Православная Церковь всегда внимательно относилась к нуждам российских католиков и никогда не препятствовала пастырской деятельности католического духовенства, окормляющего свою традиционную паству. Однако сейчас в России и других странах Содружества Независимых Государств действуют десятки католических миссионерских орденов, чью деятельность никоим образом нельзя определить как "обычное пастырское служение". Их подлинной целью является не духовное попечение о своих верующих, а обращение в католицизм населения, принадлежащего к православной традиции по рождению, крещению, воспитанию, образованию и культуре, по историческому преемству и так далее.

При этом католические миссионеры действуют в стране с тысячелетней христианской традицией, не утруждая себя учетом мнения Русской Православной Церкви, фактически игнорируя ее присутствие на ее собственной канонической территории. В качестве одного из примеров подобной деятельности, недопустимой в отношениях между христианскими Церквами, можно назвать практику обращения в католичество крещенных в Православии детей, находящихся в приютах, организованных представителями Католической Церкви. Именно такое отношение католиков к "Церкви-Сестре" Русская Православная Церковь считает прозелитизмом и не намеревается мириться с этим явлением.

Не наблюдается положительной динамики и в отношениях с греко-католиками на Западной Украине, где сотни тысяч православных верующих находятся в положении гонимого меньшинства. Скорее наоборот, греко-католики идут на обострение ситуации, развивая свою религиозную экспансию на традиционно православные Юг и Восток Украины. Параллельно украинские греко-католики добиваются права перенесения своей главной кафедры из Львова (Западная Украина) непосредственно в Киев и повышения своего церковного статуса до уровня патриархата во главе с патриархом. Таким образом, они пытаются утвердить унию там, гдеее исторически никогда не существовало. Предпринимаются также попытки униатской экспансии Россию. Поскольку Украинская Греко-Католическая церковь находится в юрисдикции Папы Римского, именно от позиции Ватикана зависит дальнейшее развитие ситуации. Мы надеемся, что здравомыслие и добрая воля католического руководства не допустят ее окончательного ухудшения.

- Некоторые украинцы хотят, чтобы Рим назначил в Киев греко-римского патриарха. До сих пор Папа Иоанн Павел II отказывался это сделать. Если бы патриарха назначили, это было бы для Русской Православной Церкви так же серьезно, как создание католических епархий в России?

- Нет сомнения, что учреждение греко-католического патриархата на Украине было бы крайне болезненно и остро воспринято православным большинством этой страны. Нужно прежде всего учитывать то, что в православной традиции понятие и статус Патриархата, Патриархавоспринимаются и понимаются совершенно иначе, чем на католическом Западе. Для православных Патриархат является исторически сложившейся формой устройства Поместных Православных Церквей. Появление на Украине греко-католического патриархата было бы неизбежно воспринято православным сознанием как создание структуры, параллельной канонической Православной Церкви в этой стране, то есть Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Подобные действия Рима явились бы откровенным вызовом, провозглашенным на II Ватиканском Соборе принципам и нормам отношения Римско-католической Церкви к Православной Церкви как к "Церкви-Сестре".

Кроме того, как известно из истории, до сих пор Рим никогда не учреждал новых униатских патриархатов. Все униатские патриархаты, существующие на данный момент: Халдейский, Армянский, Коптский, Сирийский, Маронитский и Мелкитский, - происходят от церквей, уже имевших патриаршество на момент заключения унии с Римом. В этом принципиальное отличие ситуации с униатскими Патриархатами Востока от той, которая сложилась на Украине, никогда не имевшей самостоятельной Патриаршей традиции. Таким образом, учреждение греко-католического патриархата на Украине противоречило бы исторической традиции и самой Католической Церкви. В этом смысле мы с большим пониманием и удовлетворением воспринимаем тот факт, что Ватикан не спешит откликаться на инициативы руководства греко-католиков, движимого исключительно националистическими интересами. 

- Есть мнение, что именно Ваше Святейшество поддерживает равновесие между консервативными иерархами и иерархами-реформаторами. Существуют ли различные тенденции в лоне Русской Православной Церкви и по каким вопросам имеются расхождения во взглядах?

- Неизбежное и естественное для людей разномыслие существенно преувеличивается, едва лишь у светских наблюдателей речь заходит о церковной среде. Кроме того, иногда на церковную почву пытаются автоматически перенести чуждые ее природе понятия из политической сферы, говоря о противоречиях между некими церковными "партиями", использовании "политтехнологий", "пиара" и тому подобном. Однако самажизнь свидетельствует, что подобные оценки к церковной жизни в России, к счастью, неприменимы. Ибо, несмотря на различные испытания и вызовы, с которыми пришлось столкнуться Русскому Православию в последние годы, никакого противостояния и тем более раскола по линии "либерализм" -"консерватизм" не было и нет. А между тем это было время, когда на постсоветском пространстве, что называется, "по живому" рвались порой многовековые политические, экономические, социальные и культурные связи, да и само российское общество не раз оказывалось расколотым надвое. Церковь же милостью Божией неизменно сохраняла заповеданное Спасителем единство, трезвомыслие и ответственность перед будущим, являя достойный подражания пример светской власти и всему обществу.

Вместе с тем не стоит забывать и слова апостола Павла, обращенные к коринфским христианам: "надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11. 19). Ибо Церковь - живой развивающийся организм, и потому многие актуальные вопросы ее бытия - например, вопросы миссии, образовательной и просветительской деятельности, социального служения - требуют общецерковного обсуждения, и такое обсуждение идет сегодня в Церкви. Общецерковная позиция по наиболее важным и порой дискуссионным проблемам современной жизни с исчерпывающей полнотой сформулирована в таких фундаментальных документах, как "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию" и других. Однако никем и никогда не поднимался вопрос о таких реформах, которые мыслились бы как "предмет пререканий" в связи с пересмотром древнего Предания Церкви или с отказом Русского Православия от своей духовной и исторической идентичности. И потому обсуждение различных точек зрения в лоне Церкви неконфронтационно по своей природе и духовно продуктивно, оно не угрожает единству Церкви, потому что речь идет о сопоставлении позиций людей, имеющих общую заботу -"чтобы слово Господне распространялось и прославлялось" (2 Фес. 1.3.) везде, где наша Церковь несет свое спасительное служение. 

Беседовал Мишель Виатто, шеф Московского бюро информационного агентства "ФРАНС-ПРЕСС"

Опубликовано на официальном сайте РПЦ МП


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования