Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": Русский храм в Поднебесной. Путешествие в Китай отец Дионисий начал еще в раннем детстве


Встречать Новый год в Москве Денис Поздняев прилетал с женой и двумя сыновьями из Гонконга. Подобным нынче не удивишь: одни стремятся на праздники подальше от дома, другие – домой. Случай Дениса особый: Русская Православная Церковь возрождает в Китае свою духовную миссию, и первые камешки в ее фундамент закладывает он, иерей Дионисий.

Единственный русский священник Поднебесной живет в прямом смысле в поднебесье: в одном из высочайших небоскребов Гонконга на 17-м этаже. Под облаками обустроен и храм, в котором отец Дионисий служит. Самый высокий русский храм на земле. Это, пожалуй, можно расценить как метафору его пока не слишком долгой – всего 30 лет и 3 года – и столь насыщенной судьбы. Он прочно стоит на грешной земле, на которой мы то и дело спотыкаемся и оскальзываемся. И ему надо лишь поднять руку, чтобы коснуться неба…

Родители Дениса в пору его малолетства, в начале 70-х, ходили по грани: в конфронтацию с системой не вступали, но друзья были сплошь диссиденты. Само собой, и круг интересов подобающий: философская литература, книги об истории и искусстве загадочного Востока. Учась в школе, Денис посещал Антиохийское подворье на Чистых Прудах, где настоятелем был и доселе остается ливанец епископ Нифон, служащий так, как служили на Востоке две тысячи лет назад. Больше других предметов полюбив географию, мальчик дважды поступал в МГУ, но не проходил по конкурсу. Отслужил в армии, поступил в семинарию, закончил ее экстерном, был назначен в один из древнейших в Москве храмов. Быстро оброс духовными чадами. И тут – невероятный поворот судьбы. Или то, что зовется Божьим промыслом.

Бизнесмен-китаец, которого он окрестил, пригласил съездить туристом в Поднебесную. Дионисий к тому времени уже много читал о российской Духовной миссии в Пекине, учрежденной при Петре I. За первой поездкой последовали новые – уже с целями отнюдь не туристскими. На основании собранных архивных материалов и живых рассказов были написаны и изданы две книги. Созданы журнал и интернет-сайт. Установлен крест-памятник на территории нашего посольства в Пекине – там, где располагалась Духовная миссия. Кому-то другому и этого хватило бы за глаза, чтобы сказать: "Жизнь удалась". Но отец Дионисий, возвращаясь в Москву, изо дня в день служил в храме, навещал больных и престарелых, преподавал в гимназии, исполнял обязанности завсектором Дальнего Востока в Отделе внешних церковных связей патриархии. Растил сыновей...

Можно удивляться: как ему на все времени хватало? Но вряд ли стоит удивляться, что прошлой весной он был назначен настоятелем прихода Русской православной церкви в Гонконге. На Пасху совершил богослужение под открытым небом в Пекине. В те дни бушевала эпидемия атипичной пневмонии, но в крестном ходе участвовали более ста человек. Немало и по российским меркам, а уж по тамошним... За веру, как при Мао, в Китае не гонят, но по местным законам иностранные священники не могут служить беспрепятственно.

В стране сейчас открыты пять православных храмов, но ни в одном не ведутся службы. Последний священник Автономной Китайской Православной Церкви, престарелый протоиерей Александр Ду скончался 15 декабря в ушедшем году. Отец Дионисий незадолго до этого вручил ему от имени Патриарха орден святителя Иннокентия. Старик, прошедший маоистские лагеря и ссылки, прослезился, как и в их первую встречу: "Кто мог представить, что я вновь увижу русского батюшку!" Могла ли такое представить покойная бабушка Дениса, прошедшая ГУЛАГ и родившая в лагере девочку – будущую мать русского батюшки, отпевшего старика Ду...

Вот так все переплетено. В первое свое путешествие в Поднебесную о. Дионисий случайно услышал о пяти пилотах рижской авиакомпании, брошенных в тесную сырую темницу в Калькутте за то, что перевозили, сами того не ведая, оружие для бенгальских сепаратистов. Истинные виновники преступления скрылись, пилоты, как на грех не имевшие гражданства, стали "козлами отпущения". История о том, как о. Дионисий пересек границу, добрался до Калькутты и, воспользовавшись помощью монахинь ордена матери Терезы, проник в темницу, достойна пера Дюма. Заметим лишь одну деталь: тюремщикам визитер представился как отец Фома, умолчав, что русский. Не сам ли апостол Фома, ходивший с проповедью в Индию и Китай в I веке, помог о. Дионисию поговорить с летчиками, взять у них письма домой, более того, окрестить троих из них, а по возвращении в Россию рассказать о "калькуттских пленниках" в программе "Взгляд". А после этого возглавить комитет в их поддержку, обивать пороги МИД и администрации президента – и добиться-таки спустя четыре года освобождения приговоренных?..

Ситуации, в которой он попал, получив назначение служить в Китае, не позавидуешь: "Новых священников рукополагать не будут, значит, не будут и восстанавливать в правах Автономную церковь. А если найдется священник из России, желающий сменить ради Христа гражданство, правительство ему откажет: это не укладывается в каноны коммунистической идеологии. Помимо того, поддержка православия, безусловно, ассоциируется с укреплением российских позиций".

Но, взявшись за гуж... Вот он и мечется между Гонконгом, Пекином, Шанхаем, Харбином, а заодно и Пхеньяном, где православный храм строится по распоряжению Ким Чен Ира.

Грозит ли россиянам экспансия с Юго-Востока? На сей счет существует пророчество преподобного Серафима Вырицкого: "Народ трудолюбивый, дойдет до самого Урала. Потом, правда, его остановят, но до Урала дойдет". В этом не сомневается и о. Дионисий: "Не потому что есть у них какие-то цели, которые им ставит правительство – нет, они просто привыкли в поте лица трудиться, а многие русские от этого отвыкли. В Забайкалье на каждом шагу развалины церквей, в которых гадит пасущийся скот. И даже некому дверь навесить. Народ пьет. А тех, кто пытается что-то сделать, выживают – и администрация, и местное население. Так что проблема не в нашествии китайцев, а в нас самих. По Благовещенску ходят бодрые, здоровые, жизнерадостные китайцы. А русские – как будто из них вынули душу...". Вот и в Приморье он теперь частый гость – все же от Пекина ближе, чем от Москвы.

Михаил Камышин

12 января 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования