Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ТРУД-7": Лики на продажу. Соловецкий иконостас мог бы вернуться на родину


В бронированном хранилище одного из амстердамских банков почти два года лежит за тяжелой стальной дверью древний русский иконостас. Еще в XVI веке, во времена Ивана Грозного, он украшал южный придел Соловецкого Преображенского монастыря. Заброшенный по воле судьбы на самый запад Европы, иконостас ожидал здесь переезда в Россию.

Однако древняя русская реликвия, видимо, на Родину уже не вернется. Ее владелец, бывший гражданин СССР, а ныне - одной из стран Балтии, после полутора лет бесплодных переговоров с представителями российского бизнеса ищет покупателей на Западе.

- Вообще-то я всегда с глубоким уважением относился к России и русскому искусству, поэтому искренне хотел бы, чтобы святыня вернулась именно туда, где и должна быть - в Соловецкий монастырь, - говорит он мне. - Однако мои надежды, что в России найдутся люди, готовые пожертвовать на это деньги, развеялись. Я отдам иконостас ответственному покупателю, который выплатит оговоренную сумму.

ИСТОРИЯ

450 лет назад этот трехрядный иконостас новгородского письма с изображениями святых основателей обители отцов Зосимы и Савватия находился в одной из церквей Соловецкого Преображенского монастыря. Во время раскольничьего мятежа 1668 - 1676 годов, когда Соловецкая обитель была осаждена стрельцами царя Алексея Михайловича и затем захвачена, часть монахов-"сидельцев" смогла тайно покинуть монастырь и унести с собой святыню.

Потом иконы хранились в старообрядческих скитах на Урале и в Зауралье. В Центральную Россию старообрядцы смогли вернуться лишь в XIX веке, вместе с ними переехали и иконы. До середины ХХ века они украшали один из молельных домов общины старообрядцев-беспоповцев "старо-поморского согласия". В 1945 году тот был разорен властями в ходе атеистической кампании, но прихожане вновь ухитрились спрятать святыню - на чердаке в доме одного из членов общины. Ни тогда, в 1945 году, ни позже старообрядцы не отдали реликвию музейным экспедициям, потому она не попала в государственные собрания.

После смерти последнего хозяина едва не погиб окончательно и иконостас, случайно оказавшийся в руках нашедшего его на чердаке полуграмотного человека. Тот додумался использовать часть древних досок для сооружения полок, просто сострогав рубанком лики святых.

Последние семь досок с 22 иконами были выкуплены у него нынешним владельцем, спасшим шедевр от полного уничтожения и даже отреставрировавшим впоследствии некоторые доски в мастерских академика Грабаря... А через какое-то время дом тот вообще сгорел - вместе со всем, что хозяин еще не успел пропить.

ВЛАДЕЛЕЦ

Он избегает общения с журналистами, даже его настоящее имя мало кому известно. В 60-е годы служил в Советской армии, летал стрелком-радистом на тяжелых транспортниках. Во время президентства в Конго Патриса Лумумбы его "АН-8" возил в эту страну какие-то гуманитарные грузы, в сути которых он так и не разобрался. Тогда впервые увидел настоящие африканские маски. Первобытное искусство заинтересовало и захватило его, позже сам стал делать похожие, но с "балтийским акцентом".

С соловецким иконостасом встретился тридцать с лишним лет назад. Совершенно случайно: ждал поезда на глухой станции, свободного времени много. Рядом - старое кладбище, пошел гулять по дорожкам, читая надписи на надгробиях. Тут и познакомился с местным жителем, который предложил что-нибудь купить "из старины". Пошли смотреть. На чердаке у нового знакомого, как выяснилось, горького пьяницы, неожиданно обнаружилось огромное количество икон, старинных церковных книг.

Беседовали за столом, на котором лежали какие-то старые сухие доски. Перевернув одну, увидел коричневые от времени лики. Что это, он знать не мог, скорее, почувствовал, что вещь незаурядная. Хозяин сказал, что еще не успел до конца обстрогать и прибить их на стену в виде полок.

Он купил последние семь досок, жалеет, что опоздал.

- Я ведь был технарь и лишь немного интересовался иконами. Настоящий знаток сразу бы понял, что у него в руках, а мне понадобилось 20 лет. Тогда было очень мало литературы по русской иконографии. Ходил в Троице-Сергиеву лавру, две зимы провел на Соловецких островах. Там жили иноки в полуземлянках, все вокруг замерзшее было, а они писали иконы. Где-то к началу 90-х понял, что владею иконостасом из Соловков.

Потом распался Советский Союз, его республика вышла из состава СССР. И в конце концов он выставил иконостас на продажу в Голландии. Зачем? Отвечает уклончиво:

- Я немолодой человек, перенес серьезную операцию, у меня был рак. Лечение требует средств, а иконостас - вещь дорогая. Сами знаете, содержать призового арабского скакуна сложнее, чем пони. Постоянно встают вопросы страховок, безопасности, все это накладно. А мне хочется еще съездить в музей Трокадеро в Париже и посмотреть маски, которые некогда сразили Пикассо, а не умирать на слитке золота...

Нашелся покупатель - крупный южнокорейский бизнесмен. Почти договорились, но тут живущий в Голландии русский бизнесмен Константин Макаренко предложил найти покупателей-меценатов в России. Согласился подождать, хотя с его здоровьем это было рискованно.

ТОРГ

В печати появились сенсационные статьи: в Нидерландах хранится уникальная реликвия Соловецкого монастыря. Константин Макаренко организовал несколько экспертиз, подтвердивших, что иконы подлинные.

В Голландии был образован фонд "Возвращение иконостаса", информировавший через посольство России президента Путина, Патриарха Алексия II и министра культуры Швыдкого, что в Голландии находится ценнейший памятник русской культуры, который следует вернуть на Родину. Несколько голландских компаний внесли в фонд первые тысячи евро. Газовый концерн "Газюни" организовал экспозицию иконостаса в музее города Гронинген, где за два месяца его увидели тысячи людей.

Но одновременно происходили непонятные вещи. Из России один за другим прилетали представители крупных компаний и банков, заявлявшие о желании купить древнюю реликвию и подарить ее Российскому государству. Они сыпали цифрами сделок в десятки миллионов долларов, цену 1,7 миллиона евро называя "смешной". Но ничего не платили, а, наоборот, хотели за участие в возвращении иконостаса получить от государства лицензии и льготы, очевидно, забывая, что предмет торга - древнерусский шедевр. Понятие меценатства им было явно не знакомо.

Дальше разговоров и прогулок по Амстердаму дело не шло. Константин Макаренко разослал 500 факсов российским компаниям и банкам с предложением принять участие в возвращении реликвии на Родину. Ответы в основном были отписками.

При этом члены фонда "Возвращение иконостаса", время от времени продолжавшие получать от голландцев пожертвования, с удивлением читали в газетах, как русские нувориши выбрасывают десятки миллионов фунтов на покупку вилл, гостиниц, футбольных клубов. Терпение владельца иссякло. Осенью 2003 года он решил продать иконостас иностранцам.

- У меня сейчас по крайней мере три покупателя из Европы и Америки, которые высказывают интерес к приобретению, - говорит владелец. - Я веду с ними переговоры, уже передал документы, подтверждающие его подлинность. Все партнеры - достаточно серьезные и обеспеченные люди, моя цена им вполне по силам. Хотя я действительно хотел, чтобы он вернулся в Россию, и честно ждал полтора года...

Соловецкий монастырь не так давно выпустил книгу об истории обители. Там есть строки и об иконостасе: "К сожалению, эта святыня в настоящее время находится за пределами не только Соловецкого острова, но и государства Российского. Но все - в Державной деснице Всевышнего. Уповая на милость Его и призывая в молитвах угодников Соловецких, мы, может быть, обретем это дорогое сокровище, служащее напоминанием о событиях августа 1566 года, когда были впервые явлены молящимся чудотворные мощи святых угодников Соловецких".

...Скорее всего, сокровище древнерусской культуры через несколько месяцев окажется не в Соловецком монастыре, а в Лондоне, Вашингтоне или Берлине, в зависимости от того, откуда поступит необходимая сумма.

Добровольский Александр, корр. РИА "Новости" - специально для "Труда-7"

9 января, Гаага


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования