Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА": О Рождестве и роли церкви на Западе и на Востоке


Западные государства становятся все более светскими, в некоторых странах, недавно расставшихся с марксизмом, религия, наоборот, все активнее выступает в качестве составной части государственной идеологии.

В ночь с 6 на 7 января часть православного мира празднует Рождество Христово. Католики и протестанты отметили его две недели назад. Значение этого праздника в христианской религии трудно переоценить. В его проведении на Западе и России существуют однако различия. И речь идет не только о том, что крупнейшие ветви христианства не могут выбрать единый календарь, и не в специфике празднования Рождества в той или иной стране. Главное отличие в том, что на Западе праздник принимает все более светский характер, в то время как в России главное внимание уделяется его религиозному содержанию. Вопрос можно поставить и более широко: сами западные государства становятся все более светскими, а религия в России активно выступает в качестве составной части государственной идеологии.

Принцип отделения церкви от государства постоянно подвергается испытанию

Незадолго до Нового года президент Германии Йоханнес Рау (Johannes Rau) затронул вопрос, вызвавший в стране широкую дискуссию. В ряде своих выступлений он остановился на том, какую роль могут и должны играть религиозные символы в современной общественной жизни, и могут ли, например, в условиях этнического и религиозного многокультурия Германии христианские символы иметь преимущество над всеми остальными. Одной из причин дискуссий стал ведущейся в ряде европейских стран спор, могут ли учительницы мусульманского вероисповедания носить в школе хиджаб – головной платок как символ веры. Рау отметил, что в этом вопросе отношение к платку должно быть такое же, как например к кресту на цепочке. В светском государстве, по мнению президента, учителям следовало бы отказаться от использования религиозных символов.

Представители христианской оппозиции подвергли сравнения президента жесткой критике, указав, что ношение креста является многовековой культурной традицией в христианских странах. Представители партии "зеленых", напротив, заявили, что считают недопустимым носить какие-либо религиозные символы не только учителям, но и судьям, полицейским, врачам, работающим в государственных больницах.

А Рождество в Германии все более теряет религиозную окраску. Проводимые социологические опросы свидетельствуют, что все больше молодых людей в стране не задаются вопросом или даже не знают, чему посвящен этот праздник.

Сохранить суть праздника и роль церкви

В православии ситуация выглядит по-иному. Вселенский Патриарх Константинополя Варфоломей Первый выступил с критикой секуляризации рождественских праздников. По его словам, существует тенденция превратить Рождество в чисто светский праздник, далекий от церкви и его главного христианского содержания, в мировой праздник зимнего солнцестояния. Христиане обязаны, считает патриарх, оказывать противодействие подобным тенденциям, чтобы сохранить великое значение праздника.

Ряд православных церквей - в Константинополе, Греции, Греции, Румынии - взяв курс на сближение с католичеством, перешел на григорианский календарь и празднует Рождество в ночь с 24 на 25 декабря. Православные в России, Сербии, Грузии, Чехии и в Иерусалиме празднуют по старому стилю.

Патриарх всея Руси Алексий Второй в своем предрождественском послании указал растущее влияние православной церкви в жизни русского общества. По его словам, христианская система ценностей начала ощутимо воздействовать на общественную жизнь. Символом новых отношений между церковью и государством стали торжества по случаю 100-летнего юбилея со дня провозглашения святым Серафима Саровского. По словам патриарха, как и 100 лет назад эти торжества продемонстрировали единство церкви, народа и государства. Претендуя на роль, которую в советской системе играла партия, РПЦ формально остается все же вне политики. А главам христианских конфессий Европы до сих пор не удалось поместить даже упоминание "христианских корней" Европы в проект конституции Евросоюза.

Вадим Шаталин

"НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА", 7 января 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования