Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СЕДМИЦА.РУ": «…И только дороги будут твоей родиной». Телепрограмма «Православная энциклопедия»


Ведущий священник Алексий Уминский: — Здравствуйте. В эфире – "Православная энциклопедия". Начну с печальной вести – в ночь с 23 на 24 декабря на 51 году скончался настоятель храма Илии Пророка города Конаково Тверской области протоиерей Борис Нечипоров.

Кандидат психологических наук, заслуженный учитель России, автор книг по христианской психологии, отец Борис организовал знаменитый теперь на всю Россию юношеский культурно-образовательный центр "Новая Корчева", в котором занимались около шестисот подростков. Там был и казачий хор, и спортивные секции, и художественные мастерские. Но, главное, там царила любовь. Как-то на родительском форуме в Интернете я прочел такое послание: "Беда с дочкой, помогите советом". И этой отчаявшейся женщине посоветовали найти отца Бориса Нечипорова. О батюшке говорили, к нему ехали, ему писали. И отец Борис в буквальном смысле слова спасал детей, приводя их к Богу. В одном из сюжетов мы рассказывали о нем, хотели пригласить в студию. Но не успели. Помолимся о его душе …

Cюжет: "Новости"

Телемост Патриарха
В этом году впервые в истории Русской Православной Церкви состоялся телемост между Москвой и 14-ю епархиями Московского Патриархата. Доклад Святейшего Патриарха на епархиальном собрании московского духовенства 23 декабря слушали не только присутствующие в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.

Фото Ю.В.Клиценко -
Фото Ю.В.Клиценко - "Седмица.Ru"

Выступление Его Святейшества в режиме реального времени увидели еще более 700 представителей разных епархий, в том числе – таких отдаленных как Барнаульская, Владивостокская, Екатеринбургская, Томская и другие. Во время телемоста священнослужители, учащиеся духовных школ и миряне задавали свои вопросы Предстоятелю Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Алексий: – Одобряете ли Вы то, что в нашей воскресной школе обучаются дети мусульман? Ну а что же тут может быть плохого, если эти дети узнают историю православной культуры!?

Заседание Священного Синода
26 декабря в Резиденции Святейшего Патриарха состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Были подведены итоги года и приняты решения по актуальным вопросам церковной жизни. К Собору новомучеников и исповедников Российских было причислено около 20 священнослужителей и мирян от Московской, Ивановской и Екатеринодарской епархий, пострадавших в годы гонений на Русскую Церковь. Важным кадровым решением стало назначение архиепископа Калужского и Боровского Климента управляющим делами Московской Патриархии. Священный Синод высоко оценил инициативу по сближению с Зарубежной Православной Церковью и создал для ведения диалога специальную комиссию во главе с архиепископом Корсунским Иннокентием, окормляющим русскую паству во Франции, Швейцарии и Италии.

Священник Алексий Уминский: — Часто понятие "православный" связывают с понятием "русский". Но это не справедливо. Есть православные японцы, китайцы, англичане, французы, палестинцы. Сегодня мы пригласили в гости православного цыгана. Знаменитого цыгана.
Кстати, вопрос нашей викторины как раз и связан с цыганами: "Какую икону цыгане считают своей покровительницей?" Ответы присылайте на пейджер. Победитель, имя которого мы узнаем в конце программы, как всегда, получит приз.
Часто бывает так, что слава об актере в Россию приходит с Запада. Так произошло и с Сергеем Эрденко, скрипачом, певцом, руководителем группы "Лойко", которая десять лет гастролировала по всему миру, играя с лучшими музыкантами. Знаменитые Иегуди Менухин и Гидон Кремер приглашали его в свои концерты. По мнению европейских музыкальных критиков, Сергей Эрденко "давно и по праву принадлежит к мировой скрипичной элите". Послушаем его игру…

Музыкальный номер в исполнении С.Эрденко.

Священник Алексий Уминский: — Знакомьтесь, Сергей Эрденко. Здравствуйте, Сергей! Что мы знаем о цыганах? "И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет". Нет ни Родины, ни пристанища и вообще-то кому-то может показаться, что нет и ничего святого. Сергей, а какая у цыган вера?

Сергей Эрденко: – Как и все люди, цыгане верят в Господа Бога. Но цыгане пришли в Россию разными дорогами: часть пришла через мусульманские страны, часть пришла через католические, часть – через православные. Поэтому цыгане – носители разных религий. В частности, я являюсь православным христианином. Насколько я знаю, в России цыгане уже 500 лет, и наш клан – один из самых древних. Многие-многие века, насколько я знаю, мои предки были православными христианами.

Священник Алексий Уминский: — Спасибо. Давайте теперь посмотрим сюжет о цыганах.

Сюжет: "Цыгане"

История цыган теряется в глубине веков. Считается, что более тысячи лет назад они покинули Северную Индию и отправились в многовековое кочевье по миру. Незваные гости не были нужны никому: ни властям, ни жителям, у которых они отнимали заработок (ведь цыгане были хорошими кузнецами и кожевенными мастерами.) В те времена почти все западноевропейские страны приняли антицыганские законы. Цыгане всюду были гонимы. Вокруг них создавались и прочно приживались враждебные мифы. Их обвиняли в язычестве, в похищении детей, конокрадстве, мошенничестве.
Казалось, что это народ, не признающий законов ни человеческих, ни Божиих. Но этнографы, изучающие жизнь цыган, утверждают, что по статистике преступников среди них ничуть не больше, чем среди других. Цыгане справедливы, не агрессивны и не мстительны. Женщины строго блюдут свою честь. И даже "цыганского барона", якобы обладающего безграничной властью, будут слушаться только до тех пор, пока он справедлив.
Многие не знают, что цыгане приняли Православие около тысячи лет назад – в Византии, где они оказались после того, как покинули Индию. После покорения Византии османами цыгане остались верны Православию. И хотя цыган-христианин должен был платить более высокий налог, нежели цыган, принявший мусульманство, за несколько столетий в ислам перешло менее четверти цыган.
Цыгане появились в России боле пятисот лет назад и с тех пор стали частью российской жизни, а цыганская и русская культура оказались неразрывно связанными между собой. Цыганское пение… Им заслушивались Тургенев и Куприн, Фет и Островский. Пушкин и Толстой, Лесков и Горький создали привлекательные образы цыган, воспели их нравы и обычаи. Цыганские мотивы использовали в своих сочинениях Чайковский и Глинка, Даргомыжский и Рахманинов. Не означает ли это, что культура цыганского народа всегда находила живой отклик в душах православных людей?

Священник Алексий Уминский: — Сергей, я знаю, что вам тоже много пришлось покочевать по миру. Вы долго жили за границей, в Ирландии. Расскажите, пожалуйста, немного об этом периоде Вашей жизни.

Сергей Эрденко: – Я был актером вначале. Потом у меня появилось очень большое желание реализовать себя как музыканта и создать некую группу. Но я даже не представлял себе, как это получится. Я встретился со своим двоюродным братом Олегом Пономаревым, сыном Валентины Пономаревой. Мы с ним начали пробовать играть с разными музыкантами. И очень быстро сделали нечто свое, ни на что не похожее. Многим русская музыка, а тем более цыганская музыка из России, казалась загадочной. Создав группу, мы ездили по всему миру. Для меня это было хорошей практической школой, так как мы встречались с разными культурами, направлениями и стилями музыки. И встречались, конечно, с цыганами всего мира. Это были незабываемые встречи.

Священник Алексий Уминский: — А православные храмы в этих странах Вы посещали?

Сергей Эрденко: – Да, православные храмы там встречались, безусловно. Но в основном это были католические и протестантские страны – Ирландия, Англия, Германия, Франция. Там я соприкасался очень много с различными преданиями о цыганах. Например, к своему удивлению, я узнал, что у цыган Западной Европы есть своя святая покровительница по имени Сара-ла-Кали. По легенде, Сара была в услужении у Пресвятой Девы Марии, когда Богородица посетила юг Франции. Сара была цыганкой, "кали" по-цыгански – "черная". Так что все цыгане Западной Европы раз в году приезжают на юг Франции, в центр паломничества Ле-Сен-Мари-де-ла-Мер, где почитаются три Марии (Мария Иаковлева, Мария Саломея и Мария Магдалина). Туда стекаются сотни тысяч людей, и паломничество превращается в некий фестиваль.

Священник Алексий Уминский: — Простите, я не понял, как Пресвятая Дева попала на юг Франции?

Сергей Эрденко: – Существует легенда о том, что в Прованс, на место, где река Рона впадает в Средиземное море, из Египта в лодке без весел и без паруса приплыла Богородица. С ней была цыганка Сара Кали. Теперь именно на этом месте и расположен маленький городок Ле-Сен-Мари-де-ла-Мер, в шестидесяти километрах от Монпелье.

Священник Алексий Уминский: — Это было в тот момент, когда Святое Семейство убегало из Иудеи в Египет во время Иродова гонения на младенцев?

Сергей Эрденко: – Нет, это было позже, во времена гонений на первых христиан. Конечно, это легенда, о ней можно спорить. Но само по себе важно, что существует предание о том, что среди раннехристианских святых была цыганка. Это говорит о многом! Возможно, Христианство стало распространяться среди европейских цыган именно из этих мест. Цыгане там воздвигли храм и каждый год туда приезжают чуть не со всего земного шара. Может быть, кто-то видел фильм Кустурицы: помните, там есть такой эпизод, когда делают маленькие лодочки с огнем, эта традиция как раз связана с Сарой Кали.

Священник Алексий Уминский: — Спасибо, очень интересная легенда. Сережа, фамилия Эрденко очень знаменита. Расскажите немного о Вашей артистической династии.

Сергей Эрденко: – Скорее, это музыкальная династия. Потому что, насколько я знаю, где-то с XIX века наше имя попало в историю. И одной из самых ярких фигур был Михаил Гаврилович Эрденко, профессор Московской консерватории. Он был первым скрипачем среди всех музыкантов России, который получил звание заслуженного артиста. Он гастролировал по Японии и Китаю, был другом Льва Толстого. Говорят, прообразом скрипача в "Крейцеровой сонате" Толстого был именно Михаил Эрденко. У меня много и других родственников, которые были известными музыкантами. Может быть, наши телезрители знают певца Николая Эрденко?

Священник Алексий Уминский: — Ну, конечно, это знаменитое трио "Ромэн".

Сергей Эрденко: – Некоторые знают, наверно, и Валентину Пономареву. Это все представители нашей музыкальной династии. Если рождается у нас мальчик – он скрипач, если девочка – она поет. Если собрать на сегодняшний день всех нас вместе, то получится симфонический оркестр.

Священник Алексий Уминский: — У нас есть вопрос от наших телезрителей. Алло, мы Вас слушаем!

Телезрительница: – Здравствуйте, будьте любезны, у меня вопрос такой: вера православная учит бороться со страстями и искушениями. А цыгане – я, конечно, с большим уважением отношусь к ним – своими чудесными песнями они все-таки подогревают эти страсти. Как можно это объяснить с точки зрения веры?

Сергей Эрденко: – Сложный вопрос. Я думаю, что в нашей жизни с одной стороны – белое, а с другой стороны – черное. А мы как бы находимся посредине. И здесь вопрос: насколько мы можем это совмещать в себе? Потому что если ты не борешься со страстями, то грош тебе цена как православному. А если человек везде видит только черное? Если в музыке он видит только одни страсти и не видит некоего очищения, которое она приносит душе, то это большая личная проблема. Конечно, цыганская музыка очень разная. Но некоторые находят в нашей музыке нечто такое, что позволяет музыкантам нашей группы выступать даже в монастырях…

Священник Алексий Уминский: — Неужели вы играете в монастырях? Расскажите об этом.

Сергей Эрденко: – Да, у нас были такие случаи. Мы играли в Троице-Сергиевой Лавре, уже неоднократно мы выступали в Никольском женском монастыре. И буквально сейчас, на Рождество, нас пригласили выступить в скиту под Калугой, которому исполняется 10 лет. В этом скиту живет моя двоюродная сестра.

Священник Алексий Уминский: — Очень приятно, замечательная новость. Сережа, не скрою от наших телезрителей, что мы дружим с Вами много лет. Я слышал от Вас много цыганских легенд, подобных легенде о черной Саре, которую Вы рассказали. Расскажите что-нибудь еще.

Сергей Эрденко: – Существуют легенды о гвоздях, связанные с распятием и страданиями Господа Иисуса Христа. По одной из таких легенд, люди, которые готовились распять Христа, заказали цыгану выковать пятый гвоздь, который по их замыслу должен был быть вбит в сердце Иисуса. Хотя цыган не знал, что гвоздь нужен для казни Спасителя, но интуитивно почувствовал что-то неладное. Он выковал гвоздь, но не хотел его отдавать. Поэтому он подал его раскаленным и говорит: "Возьмите гвоздь". Враги Христа отвечают: "Ты выковал, ты и бери. А раз ты хитрый такой, то ты сам вобьешь этот гвоздь в сердце Иисуса". И вот цыгане пошли к месту казни с криками и шумом. Стражники подставили лестницу ко кресту и говорят цыгану: "Теперь вбивай гвоздь". Цыган не хотел участвовать в казни, к тому же рассчитывал припрятать гвоздь. А в то время гвозди делали из меди, и они представляли большую материальную ценность. Цыган влез на лестницу и подмигнул другим цыганам, чтобы те подняли шум и отвлекли внимание. Тем временем цыган сделал вид, что вбивает гвоздь, а сам, спрятав гвоздь в карман, помазал то место, где должен был быть гвоздь и посадил туда прилетевшую пчелку. Враги Христа спрашивают: "Ну, что, цыган, вбил гвоздь в сердце?" Цыган отвечает: "А как же! Вбил, конечно". "Тогда поклянись три раза Именем Божиим, что ты это сделал". И цыган поклялся три раза. За то, что цыган не стал вбивать гвоздь в сердце Христа, Господь простил цыганам многие грехи и сказал им: "Я дарю вам весь мир, но за ложную клятву дарю вам только дороги всего мира. Не найдешь ты себе пристанища, цыган, и только дороги будут твоей родиной".

Священник Алексий Уминский: — По-моему, эта легенда выражает саму стихию цыганского народа.
Православие в отличие от всякой другой религии и каждому человеку, и целому народу дает свободу сохранить свою культуру, свой язык, свои традиции. Вспомним великих христианских миссионеров.
Святой Иннокентий Аляскинский, который принес Христианство на Аляску, выучил алеутский язык, перевел на него Евангелие, служил на этом языке. Когда, к примеру, он переводил молитву "Отче наш", он столкнулся с такой проблемой: в алеутском языке нет слова "хлеб". И сегодня алеуты молятся на своем родном языке примерно так: "Рыбу нашу насущную даждь нам днесь".
Святой Николай, апостол Японии, подарил японскому народу Пушкина, Чехова, Достоевского в своих великолепных переводах.
На родном языке молятся православные гагаузы, на татарском – кряшены, в коми-пермяцком крае вот уже шестьсот лет молятся на языке зырян. Сережа, а на каком языке молятся цыгане, есть ли Евангелие на цыганском языке?

Сергей Эрденко: – В России цыгане молятся на цыганском и русском языках. Я принес в студию Евангелие на цыганском языке и, с Вашего разрешения, я хотел бы прочитать нашим телезрителям короткий отрывок из Евангелия от Иоанна.

(Сергей Эрденко читает Евангелие на цыганском)

Священник Алексий Уминский: — А можно я попробую перевести? Хотя я не знаю цыганского языка, кажется, я могу перевести: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".

Сергей Эрденко: – Совершенно верно.

Священник Алексий Уминский: — Этот отрывок из Евангелия всегда читается в храме на Пасху. Существует древнейшая традиция в этот день читать Евангелие на разных языках. Во многих храмах читают Евангелие на многих языках мира, но я ни разу не слышал, чтобы читали по-цыгански. Сергей, я приглашаю Вас в мой храм на Пасху, будете читать Евангелие на цыганском. Пожалуйста, примите мое приглашение.

Сергей Эрденко: – Спасибо. А я вас соответственно приглашаю на свои концерты.

Священник Алексий Уминский: — А как часто Вы выступаете? Часто ли бывают Ваши сольные концерты в России? Раньше в основном Вы выступали заграницей и там Вас знали как музыканта, а в России?

Сергей Эрденко: – Мы очень много выступаем. Вот, например, недавно выступали в театре Васильева. Кстати, я был потрясен, когда попал в этот театр. Дело в том, что в этом театре сейчас строится своя православная церковь. Я видел там батюшек. И когда входишь в театр со служебного входа, там висит икона.

Священник Алексий Уминский: — Мы уже привыкли к тому, что строятся храмы в воинских частях, в больницах, тюрьмах. Но я впервые слышу о храме в театре.

Сергей Эрденко: – Там даже своя иконописная мастерская есть. Что касается нашей группы, то сейчас мы создали новую программу, которую будет играть трио – две скрипки и гитара. 18 января будет наш концерт в ЦДХ, так что милости просим. Когда мы обкатаем эту новую программу, то устроим серию концертов по Москве.

Священник Алексий Уминский: — Спасибо большое за приглашение и спасибо за то, что Вы пришли к нам в программу. Я хочу Вас поздравить с наступающими праздниками – Новым годом и Рождеством – и подарить Вам "Православную энциклопедию". Это подарок нашей программы.

Сергей Эрденко: – Как говорят цыгане, "оставайтесь с Богом". (Прощается по-цыгански).

Песня в исполнении С. Эрденко "Конь буланый".

Священник Алексий Уминский: — Всего несколько дней осталось до Нового года. И хотя идет Рождественский пост и для нас, христиан, только через десять дней наступит Великий праздник – Рождество, я предполагаю, что и 31-го декабря многие по традиции соберутся за семейным столом. Предлагаем хозяйкам в этот вечер испечь вкусный пирог по рецепту Галины Поскребышевой.

Сюжет "Целительная кухня. Фруктовый пирог"

Галина Поскребышева: – Здравствуйте, дорогие друзья. Скоро Новый год. Он приходится на дни поста, но мы, конечно, соберемся за праздничным столом. Поэтому я сегодня расскажу вам, как испечь постный пирог с фруктами.
Вот я беру дрожжевое постное тесто. Две трети теста мы раскатываем на противне. Это тесто приготовить очень легко. Возьмите пол-литра теплой воды, добавьте туда четверть чайной ложки соли, две столовых ложки сахарного песка, 50 граммов растительного масла и 1 пакетик сухих дрожжей. Из половины муки мы замешиваем опару. Как только опара поднимется, тут же добавляем оставшуюся муку и хорошо вымешиваем.
Тесто раскатываем толщиной в 1 сантиметр и тут же смазываем растительным маслом. И вот на смазанную поверхность будем укладывать сейчас ягоды или фрукты.
Сначала возьмем курагу, но ее предварительно нужно обдать крутым кипятком. Варить курагу не нужно. Вот теперь укладываем: ягодка к ягодке, аккуратно, мостовым способом укладываем. Ягоды в пироге должны быть разные и укладывать их нужно отдельно, чтобы каждый кусок пирога имел свой вкус.
А теперь надо сахарным песком посыпать все ягоды вместе.
Пирог уже можно выпекать, но я вам покажу, как его украшала моя бабушка. Вот берем тесто и делаем жгутик. Пусть он будет не очень ровным, это неважно. Укладываем его, разделяя таким образом разные начинки. А теперь возьмем ножницы и нарежем эти жгутики, чтобы они у нас были красивыми. Обратите внимание, отрезаю вот так и каждый хвостик укладываю: как веточка у меня получается.
А теперь тесто надо смазать маслом, потому что тесто у нас не сдобное, а простое, и будет грубоватое. Но если я смажу тесто маслом, оно будет мягким.
Пирог выпекается в духовке при температуре 200 градусов 30-35 минут.
Праздничный пирог наш готов. С наступающим вас Новым годом, здоровья вам и успехов!

Священник Алексий Уминский: — Мы понимаем, что вопрос викторины был довольно сложным. К сожалению, на него правильно никто не ответил. Тем не менее, мы хотим, чтобы телезрители узнали правильный ответ.

Сюжет: "Ответ на вопрос викторины"

Икону Благовещения Девы Марии на греческом острове Тинос в народе называют "Цыганской Богородицей". Раз в году маленький рыбацкий островок в Эгейском море превращается в грандиозный цыганский табор. На праздник чудотворной иконы, которую греки называют еще "Мегалохарис", то есть "Многоблагодатная", тысячи цыган разбивают свои палатки прямо во дворе церкви. Здесь же паломники проводят ночь, чтобы утром принять участие в торжественном крестном ходе. По бокам проспекта, ведущего от пристани к церкви, идет бойкая торговля свечами и сувенирами. Многие из богомольцев, сойдя на берег, весь путь до иконы проделывают на коленях. Считается, что "Многоблагодатная" имеет особый дар врачевания телесных и душевных болезней. Отсюда и народное название этой иконы. Храм из белого мрамора, построенный специально для чудотворного образа 150 лет назад, хранит тысячи подношений, которые верующие оставляют в благодарность за исцеление. Каждый год к иконе Богоматери добавляют монисто из золота и драгоценных камней. Это традиционный дар цыганской общины Греции своей небесной покровительнице.

Священник Алексий Уминский: — Ну что ж, пришло время прощаться. Хочу сказать нашим зрителям, что по традиции 31-го декабря в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх отслужит праздничный новогодний молебен.
С наступающим Новым годом! До встречи через неделю. Храни вас Господь.

 (прямой эфир на ТВЦ 27 декабря 2003 года)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования