Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.РУ": Византийские интриги Москвы и Киева. Андрей Десницкий о том, смогут ли украинские православные отделиться от Московского патриархата


Бывают такие долгоиграющие сюжеты, за которыми обычный читатель новостей устает следить: проходит месяц, два, целый год – а почти ничего не происходит. Почти. Но если вернуться к теме через десяток лет – окажется, что изменилось очень многое и притом безвозвратно. Сюжеты из церковной жизни обычно именно таковы. СМИ обсуждают неудачные заявления и скандальные события из жизни отдельных клириков, но это все пена, она быстро улетает – а тектонические сдвиги остаются незамеченными.

Вот такой сюжет – история о возможной автокефалии Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Сегодня она, по сути, полностью независима во внутренних своих делах и лишь номинально подчинена Москве. Такое положение можно считать даже выигрышным: например, украинские епископы обязательно участвуют во всех соборах и синодах, которые собирает Москва, и имеют там такое же право голоса, что и епископы российские. Но те, в свою очередь, никак не участвуют в собраниях епископов на территории Украины и практически не влияют на принятые там решения.

Для стороннего наблюдателя может создаться впечатление, что Москве было бы даже проще окончательно отпустить Киев в свободное плавание – позволить митрополиту Киевскому Онуфрию (которого очень уважают по обе стороны границы) назваться патриархом и сберечь добрые отношения. А Киеву, в свою очередь, лучше бы сохранять как можно дольше нынешнее выгодное положение вещей…

Кроме того, перед независимой национальной церковью острее встанет искушение национализма, попытки быть прежде всего церковью украинской и лишь во вторую очередь – христианской. Не лучше ли status quo?

Тут почти все определяет политика. Во-первых, на территории Украины уже есть организация, называющая себя Киевским патриархатом и не признанная другими поместными православными церквами (и не только она, но другие группы большим влиянием не обладают). По сути, вопрос встанет о том, что два эти патриархата должны будут либо слиться в единую структуру, либо войти в стадию жесткой конфронтации – то и другое решение не устроит значительное число верующих. Одни настаивают, что канонической чистотой обладает только церковь с центром в Москве, а другие, напротив, мечтают о прекращении раздоров и объединении всех украинских православных в одну поместную церковь.

Московская патриархия в таком развитии событий видит для себя настоящую катастрофу. Во-первых, она справедливо считает себя самой многочисленной поместной церковью православного мира – в случае отделения Украины с ней придется спорить за первое место (церкви традиционно встречаются там чаще, чем в российских селах). А главное, концепция «русского мира», духовного единства народов-наследников Святой Руси, ставшая своего рода визитной карточкой патриарха Кирилла, рассыплется при изъятии из нее Украины. Этой страной дело тогда явно не ограничится, и от церкви «русского мира» Московская патриархия начнет дрейф в сторону церкви Российской Федерации и ее экспатов, проживающих за рубежом, а это будет иметь много печальных последствий уже для самой Москвы – прежде всего, падение ее влияния во всем мире.

В этой игре есть еще один участник, с ограниченными материальными ресурсами, но с огромным опытом и авторитетом – это Константинопольский патриархат. Когда-то киевские митрополиты подчинялись именно этому патриарху, при продвижении границ Московского царства (а затем и Российской империи) на Запад украинские православные епархии были постепенно «аннексированы» Москвой при непротивлении Константинополя (разумеется, щедро оплаченном из московской казны, как это всегда и водилось у московских царей и греческих иерархов).

Откуда же может теперь Киев получить статус независимой церкви, если не от Москвы? От Константинополя, если тот решиться сказать, что передал украинские епархии Москве не навсегда, а только на время, в связи с политической целесообразностью – и этот ход будет вполне в духе византийской политики, а Константинополю в этом искусстве равных нет. Разумеется, Москва не признает такого хода, но как отреагируют остальные православные поместные церкви, пока не ясно. Вполне вероятен долгий раздрай и взаимные обвинения, но и тут не будет ничего нового – например, Православная церковь Америки, получившая независимость от Москвы в 1970-м году, так и не признана как отдельная церковь Константинополем и большинством поместных церквей, что не очень мешает ей нормально существовать.

Все эти закулисные переговоры ведутся не первое десятилетие, но сейчас, похоже, партия переходит в эндшпиль. Редкий месяц проходит без маленького, но беспрецедентного шага в сторону дарования Константинополем Киеву томоса (документа о независимости поместной церкви).

Так, 1 июля патриарх Варфоломей публично заявил, что «Константинополь никогда не давал разрешения передавать территории Украины кому-либо» и добавил: «Мы хотим, как Мать-Церковь, восстановления единства в Украине разделенного церковного тела» (то есть единой украинской юрисдикции). Это, разумеется, всего лишь декларация о намерениях, за которой последует ряд заявлений, опровержений и дискуссий… но прежде Константинополь себе такого не позволял. Как и руководство Украины никогда не проявляло такой активности в отстаивании своего проекта единой православной юрисдикции (первым высказывал такое желание еще президент Ющенко).

Причин у такой активизации несколько. Это, разумеется, прежде всего, затянувшееся противостояние Украины и России как государств – уже ни у кого давно нет иллюзий, что «другая сторона образумится и будет всё, как раньше». Не то чтобы враждующие государства обязаны были иметь разные поместные церкви, есть много обратных примеров – но это, по крайней мере, ожидаемое желание. Москва прежде гасила «церковный сепаратизм» при помощи денег и содействия российской дипломатии – но денег становится все меньше, да и дипломатия занимается другими вещами.

Не то, чтобы у Кремля совсем не было рычагов влияния на Эродгана, настоятельным просьбам которого Константинополь-Стамбул не сможет отказать – но в нынешней обстановке предметов для переговоров слишком много, и будет ли в пакет включено пожелание московских иерархов, совсем не ясно.

А главное, что Московская патриархия показала на множестве недавних примеров: она очень хорошо умеет отстаивать свои интересы с позиции силы, но крайне неохотно идет на диалог с несогласными и выстраивает его неумело. А здесь не осталось силовых рычагов – только сила убеждения.

Думаю, что в обозримом будущем мы увидим константинопольский томос о даровании автокефалии Украинской православной церкви с центром в Киеве – скорее всего, после того, как от дел отойдет нынешний носитель титула Киевского патриарха Филарет (Денисенко), слишком уж одиозная для многих личность. Тогда этот титул, теперь уже с благословения Константинополя, может принять митрополит Онуфрий или его преемник, а может быть, некий третий иерарх. Заметная часть приходов и монастырей в эту новую юрисдикцию не войдут и останутся под рукой Москвы – все это уже проходили в Эстонии в 1990-х годах. Но то была маленькая прибалтийская республика, а здесь огромная Украина…

У такого развития событий будет, полагаю, немало побочных неприятных последствий, но назову, пожалуй, одно позитивное: по обе стороны границы многим станет окончательно ясно, что в XXI веке пора перестать жить мечтой о миражах империй из XIX века, а юрисдикции – не самое важное в христианстве. И что касается вопроса об устроении жизни (в том числе церковной) на территории соседней страны – это дело граждан и жителей этой страны. А у нас есть своя.

Андрей Десницкий,
"ГАЗЕТА.РУ", 10 июля 2018 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования