Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВМИР": Митрополит Элпидофор: "Чем больше сложностей – тем острее необходимость преодолеть их". Интервью влиятельного иерарха Константинопольского патриархата об автокефалии Украинской Церкви


Вопрос о предоставлении Вселенским Патриархатом томоса об автокефалии Единой Поместной Украинской Православной Церкви, возбужденный несколько месяцев назад властями и политиками Украины, остается в центре внимания православного мира. Об этом много говорят аналитики, эксперты, политики, церковные иерархи – как на Украине, так и в Росиии. Меньше всего слышен голос самого Константинополя, чья позиция по украинскому вопросу остается не вполне ясной. Вопреки ожиданиям и прогнозам, Синод Константинопольской Церкви на заседании 30 мая не принял томос об автокефалии Украинской Церкви. Комментарии представителей Вселенского Патриархата в СМИ носят обтекаемый характер.

Чтобы прояснить позицию Константинополя греческий журналист Афанасий Авгеринос взял интервью у одного из самых авторитетных иерархов Вселенского Патриархата – митрополита Прусского Элпидофора. Мы публикуем перевод интервью – в надежде, что это поможет разобраться в крайне сложной и больной теме украинской автокефалии, а также вызовет дискуссию. “Правмир” готов стать площадкой для такой дискуссии. Надеемся, что дискуссия будет содержательной и конструктивной. Пожалуйста, присылайте ваши отзывы и суждения.

Митрополит Прусский Элпидофор считается одним из влиятельнейших иерархов Константинопольского патриархата и одним из наиболее ревностных защитников его традиций, хотя практически никогда не выступавшим в российских СМИ. Очевидно, такого рода контакты осложняются тем обстоятельством, что видный архиерей не скрывает своей безоговорочной поддержки предоставлению автокефалии Украинской церкви, считая наиболее вероятным развитием ситуации в ближайшем будущем провозглашение ее автокефалии Вселенским патриархатом.

Наша встреча с митрополитом Прусским состоялась в Салониках на недавней международной богословской конференции, посвященной в том числе еще одному вопросу, осложнившему отношения между Фанаром и Москвой, а именно проведению Критского собора около двух лет назад. Какими бы непреклонными ни казались позиции митрополита Элпидофора, сама по себе редкая возможность беседы с ним специально для «Православия и мира» имеет свое значение в наше время, когда на кону стоит вопрос единства мирового православия.

«Вселенский патриархат убежден в том, что, чем больше существует сложностей, тем острее мы испытываем необходимость в проведении соборов и встреч и поддержании диалога, чтобы мы могли, сподобившись сошествия Духа Святого и помощи Господа нашего Иисуса Христа, преодолеть эти трудности», – говорит наш собеседник, расценив как «проявление богословской и экклисиологической неполноты отсутствие РПЦ на Святом и Великом Соборе Православной Церкви». Охарактеризовав Церкви, принявшие в конечном итоге решение о неучастии в cоборе, как «сателлитов Москвы», за исключением разве что Антиохийской кафедры, владыка утверждает, что они просто подводили аргументацию «под заранее принятое Ρусской Церковью решение взять курс на разобщение». «Общепризнанно, что неучастие Москвы и других Церквей не было вызвано их теологическими, экклисиологическими или каноническими убеждениями», – подчеркнул в этой связи иерарх.

В то же время митрополит Элпидофор полагает, что «скрепы еще не разрушены, каналы общения еще не перекрыты, но просто РПЦ должна приложить побольше усилий к тому, чтобы вновь завоевать доверие не только Константинопольского Патриархата, но и десяти Православных Церквей, которые задела закулисная деятельность с ее стороны, приведшая к неучастию и других Церквей». «Это Церковь с многочисленной паствой, с которой Вселенский Патриархат в трудные времена делил все тяготы пути Православных народов, так что закулисные действия не могут служить для нее примером зрелого поведения», – подчеркнул его Высокопреосвященство.  

Отвечая на наш вопрос о созванном наконец в июне 2016 года, несмотря на все разногласия, соборе, который производил впечатление мероприятия, проводимого под высоким патронажем американского Госдепа, митрополит Элпидофор назвал эти оценки «малохудожественным вымыслом» и пояснил, что «Вселенский патриархат, неся на себе бремя ответственности по проведению собора, привлек к организации американских греков, имеющих соответствующий опыт, в том числе орден архонтов Патриархата, состоящий исключительно из церковных деятелей, служащих в Американской Архиепископии и не имеющих никакого другого отношения к государственной службе, американской или какой бы то ни было другой».

Что касается автокефалии Украинской Церкви, митрополит Элпидофор высказался категорично, на уровне несогласия даже с прежними компромиссными позициями Фанара, предполагавшими в том числе согласие остальных Православных Церквей: «Предоставление автокефалии поместной Церкви вот уже почти 1350 лет подлежит исключительной юрисдикции и компетенции Вселенского Патриарха и Священного Синода Константинопольской Церкви.

Однако, Вселенский Патриархат, несмотря на свое право самостоятельно наделять автокефалией, не игнорирует остальные поместные Церкви, как это засвидетельствовано самой историей Церкви до сего дня. В случае с Украиной это возложено на специальную делегацию, наносящую визиты и проводящую встречи с Предстоятелями Православных Церквей в целях распространения объективной картины состояния вопроса и, разумеется, в целях развенчания распространяемой дезинформации и вводящих в заблуждение сведений».

«Критерием и целью для Материнской Церкви в данном случае служит не автокефалия сама по себе, поскольку таковая не является самоцелью», – подчеркнул иерарх и заключил: «Однако, ей отдается предпочтение с церковной точки зрения, как наилучшему и наиболее каноническому решению в данный момент, потому что только это сможет послужить единению православного народа Украины, который, как известно, полностью разобщен».

На вопрос, в чем же состоит эта «распространяемая дезинформация», был дан следующий ответ: «То же самое мы слышали и десять лет назад, в 2008 году, когда готовили официальный визит Вселенского Патриарха Варфоломея на Украину при президенте Ющенко и митрополите Киевском Владимире (Сабодане). Тогда Русская Церковь развернула точно такую же информационную кампанию среди всех остальных Церквей, угрожая расколом, Армагеддоном, концом света, утверждая, что Патриарх едет на Украину, неся раскол и т. д. и т. п. Однако, ничего из этого не произошло, так что и в настоящий момент у меня не вызывают беспокойства вся эта риторика со стороны Московского Патриархата».

В ответ на указание на то, что Украина погружена в гражданскую войну, в которой правительство подвергает артобстрелам целые области, а у самого президента, который и подал прошение об автокефалии, руки обагрены кровью своих сограждан, владыка ответил, что как архиерей и как человек церкви не поддастся искушению комментировать политические расклады и политических деятелей. «Это выходит за рамки моей компетенции и моей должности», – заявил иерарх и пояснил, что «решение церковного вопроса не усугубит и без того наихудшее положение, которое, как вы и описали, существует в данный момент на Украине, но, напротив, полагаю, что оно может способствовать умиротворению, единению и успокоению страстей вокруг религии».  

При этом владыка подчеркнул, что прошение о предоставлении автокефалии, поданное президентом государства, не является его личной просьбой: «Мы искажаем всю суть, рассматривая этот вопрос с такой точки зрения. Президент Украины принес в Фанар прошение украинского народа после одобрения его парламентом подавляющим большинством голосов. Следовательно, автокефалия не представляет собой предмет желаний лично президента страны, и Вселенский Патриарх в данный момент призван вопрос, который касается не только лидера этой страны».

Нельзя было не спросить Его Высокопреосвященство о том, что же это за упомянутые им «церковные власти», которые обратились с просьбой об автокефалии, в то время как ни одна признанная и каноническая Церковь на Украине не выдвигает таких требований, так что по нашему мнению его позиция вполне может вызвать различные формы противодействия.

«Если кто-либо антиканоничен, это не означает, что он не существует», – ответил митрополит Прусский и разъяснил: «Тот факт, что он объявляется раскольником, не отнимает у него права просить о своей реабилитации и об урегулировании своего ущербного положения у своей Церкви, а сочтя, что именно его Церковь ставит его в несправедливое положение, обратиться ко Вселенскому Патриарху, направив ему церковную апелляцию, так называемое “экклито”. Именно потому, что на Украине существуют раскольники и неканоничные, которые пытались обратиться к своей церковной юрисдикции и оказались отвергнуты, они могут, по нашему мнению, вполне правомерно обратиться во Вселенский Патриархат для рассмотрения вопроса и пересмотра их положения с вынесением не подлежащего обжалованию решения.

На данный момент, разумеется, Патриархат не приступал к рассмотрению апелляции, поданной кем-либо с Украины. Вероятно, в будущем Патриархат перейдет к рассмотрению дел по таким уже поданным апелляциям. Однако, что касается прошения об автокефалии, поданного канонической Церковью, я полагаю, что не следует делать акцент именно на этом соображении. Я бы предпочел поставить вопрос в другой плоскости: может ли сегодня каноническая Церковь на Украине подать прошение об автокефалии, даже если захочет? Всем нам известно, каким образом обстоят дела в Московской Патриархии. Кто дерзнул бы на такой шаг, оказался бы извергнут из Церкви по самой упрощенной процедуре».

Наряду с ведением полемики на острие дискуссии об отношениях Константинопольского Патриархата и об автокефалии, митрополит Элпидофор остается одним из наиболее деятельных иерархов на турецкой территории и в чисто мусульманской среде. Во всяком случае, он даже характеризует возрождение христианства в Турции как «громадный исторический успех и как дерзновение Константинопольского Патриарха Варфоломея». «Он стал первым Патриархом после Малоазийской катастрофы 1922 года, дерзнувшим вновь открыться – если мне позволено так выразиться – Востоку, Малой Азии и тем землям, что заключают в себе колыбель христианства – города, где учил апостол Павел во время своих путешествий, и где пастырствовали великие Отцы Церкви, такие как Григорий Богослов, Василий Великий, Свт. Николай Мирликийский и другие».

Владыка не преминул признать, что «в правление господина Эрдогана меньшинства переживают свои лучшие времена в Турции». По его словам, их положение во многом улучшилось и представители меньшинств впервые стали считаться и восприниматься как полноправные граждане. «Религиозным лидерам и нашему Патриарху оказывается уважение властями Турции, которые не проявляют по отношению к ним ни подозрительности, ни враждебности, ни злопыхательства, но, напротив, окружают их почетом и предупредительностью, что, не скрою, льстит нам и вызывает у нас чувство радости и удовлетворения.

Еще одним фактором, способствующим возрождению христианства на турецкой территории, является, конечно, присутствие православных славянского происхождения, которые заключают смешанные браки, живут и работают в Турции, подпитывая своим участием оскудевшую было жизнь приходов и митрополий, среди которых и Прусская митрополия, насчитывающая около 1000 семей. Для богослужебных целей на пожертвования, сбор которых я организовал за рубежом, в Греции и в других странах, были выкуплены два византийских храма в окрестностях Пруссы. Один из них представляет собой Архангельский собор в районе Сиги («Тишина») IX века, а другой – храм Богородицы Всецарицы XIV века в Триглии», – рассказал владыка.

Митрополит Элпидофор также заведует и знаменитой Богословской школой на острове Халки в Мраморном море, остающейся закрытой по решению турецкого правительства с 1971 года, несмотря на постоянные воззвания и протесты, направленные на возобновление ее работы, что восстановило бы православных верующих в их правах, предусмотренных Лозаннской конвенцией.

«Поскольку Богословская школа, существующая около 170 лет, расположена в монастыре с более чем тысячелетней историей, мы, в ожидании этого благостного события, решили возродить духовную жизнь обители. Подключилась наша молодежь, набралась братия, монастырь заполнился насельниками, а наша Церковь получила дюжину новых клириков», – поведал митрополит Прусский.

«На данный момент для меня имеет большое значение мозаика храма Богословской школы Халки, над которой работает Иван Мастеропулос, выдающийся мастер греческого происхождения, родившийся в Москве и являющийся на данный момент ведущим специалистом в мире в области византийской мозаики», – сообщил митрополит, добавив, что «есть и некоторые итальянские мастера, которым, однако далеко до Мастеропулоса и по уровню мастерства, и по качеству работы». По словам владыки, ему пришлось провести целые исследование, чтобы прийти к конечному результату.

«Прежде чем сделать окончательный выбор в пользу Мастеропулоса, я попросил его сделать на пробу апсиду жертвенника. Когда Патриарх Варфоломей увидел ее, он просто онемел, долго разглядывая ее и восторгаясь. Это действительно что-то несравненное, так что мы запустили процесс. Есть один благодетель, но стоимость очень велика, потому что прежде всего там нужно украсить весь храм», – поделился своими впечатлениями наш рассказчик, не скрывая блеск в глазах от предвкушения приятной перспективы.   

Следующей целью, по его словам, является библиотека Богословской школы. «Это одна из значительнейших православных библиотек в целом, поскольку прежние преподаватели Богословской школы на о. Халки учились в Санкт-Петербурге, были русскоговорящими, и их собственные библиотеки, по большей части русскоязычные, хранятся сейчас в целости на острове Халки. У нас в руках огромное богатство, мы уже приступили к оцифровке книг, которые мы обрабатываем одну за другой. На первом этапе мы составляем электронный каталог, а на конечной стадии выполняем реставрационные и консервационные работы, направленные на обеспечение сохранности изданий в будущем. Это отдельная огромная работа, бюджет превышает миллион евро, которые мы ожидаем от наших жертвователей», – рассказал митрополит, добавив, что работы ведутся при участии Церковной Академии г. Фессалоники и Мюнхенской Библиотеки.

Ловлю себя на том, что и мне, и, видимо, моему собеседнику было бы куда приятнее с самого начала обсуждать такие вот великие дела созидания и веры. Вероятно, наши мысли совпали и он произнес: «Мне не кажется нерешаемой эта проблема, которая возникла и на данной стадии проявляет себя. Думаю, что вполне можно навести мосты и снова начать сближение. Это может произойти, достаточно только пересмотреть критерии, на основе которых мы действуем и принимаем решения, точнее вернуться к чисто церковным и богословским критериям, на основании которых мы строим наши отношения и делаем свой выбор. При наличии трезвости и дистанцированности от любого мирского и государственного вмешательства или рекомендаций, которые мы, вероятно, получаем от других центров принятия решений, не являющихся церковными, но стремящихся сыграть свою роль в игре и превращающих Церковь и церковные структуры в средства для достижения тех или иных целей, у нас будет мир между Церквями. Но если мы будем оставаться в зависимости от вышеупомянутых центров власти, то Церкви обречены на столкновения постольку, поскольку сталкиваются между собой интересы государств».

Дай-то Бог, чтобы эти благие пожелания звучали не только в упрек, но и как призыв к совместным действиям всех сторон. Аминь.

Афанасий Авгеринос,
"ПРАВМИР", 4 июля 2018 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования